Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кржестввнная культура




которого особое развитие получил пейзаж. Он поло­жил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Ренессанс в Англии. Английский Ренессанс просла­вился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — нача­ло XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века — период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превраще­ния страны в мировую державу. Его именуют еще «ели­заветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровитель­ством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне от­крылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шек­спира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их на­считывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Од­нако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие из­менилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В тра­гедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Корол}> Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспи­ра — мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

 

1 § 3. Шранко фламандская живопись XIV XVII веков

Начиная с XV века, Нидерланды становятся круп­ным центром европейской культуры. В те времена именем «Нидерланды», которое сегодня является не­официальным названием Голландии, обозначалисьсе-неро-восточная часть Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Границы исторических 11идерландов и современных (Голландии) не совпада­ют. В эпоху средневековья старые Нидерланды пред­ставляли собой крупный интернациональный ареал европейской культуры.

Крупнейшим представителем культуры Возро­ждения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту при­несли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509, 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» н др., в которых высмеивались суеверия, схоластичес­кое мировоззрение, сословная кичливость и прочие по­роки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией. В наибольшей степени традиции итальян­ского Возрождения получили развитие в живописи.

Ренессанс представлен в Нидерландах двумя поколениями выдающихся художников. Первое по­коление относится к раннему периоду Возрождения н представлено такими именами, как Ян Ван Эйк (ок. 1390—1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (ок. 1460— 1516), Питер Брейгель Старший (1525—1569). Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII века: Франс Хале (между 1581 и 1585—1666), Пи­тер Пауль Рубенс (1577—1640), Антонис Ван Дейк (1599—1641), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—669), Ян Вермер Делфтский (1632—1675), Якоб Иордане (Йор­дане) (1593—1678).

Шеренгу блистательных талантов открывает вели­чайший живописец Ян Ван Эйк. Его считают главным представителем и одним из родоначальников искусст­ва Раннего Возрождения в Голландии. Любое из сохра­нившихся произведений Ван Эйка — выдающееся яв­ление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь откры­вался, достигая в ширину пяти метров, поражая вели­колепием колорита. С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве — распространение живописи маслом (до этого преобла­дала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Тща­тельная передача внешнего подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Все­мирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.

Совершенно иное художественное явление пред­ставляет великий нидерландский живописец Босх. Он был довольно плодовитым живописцем, проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энцик­лопедическими познаниями в теологии и науке, лите­ратуре и медицине. Каким-то непостижимым образом ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тен­денции. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иноска­зательный смысл: по житейскому морю плывет ко­рабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся — монахи, горожане, крестьяне,— предают­ся разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тще­славие. Фигуры людей намеренно уплощены, лица напоминают гротескные маски. Столь же аллегориче­ским является триптих «Воз сена», где в традиционное изображение сцен Страшного Суда включены фоль­клорные элементы: сено олицетворяет жизненные блага, предмет человеческих вожделений и раздоров, собака, нападающая на бродягу,— символ зависти. Центральная часть триптиха посвящена судьбе чело­вечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся импе­ратор и короли, духовенство и дворяне, богатые бюр­геры и бедняки.

Не только Босху, но другим нидерландским живо­писцам присущ мистический настрой. В отличие от итальянского Возрождения, носившего иреимущест­пенно оптимистический характер, Северному Возрожде­нию в целом свойственен гораздо больший пессимизм. Η нем сильнее чувствовались трагизм, религиозная мистика, ирония и скептицизм.

Питер Брейгель, выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик, как бы продолжил худо­жественную линию Босха. В его творчестве перепле­таются фантастика, опирающаяся на библейские ска­зания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. В ранних произведениях он сознательно следовал, если не сказать подражал, своему великому предшественнику. Его композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, населены множеством фантастических фигур и деталей («Бит-па сундуков и копилок», «Пиршество тощих»). В 60-е годы мастер стремится к созданию уже более обоб­щающих и глубоких картин народной жизни («Жат-/;</», «Сенокос», «Возвращение стада» «Крестьянская

< надьба»).

Поистине золотым для нидерландской живописи

< тал XVII век. Профессия художника была одной из самых популярных; картины приобретали не только ι югатые меценаты, но и бюргеры, ремесленники и даже

■.ажиточные крестьяне. В отличие от других стран, ι мциональные художественные школы Нидерландов не

•.нали придворного искусства. Не вмешивалась в твор­чество живописцев и Церковь, поэтому они чувство­вали себя относительно свободными в трактовке рели­гиозных сюжетов.

Всего за полвека в Нидерландах появилось много художников, причем действительно выдающихся мас­теров насчитывались десятки. В историю мировой живописи вошли имена Рубенса, Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Вермера, Иорданса.

Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, зна­ток нумизматики, государственный деятель и дипломат. 11о таланту и многогранности дарования, глубине зна­ний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу ι амых блестящих фигур европейской культуры XVII ве­ка. Современники называли его королем художников и






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.