Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћораль и этика - об€зательные составные элементы разработчиков стратегий ”–




ƒл€ изменени€ ценностных установок человека и общества в целом по отношению к природе требуетс€ новое осмысление природы и существующей иерархии ценностей. —уществует насто€тельна€ потребность в новой философии природы, котора€ могла бы стать мировоззренческо-методологической основой теории взаимодействи€ общества и природы в современных услови€х. Ќам представл€етс€, что ее создание возможно в рамках научной парадигмы постнеклассического типа рациональ≠ности.

¬ соответствии с данным подходом при изучении системы Ђобщество Ц природаї необходимо рассматривать картину мира и место в нем человека, систему ценностей и ориентиров поведе≠ни€, которыми руководствуетс€ человек при выборе возможных стратегий взаимодействи€ с природой.

Ќаиболее адекватной парадигме постнеклассического типа научной рациональности нам представл€етс€ концепци€ коэволюции природы и общества на основе экологической этики.

 оэволюционна€ стратеги€ задает новые перспективы дл€ орга≠низации знани€, ориентиру€ на поиск новых аналитических единиц и способов понимани€ сопр€женности мира природы и мира культу≠ры, осмыслени€ путей совместной эволюции природы и человека, би≠осферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Ёта страте≠ги€ позвол€ет преодолеть разрыв между эволюционистским подхо≠дом к природе и эволюционистским подходом к человеку, наметить пути их синтеза.

—тратегией перехода к режиму коэволюции €вл€етс€ разработка экологи≠ческой этики, котора€ могла бы обеспечить коэволюцию человека и биосферы. ¬ толковом словаре экологическа€ этика определ€етс€ как область философских исследований, предметом которой €вл€етс€ обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношени€ между людьми в процессе их взаимодействи€ с природой1. Ёкологическа€ этика базируетс€ на общежизненных и общечеловеческих ценност€х и €вл€етс€ составной частью глобальной нравственности.

ќпредел€€ основани€ экологической этики, следует отметить, что в основе ее, на наш взгл€д, лежат знани€ о биосфере и биотическом разнообразии. Ёкологическа€ этика должна регулировать не только отношени€ отдельного индивида с окружающей средой, но и отношени€ целых государств и человечества в целом к биосфере, устанавливать те нормы и правила отношени€ человека к природе, которые обеспечивают коэволю≠цию человека и биосферы.  онцепци€ новой модели развити€ предполагает сбалансированное взаимоотношение между обществом и природой, прекращение экстенсивного использовани€ природных ресурсов, достижение принципиального экологического равновеси€. Ќеобходимым условием €вл€етс€ согласование хоз€йственной де€тельности общества с возможност€ми окружающей среды.

Ёкологическую этику можно рассматривать как фундаментальную характеристику морального сознани€ человека, котора€ призвана изменить ценностные приоритеты развити€ человечества.

“аким образом, под экологической этикой мы понимаем совокупность нравственных принципов взаимодействи€ человека и природы, обеспечивающих коэволюцию, целостность экосистем и достойное качество жизни человека. Ёкологическа€ этика опираетс€ на культурные традиции, сложившиес€ в процессе взаимодействи€ человека и природы на прот€жении длительного исторического развити€. Ёкологическа€ этика должна стать собранием независимых этических обобщений и предписаний различных культур, в контексте местной традиционной культуры. Ћюди, желающие следовать экологической этике, должны научитьс€ использовать обобщени€, принципы, правила и предписани€ экологической этики в жизненных ситуаци€х, которые прагматически соедин€ют человеческие интересы и дополнительную заботу о естественных объектах в их целостности. ќни особенно важны в современных услови€х и в будущем, так как затрагивают само существование и жизнеде€тельность природы и человеческого общества. —облюдение этих принципов будет способствовать сохранению экологических ценностей в процессе хоз€йственной де€тельности человека и коэволюции общества и природы.

Ќам нужен новый вид политики, котора€ предполагает управление природой, когда мы следим за тем, чтобы обеспечить невмешательство и компенсировать вмешательство, которое раньше не контролировалось. ћы так низко ценили наши ландшафты, потому что у нас не было чувства уважени€ к самой природе. Ёто наследие той политики, при которой природе остаетс€ место лишь ресурса. Ќо нам не следует так односторонне относитьс€ к природе, ибо, продолжа€ в том же духе, мы можем уничтожить одну дес€тую всех видов на «емле за одно поколение. ≈два ли возможно иметь здоровую нацию или экономику, или просто быть здоровым человеком в больной окружающей среде. ѕоскольку культура вли€ет на природные системы, нам необходимы законы, регулирующие поведение людей и защиту природы. Ћюди могут и должны иногда ограничивать свою де€тельность в пользу растений, животных, экосистем. „тобы быть здоровыми и богатыми, нам нужно быть мудрыми, по отношению к окружающей среде.

 оэволюци€ общества и природы на современном этапе развити€ предстает перед нами как процесс коэволюции биотического и социокультурного разнообрази€, как необходимое условие сохранени€ человечества и биосферы, устойчивого развити€ общества, а экологическа€ этика выступает как регул€тор не только социальных, но и социоприродных отношений, как новый тип этики Ч этики устойчивого развити€. ¬.¬. ћантатов пишет о необходимости создани€ Ђглобальной этики в качестве ценностного обосновани€ всех актов мышлени€ и действи€ людейї, €дром которого €вл€етс€ Ђсистема эколого-гуманитарных ценностейї2.

Ќеобходимым условием €вл€етс€ обеспечение и развитие сбалансированных взаимоотношений между населением и окружающей средой.  ардинальна€ переориентаци€ отношени€ общества к природе предполагает экспликацию глубинных оснований отношени€ к при≠роде, существующих в различных культурах. ѕризнание многооб≠рази€ природы как услови€ устойчивости ее гомеостаза предпо≠лагает самоценность многообрази€ культур как внебиологических форм адаптации к природным услови€м. ¬ы€вление их экологического потенциала - необходимое условие коэволюции, поскольку наследствен≠ность как вли€ние прошлого на насто€щее и будущее есть один из основных механизмов мирового эволюционного процесса.

Ќа территории нашей страны сохранились уникальные традиционные культуры коренных этносов, которые в течение многих столетий обеспечивали согласованное сосуществование человека и природы. ќбщечеловеческое значение этих культур особо актуализируетс€ в св€зи с необходимостью альтернативы техногенной цивилизации, способ быти€ которой противоречит глобальным биосферным закономерност€м. Ёкологический потенциал мировоззренческих ценностей и ориентиров, практического опыта адаптации к экстремальным природным услови€м, накопленный ими, может существенно обогатить общечеловеческую экологическую этику, формируемую как синтез науки, религии и культуры.

¬ насто€щее врем€ в результате недальновидной индустриальной политики территори€ почти всех регионов неуклонно превращаетс€ в зону экологического бедстви€. ѕродолжает наноситьс€ серьезный урон экосистеме (загр€зн€етс€ водна€ акватори€, атмосферный воздух, отмечаетс€ снижение плодороди€ почв и их деградаци€, уменьшаютс€ площади лесных угодий).

Ќарушение естественного состо€ни€ природной среды делает невозможным существование традиционных отраслей хоз€йства, а вместе с ними и сложившийс€ уклад жизни. ”трачиваетс€ самобытна€ культура, наиболее соответствующа€ природным услови€м, обеспечивающа€ гармоничное сосуществование человека и природы в течение многих столетий. ”худшающа€с€ экологическа€ ситуаци€ порождает необходимость разработки особой стратегии взаимодействи€ общества и природы, котора€ обеспечило бы оптимальное сочетание традиционного хоз€йства и уклада жизни с наиболее экологичными формами научно-технического прогресса. Ќа наш взгл€д, этим требовани€м соответствует концепци€ экологической этики. ќчень важным дл€ биосферных условий €вл€етс€ признание самоценности природы независимо от интересов и потребностей общества и индивида.

¬ажным этическим пpинципом, одним из основных пон€тий и пpавил экологической этики €вл€етс€ пpаво на жизнь, на существование фауны и флоpы, сообществ, экосистем, пpиpодных объектов, вне зависимости от того полезны они человеку или нет. ќдним из основных условий экологической этики должно быть благоговение пеpед жизнью и этические принципы взаимоотношени€ между человеком и природой.

¬ контексте экологической этики сохранение природы Ч это достижение гармонии между человеком и природой. ƒика€ природа Ч это бесплатное благо, предоставл€емое ћатерью ѕриродой, равно как и свежий воздух и солнечный свет.

—охранившиес€ традиции и культура (этнокультура) представл€ют большой потенциал дл€ развити€ экологической этики. ”слови€ жизни (жилище, быт, вещи) пр€мо и опосредованно отражали природную среду, обеспечива€ своеобразный комфорт человеческого быти€. Ѕережное отношение к материалу, исключение расточительства формировали особый тип культуры потреблени€, котора€ отвечала экологическим требовани€м. ѕодобный тип культуры предполагал признание самоценности природы, своего единства с нею, достаточно высокий уровень эмпирических знаний о природных €влени€х, наличие зоотехнических и ветеринарных знаний, навыки селекционной работы.

ћирова€ комисси€ ќќЌ по окружающей среде и развитию настаивает, что мы должны развиватьс€, потому что у большей части людей нет достаточного. “акое развитие, отвеча€ на нужды, будет продолжатьс€ в последующих поколени€х. Ќо это подразумевает ограничени€ Ц ограничени€, накладываемые существующим состо€нием технологии и организации общества на ресурсы окружающей среды и способностью биосферы поглощать результат активности человека.

Ѕольшинство людей не имеет достаточного в силу двух причин: не достаточно производитс€; а то, что производитс€, несправедливо распредел€етс€. ѕроблемы владени€ и права на природные ресурсы должны быть пересмотрены как общее досто€ние. Ќеобходимо решать проблемы там, где они возникают, внутри общества, чем пытатьс€ увеличивать сферу общества, принос€ в жертву остатки природных ценностей. ”стойчивое развитие в действительности должно быть предупреждающим флагом, помогающим нам пон€ть, когда будет достаточно. Ќова€ философи€ на следующее тыс€челетие Ц экологическа€ этика в рамках коэволюции природы и общества.

—екретарь ќбъединенных Ќаций, генерал Ѕатрос Ѕатрос-√хали закрыл всемирную встречу на высшем уровне следующими словами: Ђƒух –ио должен создать новую модель цивилизованного поведени€. „еловеку недостаточно любить близкого своего; он также должен научитьс€ любить мир, в котором живет. —ейчас мы должны заключить этический и политический контракт с природой, с той «емлей, которой мы об€заны своим существованием и котора€ дает нам жизньї (3). ¬ соответствии с этим «емл€ обладает ценностью как драгоценное место, и мы должны любить ее как любим ближнего своего. «емл€ дл€ нас всех €вл€етс€ домом и мы должны любить ее сыновней любовью как ћать, породившую нас. ѕо отношению к сохранению природной целостности наш долг еще не завершен, пока мы не разработали этику «емли, в центре внимани€ которой Ц планета.

 

»спользованна€ литература:

 

1. яценко Ќ.≈. “олковый словарь обществоведческих терминов. - —ѕб.-1999.

2. ћантатов ¬.¬. —тратеги€ –азума: экологическа€ этика и устойчивое развитие. “.1.- ”лан-”дэ: Ѕур€тское книжное издательство. -1998.-—.112.

3. Holms Rolston 111 Conserving Natural Value. New York, 1994.P. 204.

4. ƒашинимаева —.ћ. Ёкологическа€ этика как фактор коэволюции человека и природы (на примере Ѕайкальского региона)

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1471 - | 1266 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.