Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть VI политическая теория




Глава 20

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

АЙ. М. ЯНГ

На протяжении последней четверти века политологи-теоретики использо­вали понятия «политика» и «политический» преимущественно применительно к рациональному активному участию рядовых граждан в общественной жиз­ни. Совершенно очевидно отличие такого подхода от широко распространен­ных среди обывателей, журналистов, да и многих специалистов в области социальных наук взглядов, которые сводятся к пониманию политики как борьбы между представителями политических элит за голоса избирателей и влияние, при этом простым гражданам уготована роль лишь потребителей и зрителей. Основополагающее значение для развития политической теории XX в. по-прежнему имеет книга Ханны Арендт «Удел человеческий» (Arendt, 1958), поскольку в ней дана впечатляющая картина политического процесса, трактуемого как активное участие граждан в общественной жизни. Именно такой подход к проблеме разделяют многие политологи в наши дни.

Рассматриваемая с этих позиций политика выступает в качестве самого благородного выражения человеческой природы, так как предполагает наи­высшую степень свободы и творчества. Политика, понимаемая как коллек­тивная общественная жизнь, подразумевает направленность частных потреб­ностей и проблем на создание публичной сферы, где каждый человек (будь то мужчина или женщина), полностью сохраняя свои индивидуальные особен­ности, сможет проявить себя в общении с другими людьми. Используя соот­ветствующие понятия и предпринимая необходимые действия, люди сообща создают и воссоздают законы и институты, в рамках которых развивается их совместная жизнь, разрешают возникающие конфликты и разногласия и тем самым творят собственную историю. Социальная жизнь характеризуется оже­сточенной борьбой за власть, в ней неизбежны конфликты и насилие, неред­ки утраты, и все это может привести к разрушению существующего полити­ческого пространства. Однако когда политическое действие вновь обретает утраченный смысл, идеалы античного полиса возвращают нас к непреходя­щим ценностям человеческой свободы и благородства, которыми проникнуты

совместные действия людей, принимающих активное участие в публичных действиях (Arendt, 1958).

Арендт проводит различие между понятиями «политическое» и «социаль­ное». Она полагает, что «социальное», т.е. современная структура коллектив­ной жизни, все больше и больше отодвигает политику на второй план. Силы, приводящие в движение современную экономику, вкупе с массовыми дви­жениями навязывают людям все возрастающее множество потребностей, сти­мулируя производство и потребление вне домашнего хозяйства. Правитель­ственные организации все в большей степени ориентируются на то, чтобы управлять этой постоянно разрастающейся социальной массой, сдерживать ее и следить за происходящими в ней процессами через системы образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, социального управления и со­циального обеспечения. Возможно, в результате люди будут жить лучше и проводимый властями курс станет более или менее эффективным, однако подлинная общественная жизнь, как считает Арендт, в условиях современно­го государства все в большей степени увязает в трясине социальных потребно­стей (Canovan, 1992, ch. 4).

Хотя сегодня большинство представителей политической науки заявляют о том, что согласны с вышеизложенной трактовкой политики, для основной части политологов неприемлемы как различение понятий политического и социального, проводимое Арендт, так и ее ностальгический пессимизм по отношению к массовым общественным движениям, объединяющим людей, подвергающихся угнетению и ущемленных в гражданских правах. Поэтому более широкое распространение получило представление о том, что соци­альная справедливость является исходным условием свободы и равенства, и потому социальное должно находиться в центре внимания политического (Pitkin, 1981; Bernstein, 1986).

Нэнси Фрейзер в своей работе, посвященной теории государства всеобще­го благоденствия, по-новому подходит к концепции социального, сформули­рованной X. Арендт, и приходит к заключению, что значительная доля обще­ственной активности современных граждан свидетельствует о наличии факта политизации социального (Fraser, 1989). Соглашаясь с этим выводом, я хоте­ла бы в данной главе проследить ход развития политической теории на протя­жении последних двух десятилетий, причем за исходный пункт взять тезис о политизации социального. Естественно, предлагаемая версия эволюции поли­тической теории за двадцать пять лет построена на моем субъективном виде­нии проблемы, поэтому некоторым ее аспектам уделяется довольно большое внимание, в то время как ряд других вопросов остается в тени.

Так, в частности, сконцентрировав внимание на теме политизации соци­ального, я не буду иметь возможности подробно остановиться на анализе многочисленных политологических исследований последнего времени, авто­ры которых рассматривают отдельные аспекты политической теории на осно­ве традиционных исторических подходов к политологии как научной дисцип­лине. В то же время нельзя не отметить, что на взгляды многих представите­лей традиционного направления оказали влияние концепции социальной справедливости и партиципаторной демократии наших дней. В свою очередь, в процессе развития последних определенную роль сыграли и традиционные теории. Так, например, современные приверженцы теории гражданской рес­публики, несомненно, испытали воздействие идей Дж. Покока, сформули­рованных им в работе «Макиавеллиевское решение» (Pocock, 1975). В каче-

стве примера можно также привести книгу Дж. Миллера, посвященную ос­мыслению идей Ж.-Ж. Руссо, которая в значительной мере определила на­правление современных дискуссий о концепции партиципаторной демокра­тии (Miller, 1984).

По той же причине в данной главе мне не удалось уделить достаточного внимания тем разновидностям современной политической теории, методоло­гия которых строится на основе теории рационального выбора (эта тема более подробно освещается в других разделах), хотя многие разработки представи­телей этих направлений могут служить весьма ценным дополнением и высту­пать в качестве иллюстрации при рассмотрении проблемы социальной спра­ведливости и всеобщего благоденствия, которая находится в центре внимания настоящего исследования. К сожалению, за рамками последнего оказались также очень интересные и важные работы политологов по истории законода­тельства и политики. Также следует особо оговорить тот факт, что, несмотря на упоминание ряда работ на немецком и французском языках, основное внимание в данной главе уделяется англоязычной специальной литературе по политической теории.

Обращение к теме политизации социальных процессов позволяет вклю­чить в сферу рассмотрения значительную часть современных исследований в области политической теории, что открывает ряд чрезвычайно перспективных направлений в дальнейшем изучении этих концепций. Все обсуждаемые в настоящей главе теоретические тенденции в той или иной степени связаны либо с анализом проблемы социальной справедливости, либо с выражением и систематизацией политических аспектов современных социальных движе­ний, либо с теоретическим осмыслением происхождения власти государствен­ных и иных институтов, либо с рассмотрением социальных оснований поли­тического единства. В соответствии с различными формами, в которых в со­временной политической теории проявляется политизация социального, в главе выделяются шесть подразделов: понятие социальной справедливости и теория прав человека на благосостояние, теория демократии, феминистская полити­ческая теория, постмодернизм, новые социальные движения и гражданское общество, а также дискуссия между сторонниками либерализма и коммунитаризма. Данные проблемы затрагиваются во многих недавно опубликованных работах по политической теории, и хотелось бы надеяться, что в предлагае­мом исследовании мне удастся рассмотреть их в единстве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2675 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.