Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудожвственная культура




первой половины XIX века чтение стало массовым явлением. Читательские интересы превращаются в важную характеристику личности1.

Творческим преемником А.С. Пушкина был М.Ю. Лермонтов (1814— 1841). В юности он был выгнан из Московского университета за вольномыслие, пере­ехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой проучился два года.

Его творчеству свойственна романтическая направ­ленность и глубокий психологический реализм. Верши­ной лермонтовского творчества считается его роман «Герой нашего времени». Многие его произведения по­служили основой для создания музыкальных, театраль­ных, кино (опера «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Утес» СВ. Рахманинова, романсы А. С. Даргомыжского и М.А. Ба­лакирева, песня, почитающаяся народной, — «Выхожу один я на дорогу»).

Эпоху Пушкина именуют «золотым веком» русской поэзии. С его смертью в литературе господствует про­за. «Золотой век» связывают с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, АП. Чехова. В первое десятилетие XX века в русской литературе вновь доминирует поэзия. Русская культура переживает так называемый «сереб­ряный век».

Социальным пафосом, обличением общественных язв проникнуто творчество Н.В. Гоголя (1809—1852). Литературную известность ему принес сборник «Вече-ранахуторе близ Диканьки» (1832), насыщенный укра­инским этнографическим и фольклорным материалом. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с кото­рой связано становление натуральной школы. Гротеск­ное начало «петербургских повестей» («Нос», «Порт­рет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (1836) — фантасмагории чиновничье-бюрократическо-го мира. В поэме «Мертвые души» (1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.


 

Вторую четверть XIX века по праву называют «зо­лотым веком» русской художественной литературы. Господствующим направлением становится критиче­ский реализм. К гоголевской традиции близко примы­кало творчество А.Н. Островского (1823—1886). Его драматургические произведения заняли прочное место па русской и зарубежной сцене.

Творчество Ф.М. Достоевского (1821 —1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Достоевско­го от тезиса о «неисследуемости» человеческой при­роды. Всемирную известность получили романы «Бед­ные люди» (1846), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871 —1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).

Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 —1910) исследовал не только «текучесть» повседневного мира человека, моральные устои личности, но и глобальные социальные процессы, вовлекающие в свою орбиту целые страны и культуры. Таков всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» (1869), воссоздающий жизнь различных слоев русского общества в Отечест­венную войну 1812 года. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих законо­мерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, про­ходят через все его творчество. В романе «Анна Каре­нина» (1877), посвященном, как и роман Флобера «Гос­пожа Бовари», трагедии женщины, попавшей во власть разрушительной страсти, автор рисует социальную анатомию светского общества и в нем видит причины нравственного разложения, толкающего людей на не­праведный путь. Критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государст­ва, церкви (в 1901 отлучен от православной Церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «об-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.