Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 14. Культура советский России




сонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборни­ком «Проблемы идеализма-» (1902) и положило начало ре­лигиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где Бердяев руководил журналами «Но­вый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в не­драх которого возникло течение, названное «новым ре­лигиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловь­ева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев проводит еженедельные литературно-фи­лософские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером неболыпевистской об­щественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой груп­пы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бер­дяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, со­действует становлению Русского студенческого христи­анского движения (РСХД).

В 1924 году он переезжает во Францию, где стано­вится редактором основанного им журнала «Путь» (1925—1940), важнейшего философского органа рос­сийской эмиграции. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль — служить посредником между русской и запад­ной культурами. Он знакомится с ведущими западны­ми мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфес­сиональные встречи католиков, протестантов и право­славных (1926—1928), регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах.

Бердяев — автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопо­знание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло, страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяе­ву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Его книга «Исто­ки и смысл русского коммунизма» выдержала во Фран­ции восемь изданий. По его книгам в том числе за­падная интеллигенция познакомилась с русским марксизмом и русской культурой.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение — евразийство. Среди его сторонников и авторов — лин­гвисты И. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карса­вин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты — П. Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнород­ные (1921 —1924), постепенно, к 30-м годам, приобре­тали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и ста­тьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившую­ся в XVI века теорию «Москва — третий Рим».

Евразийство, идейно-политическое и философ­ское течение в русской эмиграции 1920—1930-х го­дов. Началом движения стал выход сборника «Ис­ход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина ев­разийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я.Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный мате­рик между Азией и Европой и особый тип куль­туры. На первом этапе движения евразийцы осу­ществили ряд плодотворных историко-кулыурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский и др.), со­четавшаяся с проникновением в движение агенту­ры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, С.Я. Эфрон и др.), вызывала про­тест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20—30-х годов евразийство пошло на убыль.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20—30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее пред­ставители доказали, что русская культура может суще­ствовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг — сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

От «серебряного века» к «бронзовому». Но и ос­тавшиеся в Советской России деятели культуры ока­зались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия сохранить и преумножить достижения рус­ской культуры. После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского на­правления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало админист­ративному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую док­трину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась со­циалистическим реализмом. Принципы социалистиче­ского реализма сформулированы ЦК ВКП (б) в 1932 году и навязывались как единственно правильные.

Социалистический реализм, термин, употреб­лявшийся в советском литературоведении и искус­ствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, кото­рый «требует от художника правдивого, истори­чески конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализ­ма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эсте­тическое понятие «реализм» было соединено с оп­ределением «социалистический»,что на практике вело к подчинению литературы и искусства прин­ципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социа­диетического реализма (постулаты народности ис­кусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию со­циалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из ду­ховной жизни народа талантливые произведения (А.А. Ахматовой, Д.Д. Шостаковича, СМ. Эйзен­штейна, П.П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произ­ведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.

Попытки расширить «теоретическую базу» со­циалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х it.) или принципом эстетически «от­крытой системы» (в 70-х гг.) не изменили офици­альный статус и идеологическую природу поня­тия. К концу 80-х гг. социалистический реализм становится историко-литературным термином. Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький (наст, имя — A.M. Пешков; 1868—1936). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное учи­лище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастер­ской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нрав­ственных терзаний: в 1887 году он даже пытался по­кончить с собой. Горький принимал участие в револю­ционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками, создал панораму героиче­ских образов, которые представляли новый тип рево­люционеров-интеллигентов. На него влияли самые разные, иногда несовместимые между собой, фило­софские течения — от идей французского Просвеще­ния и позитивизма до ницшевского индивидуализма и философии жизни А. Шопенгауэра. Отсюда, видимо, проистекает противоречивость его мировоззрения и непоследовательность поступков: Горький то обличал советскую власть в развязывании террора («Несвое­временные мысли», 1918), то верно служил ей, пропа­гандируя социалистический образ жизни и восхваляя Сталина. Свои политические симпатии Горький выра­зил в знаменитом романе «Мать» (1906), а религиоз­ные поиски, идеи богостроительства — в повести «Ис­поведь» (1908).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интел­лигенции от голодной смерти и расстрелов, благодар­но оцененная современниками (Е.И. Замятин, A.M. Ре­мизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литерату­ра», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств». В 1934 году он возглавил Союз писателей СССР, соз­данный по его инициативе. В 1936 году Горький напи­сал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являю­щуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из клю­чевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы.

|

§ б. Советская литература второй половины
XX века ______________________

Несмотря на партийный контроль и идеологиче­ские запреты советская литература в середине и во второй половине XX века дала миру целый ряд вели­ких творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобе­левской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Сол­женицын и И. Бродский.

Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А. Шоло­хов (1905—1984) не испытывал притеснений со сторо­ны официальных властей. Но подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной преданностью. Шолохову удалось, в отли­чие от множества других советских писателей, добив­шихся официальных почестей, создать гениальные произведения. Среди них роман «Тихий Дон» (IT.W

1940), изображающий драматическую судьбу донского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. В романе «Поднятая целини» (1932—1960) передана неповторимая атмосфера и накал эпохи коллективиза­ции советской деревни.

Иначе сложилась судьба великого русского писа­теля и поэта Б.Л. Пастернака (1890—1960), родившего­ся в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто собирались музыканты, худож­ники, писатели, среди гостей бывали Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, А.Н. Скрябин, В.А. Серов. Атмосфера родитель­ского дома определила глубокую привязанность твор­чества Пастернака в культурной традиции России. В детстве Пастернак обучался живописи, затем всерь­ез готовился к композиторской карьере, пока не посту­пил на философское отделение историко-филологи­ческого факультета Московского университета, где слушал лекции знаменитых философов. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946—1955). В центре повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных со­бытий. Но это не документальный рассказ о войнах и революциях — книга посвящена «вечным» вопросам бытия — смерти и бессмертию, глубинной связи жиз­ни отдельного человека с родной культурой и истори­ей, смыслу и предназначению человеческого сущест­вования. Роман имеет религиозную окрашенность: изображение жизненного пути человека как хожде­ния по мукам. Культура представляется как результат устремленности человечества к бессмертию. В сталин­ские годы Пастернак неоднократно вступался за не­винно репрессированных, а в 1958 году советские власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелев­ской премии, присужденной ему за «Доктора Жива­го» — один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклоне­нии перед Западом. Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза.

Другой лауреат Нобелевской премии, великий рус­ский писатель А.И. Солженицын (р. 1918), прошел фронт и был награжден орденами Отечественной вой-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 397 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.