Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Урегулирование межэтнических конфликтов




Этнический фактор присутствует в большинстве происходящих сегодня конфликтов. Например, в 1991 г. в двух из четырех меж­государственных конфликтов, по крайней мере, одной из сторон была этническая группа, а в 27 внутригосударственных конфлик­тах доля этнических участников достигала 92%. Этническая дис­криминация была среди важнейших причин насилия и войн: во­оруженные конфликты происходили в 20 из 32 стран, в которых отмечена явная этническая дискриминация. Таким образом, меж­дународные и внутригосударственные конфликты невозможно ус­пешно анализировать без учета этнического фактора.

К решению этнических конфликтов можно подходить с разных сторон. Один подход состоит в том, чтобы, сконцентрировав вни­мание на ходе конфликта, выяснить его отличие от других типов конфликтов и попытаться найти средства, при помощи которых он может быть смягчен и в конечном счете решен. Другой подход предполагает изучение последствий этнического конфликта для существующей международной системы и возможностей ее реструк­турирования с целью снижения потенциала эскалации насильст­венных конфликтов.

Этнические конфликты часто не поддаются или с трудом под­даются решению. Это особенно характерно для случаев, когда конфликты четко кристаллизованы, а возможности группы изме­нить ситуацию ограниченны. В таких случаях индивидуальная и коллективная идентичности становятся более жесткими. Диалек­тика межгрупповых отношений с характерным для нее требовани­ем признания легитимной идентичности превращает конфликт в борьбу за такие принципы, как этническое самоопределение и вы­живание. Многочисленные факты свидетельствуют, что в кристал­лизованных межэтнических конфликтах, в которых борьба проис­ходит за ценности и принципы, любые решения, навязанные свер­ху, едва ли могут привести к успешному исходу. <...> Здесь нуж­ны скорее психологические и групповые решения, нацеленные на "демонтаж" этнических "наделов" и повышение гибкости и под­вижности внутри- и межобщинных отношений. Поэтому урегули­рование межэтнического конфликта представляет собой социаль­ный процесс, в который вовлекается, возможно, под внешним воз­действием, все местное население. Социальная трансформация эт­нических конфликтов "снизу" должна дополняться институцио­нальными преобразованиями "сверху", что способствует более тесно­му взаимодействию, формированию общих интересов и признанию равных прав и возможностей участия в принятии решений.

По сложившейся традиции при урегулировании конфликтов в центре внимания находятся спорные вопросы, действующие лица и их "ставки" в данном конфликте, т.е. упор делается на интересы действующих лиц, а не на их идентичность и ценности. Хотя учет интересов имеет существенное значение, все же такой способ ре­шения межэтнических конфликтов недостаточен. Исходя из этого целесообразно изучить другие пути разработки более эффективных методов решения конфликтов, снизанных с идентичностью. Один со­стоит в том, чтобы систематически применять ценностный подход к урегулированию конфликтов. При этом предполагается, среди проче­го, внимательное изучение межкультурных различий в стиле ведения переговоров, а также тонкостей социальных процессов и ценностей, с которыми сталкиваются переговаривающиеся стороны.

Необходимость ценностного подхода обусловлена тем, что в конфликтах, связанных с этнической или иными типами идентич­ности, речь идет о проблемах культуры, в то время как в основе обычных политических конфликтов лежат преимущественно мате­риальные интересы и институциональные взаимоотношения. Одна­ко чрезмерный упор на культурные различия может оказаться контр­продуктивным, поскольку стороны иногда становятся настолько чувствительными к взаимным различиям, что это сводит на нет поиски точек соприкосновения. Поэтому внешние посредники должны стремиться найти приемлемое соотношение культурно-ценностных сюжетов и такой повестки переговоров, которая включа­ла бы достаточное число разрешимых практических вопросов.

С этой целью имеет смысл четко различать интересы и ценно­сти. Инструментальные методы, рассматривающие межэтнический конфликт как столкновение интересов, а не идентичностей и прин­ципов, считаются более эффективными, чем ценностные подходы. Отдавая приоритет интересам, можно снизить значимость эмоций и идентичностей. Конфликт формулируется в категориях делимых материальных ценностей, включающих среди прочего территорию, права на собственность, политическую власть, экономические ре­сурсы. Такой путь урегулирования конфликтов строится на транс­формации спорных вопросов, переключая внимание сторон с иден­тичностей на интересы.

Тем не менее, не следует полностью отказываться от надежд на эффективность ценностных подходов. Имеется достаточно под­тверждений того, что сработать может любой из двух подходов. Для достижения согласия относительно ценностей может потребо­ваться больше усилий третьей стороны. При этом целесообразно использовать различного рода "мягкое посредничество", при кото­ром первостепенное значение имеет выяснение фактор и консуль­тации, а не политика давления.

Ценностный подход может оказаться успешным применительно к малым группам. Но сомнительно, чтобы он был эффективным в коллективных переговорах между этническими общностями. Поэтому цели ценностного подхода должны быть ограниченными: смягчить и удержать проявления конфликта в рамках, позволяющих разумно ре­шать трудные политические и экономические вопросы.

Кроме того, в межэтнических конфликтах в качестве дейст­вующих лиц выступают не только политические единицы, напри­мер государства, обладающие целостностью, но и весьма аморф­ные этнические группы, нередко не имеющие даже общей терри­тории. Нельзя ожидать, чтобы такие стороны следовали тщательно просчитанной тактике и благодаря посредникам легко пришли к компромиссам в ходе переговоров. Иногда выясняется, что пред­ставителям этнических групп выгодно подчеркивать отсутствие сплоченности и невозможность контролировать неподчиняющиеся политические элементы.

Спорные вопросы межэтнического конфликта в связи с их культурной и экспрессивной природой менее четко структурирова­ны, чем при иных типах конфликтов. Это связано с их сложно­стью: немного найдется политических проблем, которые были бы столь трудно разрешимы, как определение и признание автономии и самоопределения этнических наций. Единственный приемлемый путь — обратить эти проблемы в конкретные и подлежащие об­суждению вопросы.

Самый прямой путь урегулирования этнического конфликта — начать двусторонние переговоры между государством и этниче­ским меньшинством. Однако из-за сложности проблем и отсутст­вия простых решений переговоры зачастую либо вовсе не начина­ются, либо быстро заходят в тупик. Отсюда следует, что для ре­шения этнических конфликтов необходимо воздействовать на уча­стников переговоров и в то же время формулировать правила, оп­ределяющие отношения между ними. И то и другое обычно пред­полагает привлечение третьей стороны и превращение переговоров из двусторонних в трех- или многосторонние.

Третьей стороной могут быть частные лица либо международ­ные организации, при этом возможны различные формы участия. Ключевое значение имеет, представляют ли частные лица прави­тельственные или неправительственные организации, а если пра­вительственные, то каких стран: соседних или более отдаленных, что позволяет им выступать в качестве беспристрастных посред­ников. Если этническая группа расселена на территории двух со­седних государств, не исключается возможность, что правительст­ва договорятся о совместных действиях против меньшинств. Такой сговор состоялся между Ираном и Ираком против курдов в 1975 г., между Индией и Шри-Ланкой против тамилов в 1987 г. Сотрудни­чество между враждебными правительствами обычно мотивирует­ся опасениями, что сепаратистские устремления могут распро­страниться из одной страны в другую.

Подключение третьей стороны коренным образом меняет структуру этнического конфликта. Оно осложняет переговоры и может содействовать их ходу лишь и том случае, если третья сто­рона выступает как беспристрастная сила, способная преодолеть тупик и настоять на решении проблемы. Судя по известным при­мерам, привлечение третьих сторон (как правило, не великих дер­жав) — достаточно обычное явление, но оно редко приводило к успеху. Поэтому в качестве посредника в этнических конфликтах предпочтительны не национальные, а региональные или всемирные международные организации. Они, как правило, более объективны и пользуются большим доверием конфликтующих сторон. Но чтобы достичь желаемой цели, международные организации должны преодолеть несколько препятствий: добиться согласия между важ­нейшими странами-участницами, найти адекватные для осуществ­ления миссии ресурсы, получить признание конфликтующих сто­рон либо, если те отказываются сотрудничать, выяснить возмож­ности применения силы, чтобы остановить кровопролитие.

Один из путей урегулирования этнических конфликтов — это использование альтернативной, или "народной", дипломатии. Она представляет собой неправительственную, неформальную и неофи­циальную форму улаживания споров. Это взаимодействие между частными лицами или группами в пределах страны или между различными народами или группами, не связанными с правитель­ственными структурами из разных стран. Считается, что этот ва­риант более гибкий, новаторский и конструктивный, чем традици­онные межправительственные переговоры. <...> "Народная дипло­матия" позволяет установить контакт и начать диалог, невзирая на отказ доминирующей и соответственно контролирующей государ­ственную машину группы вступать в формальные переговоры с внутренним оппонентом. Но технический прием сам по себе не может заставить государство вступать в контакт с мятежниками: например, никакая народная дипломатия не в силах заставить правительства Турции и Ирака обсуждать с курдами вопрос об ав­тономии. Путь к переговорам может быть найден лишь там, где есть желание противоборствующих сторон вести переговоры. <...> Наиболее примечателен в этом отношении пример Южной Афри­ки, где Африканский национальный конгресс, Национальная пар­тия и другие силы смогли договориться и осуществить в целом мирный переход к демократии в стране, постоянно раздиравшейся острыми этническими и политическими противоречиями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 608 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2280 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.