780 тыс. рублей в год). В стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ1.
Во время войны с Наполеоном состав учащихся школ был достаточно демократичен. Дворянство, привыкшее пользоваться услугами частных учителей-иностранцев, неохотно отдавало своих детей в казенные учебные заведения, поэтому в них принимались дети разночинцев и даже крестьян. Однако со временем под давлением правительства, ввиду отсутствия вольных учителей и необходимости получения дипломов для службы, дворяне активнее стали отдавать детей в гамназии.
Преобразования Александра II, отменившего крепостное право, проведшего затем земскую, судебную, военную и другие реформы, затронули и народное просвещение. Правительство разрабатывало их гласно и с учетом общественного мнения. В начале 60-х годах стал выходить популярный журнал «Учитель», появились Петербургское педагогическое общество (в котором работали педагоги В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский), комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. В 1864 году было подписано Положение о начальных народных училищах. К концу XIX века земские школы, находившиеся в ведении местных обществ, стали основным типом начальных учебных заведений в России.
Реформа средней школы привела в середине 60-х годов к созданию двух видов гимназий — классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля. Благодаря ей за 20 лет (1864—1885) число учащихся гимназий увеличилось втрое — с 28 000 до 93 000.
В 1863 году Александр II утвердил новый университетский устав, предусматривавший автономию профессорской корпорации (выбор лекционных курсов, создание новых кафедр, присвоение ученых степеней), но подчинял студентов обязательному плану обучения (посещение лекций, переводные экзамены). Либеральный устав действовал до 1884 года, когда профессора
университетов снова были вверены правительственному и чиновничьему контролю. За 20 лет (1864—1885) число студентов увеличилось втрое — с 4300 до почти 13 тыс. человек.
Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволило поднять образовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества, сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политический и экономический уклады страны.
Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила миру Фонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева, были, как известно, двооянской. Неотъемлемым элементом этой культуры был дворянский этикет. При Петре I наблюдались только его зачатки, при Елизавете проросли первые ростки, во времена Екатерины II он становится обязательной нормой, в XIX веке он превращается в нечто само собой разумеющееся, в то, без чего не может обойтись ни один считающий себя воспитанным человек. Его распространение диктовалось рядом вполне объективных причин: со старым укладом и полуварварскими привычками нельзя было рассчитывать на вхождение в общеевропейское сообщество1.
Во второй половине XIX века наблюдался общий прогресс в области народного просвещения. Если в 1860 году грамотность населения в России составляла 6%, то в 1897 году— 21%. С 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских средних учебных заведениях выросло в шесть раз и составило более 150 тыс
' Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 118—125.
В женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Если в 50-е годы было 14 высших учебных заведений, то к концу века — 63. Во второй половине XIX века вузы России закончило около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин[5].
Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознания нации, понимание места России в мировом сообществе. В XVIII веке появилась «бессословная интеллигенция», которая выступила носителем новой духовности, в основе которой лежала идея сохранения моральных устоев народа: высокой нравственности, коллективизма, взаимопомощи, любви к Отечеству и др.
Положительное влияние на общество оказали культурные контакты с другими странами. Война с Наполеоном оказалась своеобразным «окном в Европу» для образованной части русского офицерства, познакомившегося с бытом и культурными традициями европейских народов.
Не только побывавшие за рубежом перенимали быт и традиции западноевропейского общества и привносили их на русскую почву, общению с французской культурой помогало пребывание войск Наполеона в России. Проводниками западной культуры выступали пленные французы, которые оседали в России, женились, заводили частные школы, нанимались домашними учителями, становились предпринимателями, входили в состав российской знати и пополняли ряды интеллигенции. Русские воспринимали у иностранцев научные знания, учились ремеслу и торговле, перенимали административные навыки. В самой России появились иностранные учителя, влиятельные администраторы, переводчики и служащие коллегий.
Философия и интеллигенция. В сфере философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой — славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали бо-