Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I Мировая хржесшшш культура




вия с опорой на учение Аристотеля. В то время энцик­лопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по раз­личным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение ко­торого «Сумма теологии» обобщало основы средневе­кового мировоззрения. Утверждая, что природа завер­шается в благодати, а разум — в вере, он различал истины разума и недоступные разуму истины открове­ния. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.

Появление университетов. Средневековая фило­софия занимала видное место в университетском об­разовании. В XI—XII веках в Европе открываются пер­вые университеты (от лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII веках возникают уни­верситеты в других странах Западной Европы. В Анг­лии первым был университет в Оксфорде (1167), вто­рым— университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Па­рижском университете имелось четыре факультета: об­щеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богослов­ский, медицинский, юридический (старшие факульте­ты, куда принимались студенты, окончившие общеобра­зовательный факультет).

Университет делился на «землячества» — объеди­нения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. facultas— возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализа­ция университетов: крупным центром изучения рито­рики и канонического права являлся Болонский универ­ситет. Сорбоннский университет был признанном центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и фи­лософию.

I лава 5. Художественная культура средневековья

С XII по XV век в Европе возникло 46 университе­тов, они приняли эстафету у монастырских школ пред­шествующего периода и подняли культуру образова­ния на еще большую высоту.

Романский стиль. В западноевропейском искусст-не раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архи­тектурным каноном европейского средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византий­ского искусства, но представлял уже нечто новое. За­родившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распростра­нился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, описывающие про­шлое человеческой культуры, был введен французски­ми археологами только в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архи­тектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т. д. ('истекие постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, зна-чительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Массивные романские строения символизировали не только по­литическую и культурную преемственность от Древ­него Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви назы­вают «замками Бога». Характерные особенности роман­ской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны — так назвал Вальтер Скотт романские со­боры Англии. Часто крепость-дворец выполняла функ­цию резиденции архиепископа или монастыря. В эпо­ху раннего средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, ко и воинами, в со­вершенстве владевшими искусством обороны. Исто­рия романского собора в Дареме (Англия) начинается в 995 году, когда монахи, жившие на острове Линдис-фарне в Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мо-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.