Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль и этика - обязательные составные элементы разработчиков стратегий УР




Для изменения ценностных установок человека и общества в целом по отношению к природе требуется новое осмысление природы и существующей иерархии ценностей. Существует настоятельная потребность в новой философии природы, которая могла бы стать мировоззренческо-методологической основой теории взаимодействия общества и природы в современных условиях. Нам представляется, что ее создание возможно в рамках научной парадигмы постнеклассического типа рациональ­ности.

В соответствии с данным подходом при изучении системы «общество – природа» необходимо рассматривать картину мира и место в нем человека, систему ценностей и ориентиров поведе­ния, которыми руководствуется человек при выборе возможных стратегий взаимодействия с природой.

Наиболее адекватной парадигме постнеклассического типа научной рациональности нам представляется концепция коэволюции природы и общества на основе экологической этики.

Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для орга­низации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и способов понимания сопряженности мира природы и мира культу­ры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, би­осферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Эта страте­гия позволяет преодолеть разрыв между эволюционистским подхо­дом к природе и эволюционистским подходом к человеку, наметить пути их синтеза.

Стратегией перехода к режиму коэволюции является разработка экологи­ческой этики, которая могла бы обеспечить коэволюцию человека и биосферы. В толковом словаре экологическая этика определяется как область философских исследований, предметом которой является обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношения между людьми в процессе их взаимодействия с природой1. Экологическая этика базируется на общежизненных и общечеловеческих ценностях и является составной частью глобальной нравственности.

Определяя основания экологической этики, следует отметить, что в основе ее, на наш взгляд, лежат знания о биосфере и биотическом разнообразии. Экологическая этика должна регулировать не только отношения отдельного индивида с окружающей средой, но и отношения целых государств и человечества в целом к биосфере, устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые обеспечивают коэволю­цию человека и биосферы. Концепция новой модели развития предполагает сбалансированное взаимоотношение между обществом и природой, прекращение экстенсивного использования природных ресурсов, достижение принципиального экологического равновесия. Необходимым условием является согласование хозяйственной деятельности общества с возможностями окружающей среды.

Экологическую этику можно рассматривать как фундаментальную характеристику морального сознания человека, которая призвана изменить ценностные приоритеты развития человечества.

Таким образом, под экологической этикой мы понимаем совокупность нравственных принципов взаимодействия человека и природы, обеспечивающих коэволюцию, целостность экосистем и достойное качество жизни человека. Экологическая этика опирается на культурные традиции, сложившиеся в процессе взаимодействия человека и природы на протяжении длительного исторического развития. Экологическая этика должна стать собранием независимых этических обобщений и предписаний различных культур, в контексте местной традиционной культуры. Люди, желающие следовать экологической этике, должны научиться использовать обобщения, принципы, правила и предписания экологической этики в жизненных ситуациях, которые прагматически соединяют человеческие интересы и дополнительную заботу о естественных объектах в их целостности. Они особенно важны в современных условиях и в будущем, так как затрагивают само существование и жизнедеятельность природы и человеческого общества. Соблюдение этих принципов будет способствовать сохранению экологических ценностей в процессе хозяйственной деятельности человека и коэволюции общества и природы.

Нам нужен новый вид политики, которая предполагает управление природой, когда мы следим за тем, чтобы обеспечить невмешательство и компенсировать вмешательство, которое раньше не контролировалось. Мы так низко ценили наши ландшафты, потому что у нас не было чувства уважения к самой природе. Это наследие той политики, при которой природе остается место лишь ресурса. Но нам не следует так односторонне относиться к природе, ибо, продолжая в том же духе, мы можем уничтожить одну десятую всех видов на Земле за одно поколение. Едва ли возможно иметь здоровую нацию или экономику, или просто быть здоровым человеком в больной окружающей среде. Поскольку культура влияет на природные системы, нам необходимы законы, регулирующие поведение людей и защиту природы. Люди могут и должны иногда ограничивать свою деятельность в пользу растений, животных, экосистем. Чтобы быть здоровыми и богатыми, нам нужно быть мудрыми, по отношению к окружающей среде.

Коэволюция общества и природы на современном этапе развития предстает перед нами как процесс коэволюции биотического и социокультурного разнообразия, как необходимое условие сохранения человечества и биосферы, устойчивого развития общества, а экологическая этика выступает как регулятор не только социальных, но и социоприродных отношений, как новый тип этики — этики устойчивого развития. В.В. Мантатов пишет о необходимости создания «глобальной этики в качестве ценностного обоснования всех актов мышления и действия людей», ядром которого является «система эколого-гуманитарных ценностей»2.

Необходимым условием является обеспечение и развитие сбалансированных взаимоотношений между населением и окружающей средой. Кардинальная переориентация отношения общества к природе предполагает экспликацию глубинных оснований отношения к при­роде, существующих в различных культурах. Признание многооб­разия природы как условия устойчивости ее гомеостаза предпо­лагает самоценность многообразия культур как внебиологических форм адаптации к природным условиям. Выявление их экологического потенциала - необходимое условие коэволюции, поскольку наследствен­ность как влияние прошлого на настоящее и будущее есть один из основных механизмов мирового эволюционного процесса.

На территории нашей страны сохранились уникальные традиционные культуры коренных этносов, которые в течение многих столетий обеспечивали согласованное сосуществование человека и природы. Общечеловеческое значение этих культур особо актуализируется в связи с необходимостью альтернативы техногенной цивилизации, способ бытия которой противоречит глобальным биосферным закономерностям. Экологический потенциал мировоззренческих ценностей и ориентиров, практического опыта адаптации к экстремальным природным условиям, накопленный ими, может существенно обогатить общечеловеческую экологическую этику, формируемую как синтез науки, религии и культуры.

В настоящее время в результате недальновидной индустриальной политики территория почти всех регионов неуклонно превращается в зону экологического бедствия. Продолжает наноситься серьезный урон экосистеме (загрязняется водная акватория, атмосферный воздух, отмечается снижение плодородия почв и их деградация, уменьшаются площади лесных угодий).

Нарушение естественного состояния природной среды делает невозможным существование традиционных отраслей хозяйства, а вместе с ними и сложившийся уклад жизни. Утрачивается самобытная культура, наиболее соответствующая природным условиям, обеспечивающая гармоничное сосуществование человека и природы в течение многих столетий. Ухудшающаяся экологическая ситуация порождает необходимость разработки особой стратегии взаимодействия общества и природы, которая обеспечило бы оптимальное сочетание традиционного хозяйства и уклада жизни с наиболее экологичными формами научно-технического прогресса. На наш взгляд, этим требованиям соответствует концепция экологической этики. Очень важным для биосферных условий является признание самоценности природы независимо от интересов и потребностей общества и индивида.

Важным этическим пpинципом, одним из основных понятий и пpавил экологической этики является пpаво на жизнь, на существование фауны и флоpы, сообществ, экосистем, пpиpодных объектов, вне зависимости от того полезны они человеку или нет. Одним из основных условий экологической этики должно быть благоговение пеpед жизнью и этические принципы взаимоотношения между человеком и природой.

В контексте экологической этики сохранение природы — это достижение гармонии между человеком и природой. Дикая природа — это бесплатное благо, предоставляемое Матерью Природой, равно как и свежий воздух и солнечный свет.

Сохранившиеся традиции и культура (этнокультура) представляют большой потенциал для развития экологической этики. Условия жизни (жилище, быт, вещи) прямо и опосредованно отражали природную среду, обеспечивая своеобразный комфорт человеческого бытия. Бережное отношение к материалу, исключение расточительства формировали особый тип культуры потребления, которая отвечала экологическим требованиям. Подобный тип культуры предполагал признание самоценности природы, своего единства с нею, достаточно высокий уровень эмпирических знаний о природных явлениях, наличие зоотехнических и ветеринарных знаний, навыки селекционной работы.

Мировая комиссия ООН по окружающей среде и развитию настаивает, что мы должны развиваться, потому что у большей части людей нет достаточного. Такое развитие, отвечая на нужды, будет продолжаться в последующих поколениях. Но это подразумевает ограничения – ограничения, накладываемые существующим состоянием технологии и организации общества на ресурсы окружающей среды и способностью биосферы поглощать результат активности человека.

Большинство людей не имеет достаточного в силу двух причин: не достаточно производится; а то, что производится, несправедливо распределяется. Проблемы владения и права на природные ресурсы должны быть пересмотрены как общее достояние. Необходимо решать проблемы там, где они возникают, внутри общества, чем пытаться увеличивать сферу общества, принося в жертву остатки природных ценностей. Устойчивое развитие в действительности должно быть предупреждающим флагом, помогающим нам понять, когда будет достаточно. Новая философия на следующее тысячелетие – экологическая этика в рамках коэволюции природы и общества.

Секретарь Объединенных Наций, генерал Батрос Батрос-Гхали закрыл всемирную встречу на высшем уровне следующими словами: «Дух Рио должен создать новую модель цивилизованного поведения. Человеку недостаточно любить близкого своего; он также должен научиться любить мир, в котором живет. Сейчас мы должны заключить этический и политический контракт с природой, с той Землей, которой мы обязаны своим существованием и которая дает нам жизнь» (3). В соответствии с этим Земля обладает ценностью как драгоценное место, и мы должны любить ее как любим ближнего своего. Земля для нас всех является домом и мы должны любить ее сыновней любовью как Мать, породившую нас. По отношению к сохранению природной целостности наш долг еще не завершен, пока мы не разработали этику Земли, в центре внимания которой – планета.

 

Использованная литература:

 

1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб.-1999.

2. Мантатов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие. Т.1.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. -1998.-С.112.

3. Holms Rolston 111 Conserving Natural Value. New York, 1994.P. 204.

4. Дашинимаева С.М. Экологическая этика как фактор коэволюции человека и природы (на примере Байкальского региона)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 463 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2219 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.