Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I Мировая кудржвстввнная культура




лее внимательного отношения к национальным кор­ням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники [П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Ка­велин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, AM. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) считали историю России частью общемирового ис­торического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хо­мяков, В.А.Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исто­рического развития России, усматривая ее самобыт­ность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тют­чев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др.

После крестьянской реформы 1861 года западни­ки сблизились со славянофилами на почве либерализ­ма. И те, и другие выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати, критикова­ли недостатки самодержавия и выдвигали проекты реформирования государственного строя.

Великое противостояние западников и славянофи­лов сохранилось и в XX столетии. Его нельзя рассмат­ривать как частный эпизод в развитии общественной мысли, поскольку конфликт индивидуалистических и коллективных ценностей, старого и нового в культуре выражает глубинные проблемы становления нацио­нального самосознания. С давних времен Россия ре­шала для себя вопрос о том, за кем следовать — за Востоком или Западом, какого пути в экономике при­держиваться — рыночного или нерыночного, на каких ценностях — общечеловеческих (понимаемых преж­де всего как протестантские) или самобытных, глав­ным образом православных, воспитывать подрастаю­щие поколения.

Великий философский спор вряд ли когда-либо разрешится: сторонники западничества всегда будут указывать на то, что страна недостаточно активно за­имствует передовой европейский и американский опыт, недостаточно быстро сокращает экономическое и техническое отставание, а сторонники идей славяно­фильства всегда будут обращать внимание на то, что культурные и технические заимствования только углуб­ляют наше отставание, так как перенимается все са­мое плохое и чуждое национальному духу, а собст­венные идеи и открытия, под давлением западной культуры и более высоких технологий, не получают достойного развития.

Движение от западничества к славянофильству происходит в России волнами: вслед за увлечением одной крайностью следует разочарование и переход к другой. Поверхностное соприкосновение с западноев­ропейской культурой сменяется столь же неглубоким возрождением национальной самобытности. Посколь­ку проблема до конца ни разу не была решена (мы никак не можем стать стопроцентными европейцами или, напротив, вытравив привнесенное, вернуться к древнеславянским корням), она обречена возникать снова и снова. Такова историческая судьба евразий­ской цивилизации, находящейся на стыке Запада и Востока. Ее проблема решается иначе: необходимо осознать, что подобная двойственность является исто­рической удачей, а не несчастьем.

Значительную роль в духовном прогрессе общест­ва играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностран­ных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 года Н.М. Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы», позже появились «Мос­ковский Меркурий», «Другпросвещения», «Российская словесность», «Северный вестник» и др. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфра­структура — залог подъема письменной литературы.

В 1858 году правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических из­даний достигло 230 наименований. Одновременно рос- 435






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.