Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудсжвственная культура




Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода — А.А. Блок, В.В. Мая­ковский, С.А. Есенин, A.M. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол­стой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Пау­стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Сол­женицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Ро­ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ана­ньев, В.П.Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. — не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмигра­ции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзо­повым языком, других, желающих во всем быть ис­кренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, до­вольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма — ухода от реальности.

Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Запад­ной Европы, Америки и Японии русский юмор гораздо более социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской изящности, по они наделены тем, чем не обладает ни одна культура мира, — способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гам­му политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубо­чайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в Рос­сии одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисиммет­рии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира слу­жили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» сторо­ной советского искусства, но и компенсацией того мо­рального и культурного ущерба, который наносит наро­ду всякая цензура, любые запреты.

Творчество И. Ильфа (1897—1937) и Е.Петрова (1902—1942), М.М. Зощенко (1894—1958) — доказатель­ство того, каких высот в искусстве можно достичь, пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых серьезных, самых фундамен­тальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стуль­ев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантю­риста — здесь дана панорама социальных типов совет­ских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934—1935) М.Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалированно показа­но то, о чем в слух сказать было невозможно — ханже­ская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков.

Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду, которую давно и во всех подробностях знали все —даже партийные чиновники, запрещавшие эту правду. Зна­ли, но делали вид, что этого нет или не должно быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них никто не требовал — ни собственный народ, ни их враги за рубежом. Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превраще­ния культуры — живого творчества живых масс — в придворную служанку. От напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую очередь партийные работники, тайком читавшие запре­щенные и западные книги. Все понимали, что офици­альное советское искусство — давно не искусство, а пла­кат, и все делали вид, что не верят этому.

Творчество А.П. Платонова (1899—1951) искусст­воведы ставят в один ряд с величайшими фантасмаго-ристами XX столетия. В его прозе (романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море») мир пред­стает как противоречивая, часто трагическая целост­ность человеческого и природного бытия, в завуалиро­ванном под отвлеченные понятия и метафоры виде в них выражено неприятие социалистических форм переустройства жизни.

Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный русский писатель М.А. Бул­гаков (1891 —1940). В романе «Белая гвардия» (1927), пьесах «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до конца жизни он работал над получившим мировую извест­ность романом «Мастер и Маргарита», где поставле­ны вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. В течение долгих Лет творчество Бул­гакова замалчивалось официальной советской крити­кой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х го­дов началось массовое издание его произведений.

 

д § 4. Авангардизм в живописи _____________ ____

В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся предста­вителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаро­вой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период Первой мировой войны. Последовавшие за ней рево­люционные события и ужасающая разруха Граждан­ской войны не остудили творческий жар русской ин­теллигенции.

После 1915 года Москва становится столицей но­ваторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кон-чаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок «Супремус» (Малевич, Розанова, Клюн, Попова). В Мо­скве и Петербурге то и дело возникают новые направ­ления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила жи­вописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художествен­ные вузы, в Москве создаются Институт художест­венной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).

Исключительно важное место в развитии абст­рактной живописи принадлежит гениальному русско­му художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кан­динскому (1866—1944). Кандинский происходил из разбогатевшей семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Как это было принято в среде крупной мо­сковской буржуазии, Кандинский изучал право и экономику в Московском университете, но юридиче­ская карьера не привлекала его. В 1889 году он едет с этнографической экспедицией в Вологодскую губер­нию, где знакомится с древнерусской иконописью и народным творчеством. Другим важным событием в его художественном становлении явилась картина «Стог сена» Моне, глядя на которую Кандинский, в те годы студент юридического факультета Московского университета, почувствовал, что «в этой картине нет предмета». С этого момента предмет потерял для Кан­динского прежнюю значимость. Постепенно живопись вытеснила юриспруденцию: в 1896 году он отказыва­ется от должности профессора Дерптского (Тартуско­го) университета.

В начале 1900-х годов Кандинский много путеше­ствовал по Европе и Северной Африке, но постоян­ным местожительством избрал Мюнхен (1902—1908). В 1910 году создал первое абстрактное произведение — хаотичное размещение красочных пятен и линий, ни­чего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве». С этого момента в искусстве XX столетия стало разви­ваться новое направление, получившее название аб­страктного. Кандинский полагал, что нарождается новая эра в развитии человечества, возникает раса людей будущего. Для них будет ценен мир внутренне­го и духовного. В 1911 году вместе с Францем Марком Кандинский создает знаменитое объединение «Синий всадник». Художники организуют выставки, налажи­вают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, Кандинский написал око­ло 200 картин, которые группировались по трем цик­лам: «импровизации», «композиции», «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки.

С началом войны Кандинский, российский под­данный, вынужден был покинуть Германию. Воз­вратившись в Москву, он активно включается в ху­дожественную жизнь: участвует в создании Музея живописной культуры (всего он участвовал в создании

22 провинциальных музеев), преподает в университе­те и Вхутемасе. В 1920 году Кандинский выступает ини­циатором создания Иихука. В 1921 году он становится одним из организаторов и вице-президентом ΡΑΧΗ. В 1921 году Кандинский уезжает из Москвы и возвра­щается в Германию, где становится профессором Бау­хауза в Веймаре. Этот период, названный Кандинским «лирическим геометризмом», был самым продуктив­ным в его творчестве. Художник достигает всемирно­го признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США.

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра су­прематизма (отлат. supremus— высший, последний), или искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи, он в 1905 году при­езжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года, под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в творчестве Мале­вича начинается период футуризма, получивший на­звание «кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом, характерным для фу­туристов. В 1915 году возникли первые полотна, соз­данные в новом стиле супрематизма, в нем сохрани­лось «кубофутуристическое» единство динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую «белую бездну», призванную сим­волизировать превосходство чистой формы над теку­чей предметностью.

В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «бес­предметных» произведений и среди них— «Черный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и предметами, живописцы устремились к открытию внут­ренних законов искусства. Новому стилю были свойст­венны геометрические абстракции из простейших фи­гур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). После революции Малевич являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей в Москве, возглавлял Го­сударственный институт художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926 году он преподавал в Киевском художественном ин­ституте.

Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—-1953), считающийся осново­положником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально признавалось властями в каче­стве ведущего направления революционного искус­ства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х — начале 1910-х годов художник сбли­зился с отечественными авангардистами, прежде все­го с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А.Е. Крученых, среди ко­торых достаточно быстро выдвинулся на одно из пер­вых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой фрак­ции» в профессиональном союзе художников-живо­писцев, с 1918 года — председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатор создания музеев нового типа («музеев художествен­ной культуры»), председателем Объединения левых те­чений в искусстве (1921 —1925), руководил Отделом материальной культуры Гинхука (1923—1925) в Петро­граде.

Сущность конструктивизма составляла идея прак­тичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала XX века — памятником III Коммунистическому Ин­тернационалу (1919—1920). Спиральная башня, высо­той 400 м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая долж­на была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосхо­дившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Кон­струкция из металлических балок и четырех вращаю­щихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодатель­ные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение технологически новых материалов и аб­страктные формы, полностью лишенные какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух револю­ции. Сам Татлин почитал свое творение высшей точ­кой синтеза разных искусств.

Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним A.M. Лисицкого) (1890—1941), известный как талантливый российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик, один из создателей нового вида искусства — дизайна. Один из самых ин­тересных периодов его творчества связан с Витебском, который в 1919—1921 годах был чуть ли не художест­венной меккой всей России. Достаточно сказать, что здесь жили и трудились М. Шагал, возглавлявший Народное художественное училище, К. Малевич, осно­вавший 1'руппу УНОВИС, и Эль Лисицкий, руководив­ший мастерской у Шагала и вместе с Малевичем офор­мивший юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны» (проекты утверждения нового). Проуны, по мысли авто­ра, синтезировали методы супрематизма и конструкти­визма, служа «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». Они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок: из проунов впослед­ствии выросли прославленные проекты «горизонталь­ных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный ди­зайн.

Лисицкий участвовал в общеевропейском движе­нии конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернациональ­ного языка, понятного вне форм словесного общения.

Конструктивизм оказался чрезвычайно плодови­тым не столько в фундаментальной, сколько в при­кладной сфере искусства. От него беруг начало два культурных начинания XX века — дизайн и производ­ственное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Первое получило мировое признание, второе осталось па уровне «домашней заготовки».






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2515 - | 2249 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.