Эпоха готики, расцвет которой относится к XIII—XV векам, совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ьвысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, 1>урже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Сам термин «готика» (от ит. gotico— готский, по названию германского племени готов) возник только в >ноху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не сущест-повало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры приз-паны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы.
Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание отныне поддерживали не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы, в сравнении с романскими, стали более высокими. Высота среднего нефа Шартрского собора составляет' 36,5 м, а собора в Амьене — 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло разместиться население целого города, символизировала влияние Церкви на жизнь городской общины.
Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для новой городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический смысл. Образ Христа как «светоча мира» очень часто встречается в живописи и литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл.
Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов, по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери.
Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.
Каждый элемент собора был наделен символическим значением: двенадцать опор хоров в церкви символизировали двенадцать апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви. Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.
Зрелая, или поздняя, готика (XIII—XIV вв.) — время великих европейских монархий. Соборы становятся королевскими усыпальницами. Пример подал французский король Людовик IX (1226—1270). Собор как культовое сооружение призван был продемонстрировать прямую связь между престолом земным и престолом небесным, духовное единство двух форм власти. Людовик IX прославился не только как покровитель христианства, но и как крупный меценат, превративший Париж в культурную столицу Северной Европы.
После того как Латеранский собор (1215) постановил, что Священное Писание должны знать все, а не только монахи и причт, религиозная грамотность начинает проникать во все слои населения. Важным результатом этого нововведения стало изготовление псалтырей, молитвенников и вообще благочестивых
I лап а 5. Художественная культура средневековья
к 11 иг для широкой мирской публики. Людовик IX зака-з|,|вал многочисленные манускрипты для собственной библиотеки. Ему подражало французское дворянство. 11ариж стал одним из самых крупных центров изготовления манускриптов. В миниатюре утвердился элегантный, изысканный стиль, соответствующий идеалам жизни при дворе.
Людовик IX явился образцом подражания для всех европейских монархов. Французы диктовали моду в архитектуре, одежде, дворцовом этикете. Стиль, утвердившийся при француском дворе, нашел подражателей но всей Европе. Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда — все отмечено печатью стилистического единства. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы. Дамы, носившие изящные шляпки конусообразной формы с длинной ниспадающей вуалью, напоминали сказочных фей.
Готика стала вторым после романского стиля ар-мипектурным каноном средневековья. В строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки, крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить у паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое зодчество.
Придворная литература. Важным элементом художественной культуры средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии— «Поэма о Беовульфе», повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своем}!
содержанию скандинавские и древнеирлапдские сага
(V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский ро\
ман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазщ
ной (придворной) литературе. I
Одним из зачинателей рыцарской литературы! которая, зародившись во Франции, распространила^ в XII—XIII вв. по всей Западной Европе, был Вальтер\ фон дер Фогельвейде (1172—1230)— выдающийся! представитель немецкой средневековой поэзии. j
Среди наиболее прославленных поэтов, работав-; ших в жанре рыцарской эпопеи, числится Кретьен де Труа (1150—1190). Его романы посвящены кельтскому, королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого' стола. В Германии этот литературный стиль отразила записанная около 1200 года «Песнь о Нибелунгах» —-: стихотворный эпос но мотивам германских сказаний о гибели королевства бургундов (436 г.), а также целая серия стихотворных рыцарских романов, создававшихся зачастую на чужие сюжеты, таких, как «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского (1220), «Парси-фаль» Вольфрама фон Эшенбаха (1170—1220) и др.' Среди них выделяется роман «Бедный Генрих» Гарт-мана фонАуэ (1170—1210), в котором условному рыцарскому идеалу противопоставляется земная любовь крестьянской девушки.
Придворная литература — составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII века в замках французских аристократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Воспитание рыцаря начиналось с детства. В семь лет будущий рыцарь становился пажом и до 21 года обучался верховой езде, фехтованию, другим основам боевого искусства, плаванию, музыке, пению, танцам и придворному этикету. Обучение завершалось символическим посвящением в рыцари. Придворное воспитание, в отличие от монастырского, носило светский характер. Особое распространение и
I мни а. Кудажертввиная культура средневековья
ценность оно приобрело в период крестовых походов, 1'чгда европейские рыцари под знаменами католиче-| кой Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С тех пор рыцарская поэзия стала воспевать не только «мужские» ценности — честь, достоинство, мужество, но также и «женские» — мерность даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их ритуализированные двойни-пи — рыцарские турниры, в более позднее время превратившиеся в дворянские дуэли.
Немалое влияние на придворную жизнь оказывали «певцы любви» — трубадуры, труверы, миннезин-1<1>ы. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами.
Помимо песен, баллад и мотетов они сочиняли <атирические поэмы и лирические пьесы светского характера.
Важным элементом в литературном процессе средневековой Европы (XII—XIII вв.) были ваганты (от лат. vaijantes — бродячие) (голиарды). Их родиной считает -• я Франция. То были бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры— исполнители пародийных, любовных, застольных песен. За вольнодумство, антиаскетический образ жизни они преследовались официальной Церковью. По существу, речь идет о возникновении одной из самых ранних форм молодежной субкул),туры, а возможно и контркультуры, выразившейся в поэтическом творчестве учащихся школ, направленном против ценностей доминирующей культуры.
С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI—XII веках на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman— букв, игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна