Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кцдогатвеши культура




ки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив, приток молодых кад­ров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн1.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские уче­ные и специалисты принимались в самые лучшие на­учные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых пере­довых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономи­ческом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области ген­ной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; про­цесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные като­ды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования куль­туры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опуб­ликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появи­лись сотни новых, в том числе литературных, журна­лов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, по также откры-


 

тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юри­дический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живо­писи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появи­лось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выво­ды об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

 

■ KB __________________________________________

■ Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в бу­квальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «се­ребряного века» высочайшей точки и всемирного при­знания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

■ Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

■ Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно ■--через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партий­ные органы выдвигали в директора), рабфаки (подгото­вительные факультеты для ускоренного обучения и под­готовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).

■ Самым эффективным средством считалась всеобщая на­ционализация— не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

■ Активнее других боролся со старой культурой Пролет­культ (Пролетарская культура) — культурно-просвети­тельская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Нар-комиросе, отрицая культурное наследие.

■ В стране развернулась массовая кампании ликвид.щми неграмотности среди взрослых п детги.


Раздел?■ Мировая кудажестввннаи культура

■ Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.

■ В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, пово­рот, — переход от революционного аскетизма к благо­получию частной жизни и более цивилизованным фор­мам поведения.

■ Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомысля­щих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

■ Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечелове­ческим и общегумаппым соображениям именуют «внут­ренней эмиграцией».

■ Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому худож­нику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944).

■ Другим творцом современного искусства стал К.С. Ма­левич (1878—1935). С него начинается эра супрематиз­ма (от лат. supremus— высший, последний), или искус­ства геометрической абстракции.

■ Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположни­ком конструктивизма, течения, которое до 1921 года офи­циально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

■ Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллю­стратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского аван­гарда— так называемого аналитического искусства.

■ Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных ви­дов искусства М.З. Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направ­лений, как экспрессионизм и сюрреализм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.