Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новейшие» предложения неодостатка




Новые» предложения неоизобилизма

Данилов –Данильян с.131

В предыдущем разделе было показано, что вместо смены направления развития цивилизации, к чему призывали доклад Комиссии Брундтланд и Конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, практически все страны, разрабатывая свои стратегии устойчивого развития, на самом деле избрали вариант развития «как обычно», но с учетом некоторых природоохранных требований, связанных в основном с загряз­нением и необходимостью сохранить естественные экосистемы в пределах природных резерватов. Выбрана старая схема, кото­рая сводится к попыткам чисто технического и финансового решения проблем эколого-социального кризиса. Более того, сейчас наметилось наступление технологических оптимистов или, как их называют на Западе, «изобилистов».

Последний доклад Римскому клубу, названный «Фактор четыре: удвоение продукции при использовании половины ресурсов» [Weizsaecker, Lovins, Lovins, 1997], посвящен новым технологиям в различных отраслях хозяйства.

По оценкам авторов доклада, такие технологии в среднем позволяют в 4 раза повысить эффективность использования ресурсов. Подчер­кивается, что это новый этап развития технологий, когда происходит переход от повышения эффективности использования труда к повышению эффективности использования ресурсов. В книге приведены впечатляющие примеры подобных технологий: экономичный гиперавтомобиль и производство мяса с малыми затратами энергии, капельное орошение и электронные книги, видеоконференции и киберпоезда и многие другие. Кроме того, обсуждается проблема новой организации рынка подобных технологий и новой налоговой базы, которая ликвидирует извращенные стимулы и будет поощрять эффективность использования ресурсов.

В докладе также рассматриваются различные экологические вопросы: от изменений климата и ликвидации отходов до эколого-экономических проблем, влияния международной торговли на окружающую среду и национальных экологических счетов.

Вместе с тем в докладе не обсуждаются проблемы разрушения естественных экосистем, хотя и рассмотрен вопрос сохранения биологического разнообразия, очень сжато — всего на четырех страницах. В этом маленьком разделе авторы доклада справедливо отмечают, что о сохранении биоразнообразия глупо говорить только с конъюнктурных сиюминутных экономических позиций, так как оно обеспечивает сопротивление изменениям в биосфере. Но вместе с тем авторы совершенно не связывают угрозы биоразнообразию ни с пробле­мой переключения человеком на себя чрезмерной части энер­гетического потока биосферы, что лишает огромное число би­ологических видов пищи и неизбежно ведет к их исчезнове­нию, ни с разрушением на суше большей части естественных экосистем и экологических ниш видов, что влечет те же по­следствия. Не упоминается также о сохранении разнообразия сообществ организмов и естественных экосистем, без которых невозможно сохранить биоразнообразие. И все же авторы, объявив, что не только не причисляют себя к технологическим пессимистам (позиции которых всегда были близки Римскому клубу), но — после рассмотрения новых эффективных технологий — могут называть себя «неоизобилистами», в последней главе доклада отмечают, что ненасытное потребление может опередить «революцию эффективности».

Можно полагать, что, скорее, «революция эффективности» мало что изменит в сложившихся в XX веке взаимоотношени­ях человека с природой и не решит принципиальных экологи­ческих проблем. Во-первых, неоизобилисты, подчеркивая в описаниях новых технологий не только их ресурсную эффек­тивность, но дешевизну и доступность получаемых продуктов, не попытались оценить количественно возможный рост про­даж этих продуктов. Если они действительно намного дешевле и доступнее тех, что предлагаются сейчас, то рост их выпуска может оказаться столь существенным, что в конечном итоге негативные последствия превысят все ресурсные выгоды от применения новых технологий. Во-вторых, и это главное, со­циально-экологический кризис возник уже в начале XX века, и все это время непрерывно появляются новые технологии, в том числе и повышающие эффективность использования ре­сурсов, снижающие удельное (в расчете на единицу продук­ции) воздействие на окружающую среду и т. п. Можно ут­верждать, что переход к «революции эффективности» в том же понимании, что и у авторов доклада, был фактически начат гораздо раньше их публикации. Старт этой революции дал энергетический кризис 1973 г., и она давно идет полным ходом в Японии, Германии, США и других развитых странах. В част­ности, с 1973 г. до настоящего времени в результате разработок и внедрения энергосберегающих технологий в мире сэконом­лено гораздо больше энергии, чем получено из всех вместе взятых новых источников энергоснабжения [Клименко и др., 1997]. Однако экологический кризис не только не ослабевает, но продолжает углубляться.

Таким образом, неоизобилизм авторов последнего доклада Римскому клубу не вносит ничего принципиально нового в те стратегии, планы и программы устойчивого развитая, которые сформированы во многих странах. Более того, неоизобилизм как раз подталкивает их на путь действий «как обычно», созда­вая иллюзию возможности решения экологических проблем, рассматриваемых в редуцированном виде. Фактически он про­поведует не только возможность дальнейшего повышенияь уровня потребления в развитых странах, но и осуществимость достижения этого уровня остальным миром.

Обсуждаемый доклад Римскому клубу [Weizsaecker, Lovins, Lovins, 1997] нельзя рассматривать в качестве научной базы ус­тойчивого развития, как неоднократно предлагается на его страницах. Этот отчет — очередное (отнюдь не первое) прояв­ление надежд на то, что переход к устойчивому развитию и экологические проблемы сводятся только к ресурсосбережению, снижению загрязнения и, в какой-то степени, сохране­нию биоразнообразия, которое признается важной задачей, но она остается совершенно неопределенной. При этом все на­дежды по-прежнему основаны на слепой вере в возможности человека, а биосфера как совокупность естественных экосис­тем, частью которой является цивилизация, исключается из рассмотрения.

«Спасительная» идея коэволюции*

Кроме чисто технологических подходов к устойчивому раз­витию, известны различного рода гуманистически-философ­ские концепции (существуют и чисто эмоциональные попытки его описания, а также разрабатываются умозрительные идеологии и «зеленые» религии). Из таких концепций в России, а в последнее время и за рубежом, наиболее широко используется представление о коэволюции природы и общества.

Устойчивое развитие, как и каждая серьезная проблема, создает некое интеллектуальное поле, тем более сильное, чем значительнее разница между масштабом проблемы и исходными возможностями ее решения. В это поле втягиваются понятия и идеи, известные в связи с другими проблемами, и генерируются новые, в нем создаются модели, концепции, доктрины, теории и учения.

На первых порах основные усилия сосредоточены на осознании проблемы, ее исследовании и структуризации, и разнообразие «интеллектуальных тел», заполняющих поле проблемы, достигает максимума к концу этого этапа. Конечно, и в даль­нейшем исследовательские усилия не прекращаются, но доми­нирующими становятся действия по строительству системы (теории, технического устройства, организационно-техничес­кого комплекса и пр.), которая решит проблему.

Перелом от преимущественно аналитической работы к разработке стратегий и программ (совсем не обязательно резкий) знаменуется сокращением разнообразия в поле проблемы: остается только то, что востребовано для решающей системы, а остальное вытесняется на периферию и либо практически бесследно исчезает, наподобие пены морской (как исчезли производные дробных степеней Н. Бугаева и многие другие математические конструкты), либо вовлекается в поле иных проблем (может статься, на первую роль).

Совершенно очевидно, что разнообразие «интеллектуальных тел» в поле проблемы — необходимое условие успешности ее решения. Однако требуется непрерывная инвентаризация этого арсенала, поскольку со временем отдельные его элемен­ты становятся не столько стимулирующими и созидающими, сколько отвлекающими и даже тормозящими. Конечно, интел­лектуальное поле проблемы развивается, пока существует про­блема, и любая оценка может много раз измениться. Тем более следует регулярно стричь газон.

Проблема перехода к устойчивому развитию для предот­вращения экологической, или биосферной, катастрофы, вне всякого сомнения, превосходит по своей грандиозности все прочие, с которыми когда-либо встречалось человечество. И никогда еще не было такого гигантского разрыва между мас­штабами проблемы и нашими возможностями ее решения.

За четыре десятка лет, считая с 1960-х годов, когда нача­лась кристаллизация глобальных экологических проблем в на­учных публикациях и дискуссиях, человечество, несомненно, продвинулось в создании интеллектуального поля проблемы, но физически, как не раз отмечалось в настоящей книге, не смогло сделать почти ничего: имеющиеся отдельные по­зитивные результаты ничтожны в сравнении с тем приростом разрушительного воздействия на биосферу, который был обес­печен цивилизацией за этот период. А ведь четыре десятка лет, каким бы кратким мгновением ни казались они в сравнении с астрономическими или геологическими, даже историческими эпохами, — это, по-видимому, период того же порядка про­должительности, что отделяет нас от начала необратимых про­цессов деградации биосферы (если они, будем надеяться, еще не начались).

В научной разработке устойчивого развития пока продол­жается процесс наращивания разнообразия. Если судить фор­мально, по структуре потока публикаций, то происходит он, главным образом, за счет междисциплинарного взаимодейст­вия, расширяющегося вовлечения материала, накопленного в общественных науках — экономике, социологии, истории, но особенно заметны весьма многочисленные попытки философ­ских обобщений далеко не завершенных разработок естествен­ных наук.

Подобное бурное внимание к новому научному направле­нию не допускает однозначной оценки. С одной стороны, воз­буждается общественный интерес, но, с другой стороны, некий перегрев обещает быстрое и неадекватное охлаждение. Попыт­ки всевозможных обобщений и экстраполяции стимулируют научный поиск, но, вместе с тем, подчас приводят к забалтыванию как острых научных проблем, так и перспективных ре­зультатов. И, может быть, самое главное: намечается разрыв между темпами развития естественнонаучного основания и той философско-методологической надстройки, которая ускоренно сооружается над ним. Возникает неприятное ощущение дефицита конкретного знания, которое лишь для немногих оказывается дополнительным стимулом, а для большинства — источником недоверия.

Как известно из истории науки, взаимоисключающие под­ходы к одной проблеме могут сосуществовать какое-то время, пока не будут найдены исчерпывающие аргументы в пользу одного из них и против другого. Случается и синтез того, что поначалу из содержательных соображений казалось несовмес­тимым (хрестоматийный пример — «объединение» корпуску­лярной и волновой теорий света). Но, во всяком случае, полезно «выяснить отношения»: какие постулаты представляются не укладывающимися ни в какую логически непротиворечивую систему, а какие — по крайней мере формально — совместимы. Часто коллизии понятий и подходов обусловлены разным пониманием одних и тех же терминов — тогда полезно уточ­нить, какой смысл вкладывается в используемые слова.

С этих позиций рассмотрим понятие коэволюция примени­тельно к взаимодействию природы и общества, предполагая выяснить, какое отношение оно может иметь при тех или иных трактовках к анализу устойчивого развития, а заодно — и в связи с этим рассмотрением — привести некоторые коммен­тарии к понятиям ноосфера, ноосферогенез, антропоцентризм, опять-таки в контексте устойчивого развития, не покидая обусловленного этой проблемой интеллектуального поля.

Н. Н. Моисеев пишет: «Термин "ноосфера" в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому в конце 60-х годов я стал употреблять термин "эпоха ноосферы". Так я назвал тот этап истории человека (если угодно, антропогенеза), когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество — часть биосферы, и реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его будущего» [Моисеев, 1997].

Далее в том же источнике сказано, что «в Рио-де-Жанейро была предпринята попытка сформулировать некую общую позицию, общую схему поведения планетарного сообщества, которая получила название sustaliiable development, неудачно переведенное на русский язык как "устойчивое развитие"». В следующем абзаце об этом английском термине Н. Н. Моисеев говорит, что «представляется наиболее разумным считать его идентичным термину "коэволюция человека и биосферы"», и, избегая использования русскоязычного термина устойчивое развитие, завершает: «Именно поэтому я буду считать разработку стратегии sustainable development определенным шагом к эпохе ноосферы, то есть шагом на пути ноосферогенеза» [Моисеев, 1997].

Идею коэволюции развивали в своих работах многогие современные авторы [Родин, 1991; Карпинская, Лисеев, Огурцов, 1995]. Первоначально термин понадобился для обозначения взаимного приспособления биологических видов. Затем стало ясно, что он удачно выражает более широкий круг явлений — соразвитие взаимодействующих элементов единой системы, естественно, развивающейся (коль скоро развиваются ее части) и сохраняющей при этом свою целостность по крайней так долго, как необходимо для постановки вопроса о коэволюции в ней. Коэволюционирующие элементы, конечно, сами являются системами, и именно в этом качестве рассматриваются при изучении их соразвития.

Еще Одум [1975] выделил девять типов взаимодействия популяций, и все девять с большими или меньшими основаниями могут рассматриваться в качестве разновидностей коэволюции. Наиболее интересные, «невырожденные» типы коэволюции предполагают своего рода сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, но не движение к одному общему образу (конвергенция), а взаимную адаптацию, когда изменение, произошедшее в одной из систем, инициирует такое изменение в другой, которое не приводит к нежелательным или, тем более, к неприемлемым для первой системы последствиям. Для таких случаев обязательна некая (относительная) симметрия, равнозначность, «равноположенность» коэволюционирующих систем. О том, что такое нежелательность, неприемлемость, вряд ли стоит рассуждать «в общем виде», проще определять это применительно к конкретным случаям.

Анализ возможности коэволюции природы и общества — задача столь специфическая, что подводить ее под какую-либо позицию любой классификации практически нет смысла. Такой анализ предельно сложен (во всяком случае, если не забы­вать о биологическом и социальном аспектах) и требует со­вершенно особого рассмотрения. Кроме того, чрезвычайно важна цель, ради которой поставлен вопрос о коэволюции биосферы и человека. Эта цель — разрешение экологических проблем через переход к устойчивому развитию, причем коэволюция выступает как средство или как форма такого разрешения, либо даже как его дефиниция.

Как же можно трактовать коэволюцию природы и общества, биосферы и человека? По-разному, в зависимости от понимания, прежде всего, первого элемента в этих конъюнкциях и характера взаимодействия между обоими элементами. Первый постулат (воспользуемся формулировкой Н. Н. Моисеева [1997]) вряд ли встретит возражения: «Человечество — часть биосферы». Это очевидное положение подчеркивает принципиальную асимметрию отношения «человек — биосфера» и уже поэтому заставляет усомниться в правомерности самой постановки вопроса о коэволюции биосферы и человека.

Однако при помощи некоего насилия над здравым смыслом (научное знание ведь не всегда с ним совпадает) допустим теоретическую возможность коэволюции части и целого. Можно сослаться на аналогии с математикой, где бывает так, что частный случай эквивалентен общему, мощность подмножества равна мощности множества и т. д., хотя подобные аналогии явно неполноценны, так как речь в них идет об идеальных конструктах, а не о реальных системах. Для исследования этой теоретической возможности применительно к нашему предмету следует уточнить, что такое биосфера и ее эволюция, а также эволюция человека (общества).

Известно только одно удовлетворительное определение биосферы: это система, включающая биоту (т. е. совокупность всех живых организмов, в том числе человека) и окружающую ее среду (т. е. совокупность всех объектов, испытывающих воздействие биоты и/или воздействующих на нее — классическое системное определение среды). Это определение не является абсолютно жестким, поскольку в нем используется требующий уточнения термин воздействие, но это уточнение, опять-таки, должно даваться применительно к конкретным случаям.

Важны такие воздействия биоты на окружающую среду и окружающей среды на биоту, которые прямо или опосредо­ванно имеют значение для выживания человека как биологи­ческого вида, для сохранения, воспроизводства на Земле чело­веческого общества, цивилизации (пусть в существенно преоб­разованной организационной форме, но обусловливающей правомерность применения этих слов — общество, цивилиза­ция). Именно с этих позиций следует подходить и к оценкам изменений в биосфере и обществе как приемлемым или не­приемлемым, желательным или нежелательным.

В эволюции биосферы главенствующая роль принадлежит биоте: это соответствует значимости тех функций, которые вы­полняет система живых организмов при формировании горных пород, почвы, атмосферы и океана, хотя при этом не отрица­ется и не умаляется значение абиотических факторов. Эволю­ция биоты реализуется через процесс видообразования, причем в силу системности ее организации исчезновение вида с арены жизни или появление нового вида практически всегда влекут волну видовых изменений в экосистемах, которым соотнесен данный вид (в его «экологической нише»). Имеются оценки скорости этого процесса. По палеонтологическим данным, средняя продолжительность существования вида составляет около 3 млн. лет. Согласно современным представлениям, для естественного образования нового биологического вида требует­ся период порядка 10 тысяч лет. Эти временные характеристики вряд ли менялись в течение нескольких сотен миллионов лет.

Эволюция человеческого общества происходит при сохра­нении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных струк­тур, общественного сознания, производственных систем, науки и техники, материальной и духовной культуры. При анализе проблемы коэволюции основной интерес представляют воз­действия человека на биосферу; качественный характер, тип, структура этих воздействий меняются прежде всего вследствие научно-технического прогресса, техноэволюции. Последняя ре­ализуется через инновационный процесс, некоторыми своими чертами напоминающий видообразование в биоте.

Материальное производство и управление им, как и биота, имеют системную (причем стихийно сформировавшуюся) организацию; инновация, т. е. появление нового элемента технологии производства или управления, равным образом, отказ от использования какого-либо элемента (впрочем, это тоже инно­вация), как правило, вызывают волну других инноваций в со­ответствующей «технологической нише». Однако скорость техноэволюции, в отличие от биоэволюции, непрерывно возрас­тает, в конце XX века на инновационный цикл в передовых отраслях требуется порядка 10 лет.

Правомерно ли при такой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятичных порядка) говорить о коэволюции природы и человека? Может ли биосфера реаги­ровать на инновации в человеческом хозяйстве образованием новых биологических видов, приспособленных к последствиям этих инноваций? К новым по характеру и/или масштабам воз­действия на нее? Очевидно, не может.

Желательны ли для человека подобные (гипотетические) реакции биосферы на антропогенные воздействия? Очевидно, да: кому не понравилось бы появление, например, бактерий, разлагающих полиэтилен, быстро превращающих горы пустых алюминиевых банок в бокситы или нефелины, стойко проти­водействующих закислению почвы и т. д. и т. п.?

Имеют ли место неприемлемые для человека последствия его воздействий на биосферу? Очевидно, да: у всех на устах не только очаговые, локальные последствия деградации окружа­ющей среды, приводящие к недопустимому росту заболеваемо­сти, смертности, генетических уродств и пр., но и региональ­ные последствия, например опустынивание, угрожающие су­ществованию целых народов. Что касается угрозы глобальных последствий, то она все еще недооценивается большинством человечества, прежде всего потому, что пока не удается с пол­ной достоверностью назвать тех, кто уже умер или стал кале­кой в результате именно этих последствий, привести соответ­ствующую статистику и показать все это по ТВ. Огромный риск — дожидаться таких статистических и телевизионных до­казательств трагической серьезности этой угрозы, чтобы при­ступить, наконец, к необходимым радикальным действиям по решению экологических проблем и устойчивого развития.

Сможет ли человек ускорить процесс видообразования в биоте, чтобы «усилить» ее возможности для коэволюции (на­пример, техногенным созданием новых видов или, что, по су­ти, то же самое, направленным воздействием на генетический аппарат естественно возникших видов)? Такая постановка во­проса наверняка тешит воображение каких-либо наиболее рьяных адептов научно-технического прогресса. Не обсуждая весьма вероятные (скорее всего, неизбежные) кошмарные по­следствия интродукции в естественную биоту организмов с ге­нетической структурой, созданной человеком, достаточно за­метить, что реализация такой возможности означала бы пре­кращение естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком. Но тогда о коэволюции биосферы и человека гово­рить просто бессмысленно, как бессмысленно говорить о коэ­волюции автомобиля и его хозяина, хотя и в этом случае пер­вый не всегда делает именно то, что хочется второму.

Таким образом, если рассматривать развитие биосферы прежде всего как эволюцию ее биотической подсистемы, биоты, то разрыв в скоростях биоэволюции и техноэволюции обусловливает бессодержательность и внутреннюю противоре­чивость постановки вопроса о коэволюции биосферы и че­ловека. Может быть, вывод изменится, если рассматривать развитие на относительно малых временных промежутках, так что процесс видообразования останется за пределами внима­ния? Нет, не изменится. Для обоснования обратимся к сис­темно-кибернетическим представлениям о биосфере и к тео­рии биотической регуляции окружающей среды.

Развитие биосферы за период человеческой истории не раз становилось объектом научного анализа. Обобщение накопленного материала было одной из целей при работе над кни­гой «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» [Арский и др., 1997]. Главный ее вывод не являет­ся ни новым, ни неожиданным, хотя большинством все еще не осознается в полной мере: вся деятельность человека после того, как он овладел огнем, перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, для биосферы — возмущение.

Реакция любой системы на возмущение зависит от его ве­личины, от того, ниже оно допустимого порога воздействия на систему или выше. В первом случае с помощью присущих ей компенсационных механизмов система подавляет негативные последствия, а обычно и сам источник возмущения, но во вто­ром она начинает разрушаться, деградировать. Однако при этом до определенного момента система может сохранять спо­собность к самовосстановлению, но после этого момента раз­виваются необратимые процессы, которые уничтожают либо принципиально изменяют систему — она перерождается, пере­ходит в иное качество.

При описании качества системы используются и количе­ственные параметры. Конечно, нередко они совершенно недо­статочны для этой цели, особенно когда дело касается соци­альных систем, всего, что связано с человеком. Тем не менее именно количественные параметры, если они правильно вы­браны (существенные, фокальные, критические, жизненные и пр. — атрибутов для таких параметров используется немало), служат надежным ориентиром при регистрации и анализе процессов и событий, о которых говорилось в предыдущем абзаце.

Существенные (будем пользоваться этим термином) пара­метры системы при ее нормальном функционировании (точ­нее: при невозмущенном состоянии системы) сохраняют свои значения в определенных границах. При возмущениях, не пре­восходящих порога устойчивости системы, ее компенсацион­ные механизмы возвращают значения этих параметров в ука­занные границы. Такие границы принадлежат к характеристи­кам качества системы. Перерождение системы — это переход к новой устойчивости, с другими границами допустимых изме­нений существенных параметров (а может быть, и иным соста­вом параметров).

Эти системно-кибернетические положения, а также при­меняемые вместе с ними принцип гомеостаза и принцип Ле Шателье, весьма широко известны по многочисленным при­ложениям в самых разнообразных областях науки и техники. Но исключительно сложен вопрос о том, как приложить их к экологическим проблемам, как определить существенные па­раметры биосферы, границы их допустимых изменений, порог устойчивости биосферы к возмущениям. Надо прежде всего определить, в чем состоит системность биосферы, как это свойство, в данном случае почти самоочевидное с позиций здравого смысла современного человека, охарактеризовать средствами науки, по возможности широко используя при этом количественные средства.

Возьмем, к примеру, вопрос о новой устойчивости, к ко­торой система перейдет после запороговых возмущений. Есте­ственно продолжить рассуждения, приведенные выше, таким образом: новые границы допустимых изменений наверняка окажутся приемлемыми не для всех элементов (например био­логических видов) и подсистем (например сообществ организ­мов) трансформирующейся системы; часть из них обречена на гибель, другая часть — на перерождение, переход в иное каче­ство, хотя некоторые могут и пережить трансформацию.

Однако применительно к биоте такой исход, в целом до­статочно оптимистичный, может и не состояться именно по причине ее высокой системной организации. Гибель биологи­ческого вида в силу внешних причин — дезорганизационное событие, и наших знаний о биоте, как правило, совершенно недостаточно для того, чтобы судить, где остановится волна дезорганизации, вызванная этим событием — сколько других видов, в какой последовательности и в какие сроки в результа­те исчезнут с арены жизни.

Ограничится ли действие этой волны лишь одним видом, или она смоет сообщества организмов, опустошит экологичес­кие ниши целых экосистем? Не распространится ли она, соче­таясь со многими другими подобными волнами, на всю био­сферу? Не окажется ли человек среди уязвимых, внутренне не­устойчивых видов при таких изменениях? А может быть, неу­язвимых и вовсе не окажется? Для всякой реакции на внешнее возмущение требуется время. Не настала ли такая эпоха нашего воздействия на биосферу, когда ни одна реакция не за­вершается прежде, чем обнаруживается новое воздействие, требующее новой реакции? Мы не знаем, как отвечать на эти вопросы, и только крайняя наивность оставляет нерассуждаю­щую надежду на то, что как-нибудь все обойдется.

Можно лишь удивляться тому, как мало исследований по­священо попыткам ответить на эти вопросы. Среди имеющих­ся своей логичностью, последовательностью, обоснованностью выводов, глубиной анализа и богатством проанализированного материала ярко выделяется разработанная В. Г. Горшковым теория биотической регуляции окружающей среды [Горшков, 1995]. И хотя известны критические выступления против тео­рии В. Г. Горшкова, они гораздо менее убедительны, чем сама теория. Кроме того, теории биотической регуляции нечего противопоставить: неизвестно никакой другой научной кон­цепции, которая содержала бы систему логически непротиво­речивых ответов на столь широкий круг вопросов, порождае­мых возникшими экологическими проблемами.

Согласно теории биотической регуляции, с момента своего возникновения биота оказывала на окружающую среду мощное формирующее влияние, возраставшее по мере развития биоты. Под воздействием биоты формировалась регулируемая окружа­ющая среда, одновременно развивались соответствующие регу­лирующие механизмы самой биоты. В результате образовалась высокоорганизованная система — биосфера, в которой посред­ством надлежащей подстройки потоков биогенов (веществ, участвующих в функционировании биоты) обеспечивается бес­прецедентно высокая точность регулирования всех параметров, существенных для биоты (физических и химических характе­ристик климата, атмосферы, почвы, поверхностных вод суши и Мирового океана), в определенных интервалах вариации воз­мущений.

Для осуществления регулятивных функций по отношению к сформировавшейся окружающей среде биота должна обла­дать определенной, весьма стабильной внутренней структурой, характеризуемой через распределение общей биомассы, пото­ков энергии и биогенов по группам организмов. Свойства этих характеристик В. Г. Горшков справедливо назвал законами ус­тойчивости биосферы. Для сохранения высокой способности к регулированию биосфера должна обладать богатым разнообра­зием биологических видов (биоразнообразием).

Вплоть до середины XIX века производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допустимым преде­лам, структурные соотношения в биоте сохранялись в грани­цах, определенных законами устойчивости биосферы, а потери биоразнообразия были незначительны. Но около столетия тому назад человечество, невиданными темпами расширяющее свое хозяйство и увеличивающее свою численность, перешло порог допустимого воздействия на биосферу, обусловило деформа­цию структурных соотношений в биоте и угрожающее сокра­щение разнообразия. Эти явления и процессы непрерывно на­растают, биосфера перешла в перманентно возмущенное сос­тояние.

Наступила эпоха глобального экологического кризиса. Его регистрируемые всем известные проявления — сокращение биоразнообразия, обезлесение, опустынивание, деградация по­верхностных вод суши, исчезновение с лица Земли целых эко­систем, рост концентрации углекислого газа в атмосфере, ис­тощение озонового слоя и пр.

Далеко не все согласны с этими оценками. Однако неизве­стны научные работы, в которых приводятся сколько-нибудь убедительные аргументы в пользу того, что продолжение всех этих тенденций безопасно для человека, что он выживет в деградирующей окружающей среде и нет необходимости менять тип развития цивилизации.

Очевидно, отсутствуют основания называть нынешний тип взаимодействия цивилизации и биосферы коэволюцией. Что, однако, может прийти ему на смену, если человек сумеет пере­ломить инерцию стихийного, неконтролируемого роста эконо­мики, населения, разрушения природы? На сей счет имеются две основные точки зрения.

Первая, существенно более распространенная, — отнюдь не по причине лучшей обоснованности (этого как раз нет), а в силу привычного соответствия традиционным воззрениям и стандартному пониманию человеческого интереса, — должна быть названа техницистской. Ее сторонники уповают на науч­но-технический прогресс как ключ к решению экологических проблем. Но чего в принципе можно было бы ожидать от техники в этом случае? Очевидно, только одного: частичной или полной замены биоты в регуляции окружающей среды.

Следовательно, необходимо сравнить возможности биоты с реальными и потенциальными возможностями техники. В. Г. Горшков [1995] провел такое сравнение и пришел к вы­воду, что информационный поток, перерабатываемый биотой при осуществлении ею функции регуляции окружающей сре­ды, на 16 порядков превосходит предвидимые технические возможности цивилизации. Он убедительно показал также, что даже если бы человечество справилось со всеми научно-техни­ческими проблемами и сконструировало соответствующую си­стему (по сути — техносферу в варианте, при котором она за­меняет биосферу), то она потребовала бы 99% трудовых и энергетических затрат цивилизации.

Но применительно к экологическим проблемам главное — не эффективность подобной системы и ее конкурентоспособ­ность по отношению к естественной биоте (разумеется, по че­ловеческим критериям). Куда важнее, что на реализацию такой системы человечество заведомо не имеет времени: перспекти­вы ее создания несравненно более туманны и отдаленны, чем угроза перерастания экологического кризиса в биосферную ка­тастрофу.

Можно строить умозрительные конструкции частичной замены биоты в ее функциях регуляции окружающей среды техническими системами, даже не обязательно предполагая, что со временем они в совокупности образуют техногенный суррогат биосферы. Все соображения предыдущего абзаца мо­гут быть с несложными модификациями воспроизведены и применительно к подобным абстрактным конструкциям. По­мимо этого, в них есть и нечто принципиально антисистемное: ведь предполагается по частям заменять систему, относительно которой нам малопонятны не только устройство на операцио­нальном уровне и взаимодействие подсистем, но и масса дан­ных, без которых немыслим даже подход к разработке того, что на языке современного технического проектирования на­зывается «техзаданием». Ориентация же на стихийный процесс, без единого плана, пусть даже превращаемого в детальный про­ект в ходе реализации, совершенно неадекватна проблеме.

Так или иначе, следуя техницистской точке зрения, даже если допустить малейшую возможность ее реализуемости, не усматривается ничего похожего на коэволюцию человека и би­осферы.

Исходя из невозможности и нецелесообразности передачи регулятивных функций биоты техническим системам, единст­венный способ разрешения экологических проблем — сокра­щение антропогенного воздействия на биосферу до уровня, при котором она возвратится в невозмущенное состояние и сможет устойчиво оставаться в нем, поскольку регулирующие способности биоты будут достаточны для его поддержания (этот предельный уровень называется хозяйственной емкостью биосферы). Выполнение данного условия и является критери­ем устойчивого развития. Естественно, переход к устойчивому развитию требует радикальных перемен в человеческой циви­лизации, во всех сферах жизнедеятельности людей. Очевидно, и в случае этого подхода нет ни малейших причин предпола­гать какую бы то ни было эволюцию биосферы «в сторону че­ловека», а стало быть, и научно обоснованных мотивов приме­нять термин коэволюция.

Таким образом, среди рассмотренных подходов не удается найти такой, при котором имелись бы убедительные основа­ния для использования термина коэволюция применительно к человеку и биосфере. Никакого операционального содержания, которое могло бы иметь отношение к экологическим пробле­мам, этот термин не несет. В равной мере из приведенной ар­гументации следует некорректность отождествления терминов коэволюция и siistainable development (устойчивое развитие). Ес­ли и допустить возможность коэволюции человеческого обще­ства и природы — за любыми мыслимыми историческими го­ризонтами и скорее в фантастическом, нежели научном пла­не, — то устойчивое развитие окажется необходимым условием для нее, а содержание соответствующих понятий заведомо не будет совпадать.

Если коэволюция природы и общества — понятие, введен­ное сравнительно недавно, то, как хорошо известно, ноосфера имеет более давнее происхождение и иной источник. В отли­чие от коэволюции природы и общества, для которой не удается найти ни одной содержательно приемлемой интерпретации, ноосферу толкуют и трактуют на все лады, и вопрос сводится к тому, чтобы выбрать для интерпретации этого понятия пра­вильную методологическую основу.

Хотя основополагающий для глобальной экологии труд А. Лотки был опубликован в 1925 г. [Lotka, 1925], научное ос­мысление глобальных экологических проблем началось лишь в конце 1950-х годов. В. И. Вернадский и Э. Леруа, с именами которых связано появление термина ноосфера в 1920—1930-е годы, еще не сомневались в том, что воздействие человеческо­го хозяйства на биосферу в целом является (во всяком случае, было до тех пор) безусловно положительным, хотя этот сти­хийный процесс и требует рационализации. Согласно Вер­надскому, «Под влиянием научной мысли и человеческого тру­да биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу» [Вер­надский, 1997].

В. И. Вернадскому принадлежит обоснование того фунда­ментального научного положения, согласно которому воздей­ствие человека, прежде всего научной мысли, на биосферу по мощи стало сопоставимо с геологическими силами. Утверждая, что это воздействие должно стать объектом управления и сти­хийность уступит место целенаправленности и сознательности, В. И. Вернадский тем не менее не усматривал в стихийном развитии научной мысли угрозы самому существованию циви­лизации. Аспект устойчивости биосферы как системы и регу­лятивные процессы, обеспечивающие эту устойчивость, вовсе не находят отражения в его трудах. (По ряду вопросов Вер­надский, которому всякий догматизм был принципиально чужд, не раз менял свою позицию; здесь рассматриваются те воззрения, которых он придерживался на последнем этапе сво­его творческого пути.)

В 1939 г. В. И. Вернадский писал: «Любопытно, что рост машин с ходом времени в структуре человеческого общества тоже идет в геометрической прогрессии подобно тому, как идет размножение всякого живого вещества, людского в том числе...» [Вернадский, 1939]. Сомнений в возможности неогра­ниченного роста в геометрической прогрессии при этом у В. И. Вернадского, по-ввдимому, не возникало. Отсюда несомненная экстраполяционность его представлении о направле­нии развития цивилизации.

С позиций теории биотической регуляции окружающей среды переход биосферы после экологической катастрофы в новое устойчивое состояние повлечет такие изменения на на­шей планете, при которых выживание человечества вряд ли возможно. Задача ставится прямо противоположная: для своего выживания человечество должно так изменить цивилизацию, чтобы прекратилась антропогенная деградация биосферы, воз­действие на окружающую среду соответствовало бы се хозяйст­венной емкости. Очевидно, что ни для будущего вновь невоз­мущенного, нормализованного (в случае осуществления устой­чивого развития) состояния биосферы, ни, тем более, для ее нынешнего возмущенного состояния прогрессирующей дегра­дации название ноосфера не подходит. Оно вообще не подхо­дит ни для какого возможного состояния биосферы.

Поэтому нельзя согласиться и с предложением говорить «о появлении локально-региональных очагов (областей) ноосфе­ры в биосфере» [Урсул, 1998]. Биосфера едина как саморегули­рующаяся система, таковой и останется, что бы ни творил че­ловек, пока остаются основания называть ее именно биосферой. Законы ее развития, ее устойчивости распространяются на все, что в ней есть, в том числе на человека и цивилиза­цию, и выделять в ней какие-либо «очаги», представляющие собой элементы чего-то высшего по отношению к биосфере, в данном случае неправомерно. Ноосфера — по смыслу, по пре­тензии — в конечном счете должна охватить всю биосферу, отнюдь не только отдельные «очаги» (а возражения против правомерности такого понимания приведены в предыдущем абзаце), либо — как атрибут — должна найти другой предмет характеризации, нежели биосфера как целостная система.

И, как представляется, нет никаких препятствий для при­менения термина ноосфера к состоянию человеческого общест­ва, как и предлагалось уже не раз — прежде всего, философа­ми, и среди них А. Д. Урсулом. Такая концепция ноосферы несколько ближе подходу П. Тейяра де Шардена, чем взглядам В. И. Вернадского и Э. Леруа. Только связывать достижение обществом ноосферного состояния следует не с мистической «точкой Омега» Тейяра, не допускающей никакого научного объяснения, а с обеспечением устойчивости, когда человечество направляет научную мысль на осознание человеческих возможностей и ограничений, ответственно выбирает только такие направления развития, которые представляются безопасными для будущего цивилизации.

Ноосферогенез при таком понимании ноосферы — термин самоочевидный, объяснения не требует. Процесс ноосферогенеза уже идет, что само по себе еще не является гарантией его успешного завершения. Исток этого процесса следует относить, конечно, не к эпохе возникновения человека или появления научной мысли, а к XX столетию, когда были осознаны экологические проблемы и начаты поиски их решения.

Несколько слов об антропоцентризме. Традиционное понимание антропоцентризма, согласно которому человек — венец творения, центр вселенной, покоритель и господин природы, где все — если не во имя человека, то, во всяком случае, для его блага и т.д. и т. п., конечно, должно быть отвергнуто. Именно такое мировосприятие и влечет за собой наблюдаемые и нарастающие кризисные явления, сопутствующие развитию цивилизации, и прежде всего — глобальный экологический кризис.

Человек, несомненно, может и сам одичать среди своих бесчисленных (и слишком часто — бессмысленных) изобрете­ний, и разрушить среду своего обитания, инициируя в ней деградационные процессы и уничтожая тем самым самого се­бя. Но разум дан ему не только для изобретения и произ­водства технологий — его следует использовать для осознания последствий своих действий и их оценки. И здесь человек, ко­нечно же, всегда будет исходить из своих интересов, развивая и углубляя их понимание, охватывая все более широкий круг явлений и отодвигая все дальше временной горизонт своего видения. В этом смысле человек всегда останется на позициях антропоцентризма.

Таким образом, под понятием коэволюция общества и при­роды, как и под концепцией неоизобилизма, нет научной ос­новы. Тем более она отсутствует в случае умозрительных и эмоциональных подходов к проблемам устойчивого развития и «зеленых» религий. В то же время эта часть интеллектуального поля в своих отдельных фрагментах может быть востребована при формировании этических норм устойчивого развития, а многие предложения неоизобилизма, безусловно, полезны как фактор замедления катастрофического обвала. Единственной научной базой устойчивого развития в настоящее время оста­ется теория биотической регуляции окружающей среды.

Использованные источники:

1. Экономика природопользования: Учебник / под ред. Папенова. М: МГУ, 2008 г.

2. Бобылев, Ходжаев. Экономика природопользования. М: МГУ, 2003.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 653 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.