Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура




Основоположником флорентийской школы являл­ся Джотто (XII—XIV вв.). В начало XV века флорентий­ская школа становится авангардом ]уманистического' искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, жи­вописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Сво­его расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует уг­лубленное религиозное начало, мифологическое вос­приятие мира, тонкий психологизм.

Венецианская школа наибольший расцвет пережи­ла во второй половине Возрождения — в XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а затем в XVIII вв. (Дж.-Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеут­верждающее начало, поэтическое восприятие мира, че­ловека и природы, тонкий колоризм.

Если говорить о хронологии, то обычно в само­стоятельный этап выделяют проторенессанс (период XIII — начало XIV в.). Его относят не к собственно Ре­нессансу, а к подготовительному этапу. Проторенес­санс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Ка-валлини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266— 337), которые подготовили почву для искусства Возро­ждения.

Треченто (XIV столетие) характеризуется культур­ными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Дакте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архи­тектуры (собор Сайта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Фло­ренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).

Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значи­тельным считается «Божественная комедия» — эпичес­кая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией сред­них веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте при­писывают роль создател51 итальянского литературного ччыка.

Если Данте заложил основы новоевропейской лите­ратуры, то другой гений -— Джотто — явился основа­телем новоевропейской живописи. Порвав со сред­невековыми канонами, он внес в религиозные сцены темное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов— угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспекти­ву, — он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной све­тотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позво­лило придать формам почти скульптурную объемность.

В творческом наследии Джотто центральное мес-•м) занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305—1308), построенной по его же проекту. Мо­нументальный фресковый цикл включает композицию ■'(Страшный Суд» и 34 сцены из жизни Марии и Хри­ста. Одним из наиболее трогательных образов, создан­ных Джотто для этой церкви, по праву считается образ Христа в сцепе «Поцелуй Иуды».

К периоду Раннего Ренессанса относится литера­турное творчество двух величайших поэтов — Фран­ческа Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наряду с Данте они считаются создате­лями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а че­ловека. Всемирную известность получили сонеты Пет­рарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сю­жеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым зна­чительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной

10 Ky.n,i>po.ioi ни. Учебник

смерти» (чумы) 1348 года во Флоренции 10 молодых людей — юношей и девушек — удаляются на загород­ную виллу и там в течение 10 дней (греч. Декамерон — Десяяшд-нев) помимо других развлечений рассказыва­ют каждый по одной новелле в день.

Выдающимися мастерами Раннего Ренессанса счи­таются Мазаччо (1401 —1428) и Сандро Боттичелли (1445—1510). Среди работ последнего наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманисти­ческим кругам Флоренции. Его произведения пос­троены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линей­ных ритмов, тонким колоритом.

Представителями Раннего Возрождения были ар­хитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446), постро­ивший купол Флорентийского собора и внесший боль­шой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.

С тех пор в архитектуре ведущую роль стали иг­рать светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величествен­ную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гени­альных мастеров— Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонар-роти (1475—1564). Расцвет реиессапеной культуры пришелся, как ни странно, па период экономического и политического упадка Италии.

Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрожде­ния. Сочетая разработку новых средств художествен­ного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее из­вестны «Тайнаявечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат мно­гочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных паук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энцикло­педии. Особое внимание Леонардо уделял механике, он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увле­ченно занимался гидравликой. Его гидротехнические эксперименты получили выражение в проектах кана­лов и ирригационных систем. Некоторые замыслы великого итальянца, в частности, проекты металлур­гических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих машин, подводной лодки и танка, летальных аппаратов и парашюта, да­леко опередили его время. Собранные Леонардо наб­людения над влиянием прозрачных и полупрозрачных ■гол. на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воз-<iyumou перспективы. Изучая устройство глаза, он раскрыл природу бинокулярного зрения. Множество открытий Леонардо да Винчи связаны с анатомией, ботаникой и палеонтологией.

Младший современник Леонардо, великий живо­писец Рафаэль вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художе­ственные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля— «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ва­тиканского дворца. Уже в ранних картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные компози­ционные формулы. В 26-летнем возрасте он получает должность «художника апостольского престола», ему поручают расписать парадные покои Ватиканского дворца. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Св. Петра, много трудится в области церковной и дворцовой архитектуры, назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных иа-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.