Производственное искусство — направление в российском дизайне 1920-х годов, сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О.М. Брик, A.M. Ган, A.M. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт «художника-инженера», который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего. Изображение допускалось лишь в виде фото- и кинодокумента. Программа «производственников» легла в основу педагогических установок Вхутемаса.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов (1881 —1941) создатель самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического искусства. Вступление в 1910 году в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея» (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, братья Бурлюки и др.) оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1916— 1918 годах он воевал на фронте, а в 20-е годы — создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату, стал организатором Гинхука в Петрограде.
Филонов называл себя художником-исследователем, понимая процесс создания картины как процесс исследования каждого микроэлемента его структуры. Основой своего аналитического метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности служила условием создания даже большой картины. Большие холсты писались маленькой кистью. Каждый мазок означал «единицу действий», требующую предельного творческого напряжения. Филонов-ский метод предполагал, что зритель должен принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. Филонов утверждал, что художественная картина должна выражать не только форму и цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, известных и тайных свойств, имеющих бесчисленные предикаты. Его аналитические картины звучали то как формулы («Формула мирового расцвета», 1916; «Формула космоса», 1919; «Формула мирового пролетариата», конец 20-х и др.), то как философско-культуроло-гические трактаты («Запад и Восток», «Восток и Запад», 1913; «Пир королей», 1913 и др.) Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено и передано его сестрой в дар Государственному Русскому музею.
Панорама русской живописи XX века будет неполной без освещения такой колоссальной фигуры, как М. Шагал, один из крупнейших представителей сюрреализма. Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887— 1985) родился в России (Витебск), но в 1922 году эмигрировал за рубеж. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпические картины из цикла «Любовники», жанровые, портретные, пейзажные композиции. После революции Шагал получил от властей мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М.В. Добужин-ского, И.А. Пуни, Л.М. Лисицкого и др. Конфликт с К. Малевичем в 1920 году вынудил его уехать в Москву, где занимался оформительской деятельностью и работал учителем в колонии для малолетних беспризорников. В 20—30-е годы, когда пришлось эмигрировать из страны, Шагал путешествовал по многим странам мира, подружился с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и др. Франция стала его второй родиной, здесь он создал большое число гравюр, литографий, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. Шагал оказал колоссальное влияние на все мировое искусство.