Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 11 страница




Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и сферу художественной деятельности людей. Соотношение этих разделов менялось на протяжении её истории и понималось неодинаково – от попыток сведения эстетики к «философии прекрасного» до её трактовки как «философии искусства»; и т.д. и т.п. [Как особая дисциплина вычленяется у немецкого философа Александра Баумгартена (1714-62), введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» – низшей теории познания, дополняющей логику. Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804) считал, что эстетика – это наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII - нач. XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у классика немецкой философии Гегеля (1770-1831). Основной проблемой философско-эстетической мысли античной культуры, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного (центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала)].

Юмор (англ. humour – нрав, настроение, склонность) – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от «разрушительного смеха» (сатиры), в юморе под маской смешного таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака», что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. Юмор приоткрывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравными странностями подлинную природу вещей, за смешным грустное – «сквозь видный миру смех… незримые ему слёзы» (Н.В. Гоголь). [В зависимости от эмоционального тона и культурного уровня юмор может быть добродушным, жестоким («чёрным»), дружеским, тонким, грубым, печальным, трогательным и т.п. Для культур до нового времени юмор не характерен. Первые литературные образцы универсального смеха, близкого к юмору, принадлежат эпохе Возрождения. Основные представители в европейской литературе: «Дон Кихот» Сервантеса (см. Возрождение) – отправная точка для последующей эволюции юмора.; ЭразмРоттердамский (см. Возрождение); Рабле (см. Бахтин, Возрождение); комедии Шекспира (см. драма); Стерн (см. роман); Вальтер Скотт (см. роман); Джонатан Свифт (см. сатира); Чарлз Диккенс (см. реализм); Марк Твен (см. реализм); Ярослав Гашек (1883-1923) – чешский писатель-сатирик. В антимилитаристском романе «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921-23) сочетаются юмор с сатирическим гротеском; и др. Юмор в русской литературе: Н.В. Гоголь; М.Е Салтыков-Щедрин; А.Н Островский; А.П. Чехов; А.Т. Твардовский; М.А. Шолохов; Андрей Платонович Платонов (1899-1951) – писатель. В прозе Платонова мир предстаёт как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России – 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе – в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) – неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, специфический юмор сопрягающиеся в ткани повествования с отвлечёнными понятиями и метафорическими образами; Зощенко (см. сатира); Ильф и Петров – писатели, соавторы. Ильф Илья (наст. имя и фам. Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897-1937), Петров Евгений (наст. имя и фам. Евгений Петрович Катаев; 1902-42; погиб на фронте). В романах «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931) – похождения талантливого мошенника и авантюриста, показ сатирических типов и советских нравов 20-х гг. и др.; М. Булгаков (см. гротеск); В.М. Шукшин и др.].

Язык – 1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения и культуры. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык появился вместе с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Членораздельная речь – определяющее средство дальнейшего развития человека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др. Язык изменяется во времени [т.е. подвержен диахронии (от греч. dia – через, сквозь и chronos – время) – историческое развитие тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом. Противопоставляется синхронии], может перестать использоваться в сфере общения [т.н. мёртвые языки – языки, не существующие в живом употреблении и, как правило, известные лишь по письменным памятникам или в искусственном регламентированном употреблении (напр., латинский язык)]. Разновидности языка – национальный язык, литературный язык, диалекты [(от греч. dialektos – говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью] и др. играют различную роль в жизни общества. 2) Любая знаковая система (напр., язык математики, язык программирования, кино, язык жестов и др.). 3) То же, что стиль (язык романа, язык газеты).

 

 

IV. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебное пособие. – М.: Nota bene, 2000.

3. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

4. Культурология (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

5. Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений. / Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

7. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2001.

8. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002.

9. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История мировой культуры. Конспект лекций. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

10. Шишова Н.В. и др. Культурология: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. – М., 1988.

2. Алпатов Л.В. Древнерусская иконопись. – М.: Искусство, 1974.

3. Антология исследований культуры. Под ред. Л. П. Мостовой. Т. 1. – СПб., 1997.

4. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб.: Эго, 2001.

5. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

6. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999.

7. Бычков В.В., Бычкова Л.С. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 3.

8. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. – М.: Искусство, 1996.

9. Всемирная галерея. – СПб.: «Александр ПРИНТ», 1995.

10. Генис А. Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм) / Иностранная литература. 1994. № 10.

11. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме / Общественные науки и современность. 2000. № 2.

12. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь: Леан, 1997.

13. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. 2-е изд. – М., 1997.

14. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. – СПб., 1995.

15. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.

16. Ильин И.П. ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1998.

17. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань, 1997.

18. Киященко Н.И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2000.

19. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.

20. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Теоретический очерк. – М.: Наука, 1994.

21. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.

22. Кондаков И.В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории. – М.: Книжный дом Университет, 1999, 2000.

23. Кондаков И.В.. Культурология: история культуры России. Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003.

24. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1984.

25. Культурология. XX век. Антология. – М.: Юристъ, 1995.

26. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

27. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. 2001. № 4.

28. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя, 1998.

29. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.

30. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство – СПб., 1996.

31. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

32. Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. / Отв. ред. и сост. Баранцев Р.Г. – СПб.: «Алетейя», 2000.

33. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999.

34. Массовая культура. Учеб. пособие. – М.: Альфа-М; Инфра-М, 2004.

35. Митрохин Л.Н. Религия и культура. – М.: ИФ РАН, 2000.

36. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). – СПб.: Лениздат, 1993.

37. Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Искусство, 1973.

38. Морфология культуры: Структура и динамика. Учебное пособие. – М., 1994.

39. Неретина С.С. Огурцов А.П. Время культуры. – СПб.: Русский христианский институт, 2000.

40. Постмодернизм и культура (подборка статей) / Вопросы философии, 2001, № 8.

41. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской культуры. – М.: Наука, 1987.

42. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Политиздат, 1991.

43. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

44. Уайт Лесли. Избранное: Наука о культуре / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004.

45. Уайт Лесли. Избранное: Эволюция культуры / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004.

46. Файбисович С. Прогулки по общим местам. Тяжкая невесомость андерграунда. / Новый мир. 2000. № 8.

47. Философия культуры: становление и развитие. Учебное пособие для вузов. / Под ред. М. С. Кагана. – СПб., 1998.

48. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995.

49. Флиер А.Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура. // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

50. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Т. 1. – СПб.: «СЛАВИЯ», 1994.

51. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. – М., 1997.

52. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1998.

СПРАВОЧНАЯ

1. Культурология. XX век. Словарь. – СПб: Университетская книга, 1997.

2. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб.: Университетская книга Алетейя, 1998.

3. Летопись художественной культуры / Сост., науч. ред. С.В. Стаховский. В 2-х т. – М.: Аграф, 1997.

4. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1997.

5. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: Вече-АСТ, 2003. – 512 с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.