мятников, археологические раскопки. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря па его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд».
Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире. 11е меньшую славу принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности скульптурная композиция (четыре обнаженные фигуры «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День») в калелле Медичи.
На период Высокого и Позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца— Джорджоне (1476—1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», Тициа}1 (ок. 1489/90 1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы.
Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев, венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.
Ранним произведениям Тициана также присущи жизнерадостность, безмятежная ясность, которые в фелый период сменяются напряженным драматизмом, психологически обостренной чувственностью (знаменитая «Даная»), — а в поздний и вовсе трагизмом. Тициан пользовался огромной прижизненной славой, зани-малдолжность официального живописца Венецианской республики, его заказчиками был™ император КарлУ, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари.Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой. Его творческое наследие огромно — около 130 полотен, фрески, рисунки, серия гравюр на дереве, религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты и др. 11скусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников XVII века, от I 'убенса и Веласкеса до Пуссена.
Период Позднего Возрождения отмечен рядом г.ажных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.
Термин «манера», или «маньеризм», впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в 1792 году для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи. Он использован для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении. Сегодня маньеризм принято считать не искажением, а логическим продолжением глубинных изменений в искусстве Ренессанса. Искусствоведы истолковывают данное течение как художественное выражение тревог и беспокойства своего времени, кризиса духовной атмосферы той эпохи. Почти маниакальное стремление к формальной изысканности, поиск необычной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения цвета, элементы галлюцинации — все это присуще творчеству маньеристов.
Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавших преимущественно в жанре портрета.
К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518—1594), представителя венецианской школы Позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528—1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.
Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века является Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта. По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Образовалось целое направление «караваджистов».
Историки свидетельствуют, что Караваджо был весьма неординарной личностью. Так, известно, что в 1606 году, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, он был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда перебрался на Мальту. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608—1609 гг., преследуемый наемными убийцами, скитался по городам Сицилии и Южной Италии. В 1610 году отправился в Рим, но по дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, опять скитался и умер от лихорадки в возрасте 37 лет.
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых работах он выявил себя смелым новатором, бросившим вызов эстетическим нормам своей эпохи. Герои ι ·ι I >тин Караваджо продстаютто в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, то в облике античного бога Вакха. Он изображал своих персонажей с лоч-ишфизическойншпуралъностыо, представляя ихкаклюдей i.iMijx обычных. Собственная жизнь Караваджо, в силу его πι'истового и вспыльчивого нрава, способствовала созданию мифа о «безбожном» художнике. Глубокая религиоз-1Ю1 ть и экспрессивность образов Караваджо оказали ' ильное влияние на современных ему живописцев.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние не
столько на итальянцев, сколько на ведущих западноев-
ропейских мастеров XVII века — голландцев, фламанд-
11.»-иг, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа
Л'-Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Каравад-
>м1зм породил два популярных жанра: натюрморт и
■ попы из народной жизни, ставших особенно популяр-
ам ми в Европе. Европа приняла новаторский дух италь-
янца, а в Италии Церковь решительно отвергла натура-
лизм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что
итальянское Возрождение уже завершилось. Италия
' к,пала практически все, что могла сказать. Наступила
.... 'редь североевропейского Возрождения.
I § 2. Северное Возрождение _________________
Возрождение представляло собой международное ■■тление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, 11идерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии»1.