После смерти своего брата КарлВеликий в 771 году стал единовластным королем франков, а в 800 году он пыл коронован как император Священной Римской империи, и это означало смещение центра власти из Рима на север Европы. Карл стал вторым государем после византийского, который принял пышный императорский титул. Франкское королевство превратилось п главного защитника христианства в Европе. Карл < юязался не только защищать Рим и папство, но обратить и христианство языческие племена. Христианизация Европы — где мирная, где насильственная — стала поворотным моментом в ее истории и навсегда определила особенный характер европейской культуры. 11мператор стремился создать единое христианское романо-германское культурное пространство.
Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет во франкской державе, инициатором которого он стал, явился подлинным Возрождением. При дворе Карла возникла знаменитая франкская академия — кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве (в первую очередь в книжной миниатюре) и архитектуре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектурный стиль.
Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему королевству возникли школы, в которых будущих клириков и чиновников обучали латыни, литературе, грамоте, богословию. Придворную школу возглавил замечательный ученый Алкуин. Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких языках, так и не выучился писать.
Карл Великий ввел в своей империи новый, христианский порядок, придавая большое значание религиозному образованию. Под общим наблюдением Алкуина церковные школы стали центрами по распространению единых религиозных текстов. Алкуин считал обязательным знание латыни и классических текстов. Он ввел и так называемое каролингское письмо — основу современного печатного шрифта. Монахи, переписывавшие древние и новые сочинения, создали удобный и соразмерный шрифт — каролингский минускул, повлиявший на развитие европейского книжного письма. Слияние интеллектуальной и религиозной тенденций в каролингской культуре породило искусство рукописной миниатюры необыкновенно высокого уровня. Золото и краски темперы отличали скриптории (писания), предназначавшиеся для императорского двора. В Утрехтской псалтыри (из Реймса) рисунок выполнен пером, в ней быстрым линеарным штрихом достигается необыкновенная выразительность.
В резиденции Карла городе Аахене был построен великолепный дворец и рядом с ним дворцовая церковь (капелла). Когда Карл принял решение перенести свою резиденцию в Аахен, у этого безвестного городишки было одно единственное преимущество: он являлся географическим центром государства франков. Этот городок Карл намеревался возвеличить как «новый Рим». Его государство ни в коем случае не должно было оказаться в тени Восточного Рима, и ради этого император не жалел никаких затрат. Так, античные колонны и мрамор ему доставляли из Италии. Образцом для арок и обходных галерей в двухъярусном восьмиугольнике послужила византийская дворцовая церковь императора Юстиниана I. Современники, любуясь красочными лепными фигурами, рельефами и инкрустированными колонками, считали эту постройку наполовину рукотворным, наполовину божественным чудом. Дворцовая капелла долгое время оставалась самым впечатляющим и высоким купольным сооружением на севере Европы. Однако дворец Карла, занимавший когда-то 20 га, библиотека и тронный зал длиной 34 м не устояли в бурях столетий. На их фундаментах высится теперь Аахенская ратуша.
Империя Карла Великого оказалась недолговечной и распалась в IX веке после нашествия викингов и венгерских племен. Но каролингский идеал христианской империи продолжал жить и в X веке. Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия. В начале XI столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквами. В XI веке на смену