Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудджвсгввнная кудьтура




гсрства и крестьянства. Персонажи басни превраща- -ются у пего во фламандских крестьян, пышущих здо-; ровьем, грубоватых, полных непосредственного бурно-.. го веселья. Однако полные грубоватого юмора бытовые; сцены приобретают у него черты монументальной; значительности. После 1630 года Иордане приобрела славу первого живописца Фландрии. Он выполняет грандиозный объем работ, включавший декоративно- ■ аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы,, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции). Его поздние работы становятся ме­нее искренними и более помпезными.

Художественный уровень, достигнутый голландца­ми в эпоху Возрождения, они никогда позже уже не смогли повторить. Их живопись XIX и XX вв. нельзя отнести к числу мировых шедевров, которые устанав­ливают художественную моду и служат образцом под­ражания для других.

 

1 § 4. Ренессанс во Франции _________________

Начало французского Возрождения относится к середине XV века. Ему предшествовал процесс фор­мирования французской нации и образования нацио­нального государства. На королевском престоле пред­ставитель новой династии — Валуа. При Людовике XI завершилось политическое объединение страны. По­ходы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придвор­ной культуры, основы которой заложили короли-меце­наты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людови­ка XI Жан Фуке (1420—1481). Его еще называют вели­ким мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические прин­ципы итальянского кватроченто, предполагавшие в пер­вую очередь ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. В 1475 году становится

^живописцем короля». В этом качестве создает мно­жество парадных портретов, в том числе Карла VII. Боль-шую часть творческого наследия Фукс составляют ми-пиатюры из часословов, в исполнении которых иногда принимала участие его мастерская. Фукс писал пей-1ажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фукс был единственным художником своего времени, < и)ладавшим эпическим видением истории, чье величие ' ■(>размсрно Библии и античности. В реалистической ма­нере выполнены его миниатюры и книжные иллюстра­ции, в частности к изданию «Декамерона» Дж. Боккаччо.

В начале XVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Евро­пы. Центром культурной жизни становится королев­ский двор, а первыми ценителями и знатоками прек­расного — приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Вин­чи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтен­бло. Этим термином принято называть направление но французской живописи, возникшее в XVI веке в 1амкс Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отно­шению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящи­ми также к маньеризму. Школа Фонтенбло прослави­лась созданием величественных декоративных роспи­сей ансамблей замка. Искусство школы Фонтенбло, наряду с парижским искусством начала XVII века, сыграло переходную роль в истории французской живописи: в нем можно обнаружить первые симпто­мы как классицизма, так и барокко.

В XVI веке закладываются основы французского ли­тературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок. 1522—1560) в 1549 году опуб­ликовал программный манифест «Защита и прославле­ние французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524— 1585) явились наиболее яркими представителя­ми французской поэтической школы эпохи Возрож­дения — «Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классиче-скимиязыками —греческим и латынью. Поэты «Плея­ды» ориентировались на античную литературу. Ониот­казались оттрадиций средневековой литературы и стре­мились обогатить французский язык. Формирование французского литературного языка было тесно связано с централизацией страны и стремлением использовать для этого единый национальный язык. Подобные тен­денции развития национальных языков и литератур проявлялись и в других европейских странах.

Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский писатель-гума­нист Франсуа Рабле (1494—1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — энциклопедиче­ский памятник культуры французского Возрождения. В основу произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гар-гантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). От­вергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.

Точку в культурном развитии Франции XVI вскапо-ставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533—1592). Выходец из богатой купеческой семьи, Монтень получил блестящее 1уманистическос образова­ние и по настоянию отца занялся юриспруденцией. Сла­ву Моптсню принесли написанные в уеди-нснии родо­вого замка Монтень близ Бордо «Опыты» (1580—1588), давшие название целому направлению европейской литературы —эссеистике (отфр. essaz —опыт). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скеп­тическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе —принимая все, что отпущено человекуприродой.

Французское искусство XVI—XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фукс, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монте-ня — на всем лежит печать классицистического пони­мания формы, строгой логики, рационализма, развито-308 го чувства изящного.

I § 5. Возрождение в Испании________________

В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась на фоне усиления ка­толической идеологии, выразившемся в небывалом распространении инквизиции.

В первой трети XVI в. в испанской живописи столк-иулись два влияния: нидерландское и новое итальян-< кое, которое было представлено маньеризмом. О нем уже шла речь в связи с итальянским Возрождением. ()днако к нему имеет смысл вернуться в связи с ог­ромным влиянием маньеризма на испанскую жи-иопись, прежде всего на Эль Греко. Хотя до XIX в. искусствоведы негативно относились к маньеризму, ' читая его насквозь подражательным, в XX веке они пересмотрели свои позиции и доказали стилистиче-' кую самостоятельность маньеристов.

Оказалось, что на самом деле маньеризм — ори­гинальное течение в живописи, основанное на собст­венных, а не заимствованных принципах. Пред­ставители маньеризма отошли от ренсссансного гар­монического восприятия мира. Внешне следуя масте­рам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали трагичность бытия. Острое восприятие жизни соче­талось со стремлением выразить «внутреннюю идею» художественного образа. Маньеристы, возможно, пер­выми занялись поиском чистого искусства — харак­терной чертой практически всех последующих по­колений европейских художников. Сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм XX века — твор­ческое продолжение маньеризма с его уходом в субъ­ективизм, драматизацию художественных образов. Концепция «maniera» сосредотачивается на поисках идеала формального совершенства и виртуозности, она выражает постоянную тенденцию человеческого духа.

Сегодня истоки маньеризма искусствоведы видят уже в античности, неоготике, итальянском, немецком и нидерландском искусстве. Термин «маньеризм» во­шел в моду и стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко, которые сами возникли как реакция на него. Многие исследователи предпочи­тают определять это искусство как период между Ре­нессансом и барокко.

После 1530 года маньеризм завоевал практически всю Европу. Испанцы, и в первую очередь великий Эль Греко (1541 —1614), восхищались изящными творения­ми маньеристов. В детстве он учился у кандийских монахов на Крите иконописи, а с 1560 года продолжил занятия живописью в Венеции в школе Тинторетто. С 1577 года художник жил в Толедо, в Испании. Хотя смелая яркость его красок и вольная интерпретация библейских сюжетов вызывали критику, в частности со стороны короля Филиппа П, он тем не менее полу­чал много заказов от церкви и частных лиц. В Испании окончательно сложился неповторимый индивидуаль­ный стиль Эль Греко. Он идеализировал изображае­мых им людей и, удлиняя их тела и лица, подчинял естественные пропорции выразительности образа. Византийская традиция плоскостной живописи соче­талась у него с контрастностью ярких и темных тонов, присущей венецианской школе. Испанское влияние отразилось в мистической манере письма. Им созданы религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586—1588; «Вид Толедо», 1610—1614).

Если XVI век проходит в Испании под знаком итальянского Возрождения, то в XVII веке начинает доминировать нидерландская живопись. XVII век счи­тается в Испании, как и в Нидерландах, «золотым ве­ком». Термин «золотой век» прежде всего обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Серван­теса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Всласкес и Мурильо.

В первой половине XVII века еще сказывалось влия­ние итальянских художников, прежде всего венеци­анских мастеров. В этот период лидировали художест­венные школы Валенсии и Толедо. Однако во второй половине века творчество фламандцев, прежде всего Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись. Сложные темные композиции первой половины сто­летия уступили место динамичным произведениям с более однородным освещением. Крупными художест­венными центрами стали Мадрид и Севилья.

Франсиско де.Сурбаран (1598—1664) был одним и1, тех мастеров, искусство которых выдвинуло испан­скую живопись XVII века на одно из первых мест в I.пропс. Необыкновенно мощное чувство реальности определило характерную особенность художественно­го языка Сурбарана— приверженность натуре при предельно лаконичной, даже суровой монументально­сти. Его внимание было сосредоточено на двух облас­тях — портрете и легендах, связанных с жизнью свя­тых. Изображая строгих, захваченных созерцанием или экстатической молитвой монахов, Сурбаран охотно писал и детей, пользуясь ими как моделями для картин in темы детства Христа и Марии.

Диего Веласкеса (1599—1660) называют «портре­тистом испанского двора». Жизнь Веласкеса, бесспор­ного главы испанской школы, придворного живописца Филиппа IV, является ярким примером судьбы многих художников: потомок знатного рода, гений, человек, который благодаря своей прямоте, утонченности и га­лантности заслужил дружбу короля и уважение мно­гочисленных завистников, он вел жизнь достойную и ■мудрую, почти не отягощенную событиями, которую не смогли поколебать даже придворные интриги. Ми­лостью короля он в 1659 году, после долгой проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности, получает платье кавалера св. Иакова— беспример­ная честь для художника. Веласксс создавал не толь­ко портреты членов королевской семьи, но также кар­тины на религиозные и мифологические сюжеты («Вакх»), исторические полотна [«Сдача Бреды»), по­стоянно обращался к жанровым сценам («Завтрак», «Пряхи»). Произведения позднего Веласкеса, поэти­ческому миру которых придан несколько таинствен­ный характер, предвосхищают искусство импрес­сионистов. Один из них, Мане, назвал Веласкеса «живописцем живописцев».

В литературной области получают широкое распро­странение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор всемирно известного романа «Дон Кихот». В своей книге Сер­вантес пародирует рыцарские романы, наводнившие






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.