Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские и научные основы методологии нп УР начала второго десятилетия ххі в




В конце прошлого века сформировалась новая парадигма глобального масштаба – устойчивое развитие.

«Устойчивое развитие имеет в виду удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности» - такой принцип устойчивого развития был одобрен международной комиссией ООН в 1987 г. Такая трактовка включает две группы понятий: потребности и возможности, необходимые для существования, то есть для сохранения и развития; ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества, которые налагаются на возможности удовлетворять потребности. В этом определении обращается внимание на то, которое должно сохраняться и что должно изменяться: сохранению подлежит рост возможности удовлетворять потребности как сегодня, так и в будущем; изменению подлежат: эксплуатация ресурсов; технологическое усовершенствование; направления инвестиций; качество управления.

Согласно "Декларации Рио" устойчивое развитие включает еще следующие составляющие: признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; уменьшение разрыва в ровные жизни народов мира, искоренения бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня на частицу 3/4 населения Земли приходится 1/7 часть мирового дохода.

Идея устойчивого развития появилась как альтернатива двум крайностям в современных техно-економических ориентациях: продолжению бесконтрольного роста экстенсивного природопользования, производства, потребления и, напротив, замораживанию роста через экологические опасности и ресурсные ограничения [31].

Можно ставить под сомнение конструктивность классического определения, которое принадлежит Комиссии Брундтланд, однако, которым бы не было точное определение, мы видим, что нынешнее развитие нашей цивилизации, бесспорно, не имеет перспективу.

Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, проведенных за последние два десятилетия, доказывают, что общие тенденции в мире в области сохранения устойчивого развития в настоящий момент является хуже, чем в 1992 году; использованные мероприятия не дают необходимый эффект [4].

Глобальные характеристики откровенно гнетущи: миллионы людей умирают от голода, сотни миллионов голодают, миллиарды не добывают достаточного образования и не имеют возможность иметь минимально достоин уровень жизни. Происходит явное ухудшение состояния окружающей среды, в частности, каждые несколько лет удваиваются и без того гигантские выбросы в атмосферу. Негативные тенденции развиваются на фоне неуклонного роста контрастов. Долги стран, которые развиваются, удваиваются каждые семь лет. В технологически высокоразвитых странах в 1980 году управленцы верхнего звена зарабатывали в среднем в 42 разы больше рабочего, который имеет почасовая оплату, а в 1992 году - уже в 157 раз больше [22].

Мир находится в глобальном системном кризисе; большинство глобальных угроз и проблем связано не с недостатком ресурсов, а с прямым или непрямым, осознанным или неосознанным нарушением общих законов природы и, прежде всего, сохранения и развития жизни как космопланетарного явления.

Во многих работах были сделаны выводы, что природа и общество - единственное целое, но развитие частей этого целого нет согласованным; именно коренное разногласие развития частей единственного целого является причиной разных проблем, конфликтов, кризисных ситуаций как на макро-, мезо-, так и на микроуровне.

Таким образом, нарастающий кризис нашей цивилизации породил еще один глобальный срок - "неустойчивость". Если ничего не изменится в мире, то это может быть предпоследней новейшей глобальной парадигмой – «неустойчивость цивилизационного развития».

Разработчик стратегии устойчивого развития одного из подразделов ООН Д.Я. Левин утверждает, что "неустойчивость" - это общесистемный кризис: она не может быть преодоленной без хорошо сбалансированной стратегии развития объективно взаимосвязанных субъектов и объектов мирового процесса [22]. Один из вариантов объяснения кризисного характера общесистемного развития современного мирового сообщества основан на анализе механизма реализации прогресса как все более полного удовлетворения потребностей человека на основе технологического развития. Такого рода механизм фактически имеет следующую структуру:

· потребительские стандарты миллиардов людей постоянно стимулируют интенсивность технологических инноваций;

· новые технологии создают иллюзорную дополнительную эффективность и суммарно приводят к постоянному росту затраты энергии и ресурсов;

· необходимость компенсировать колоссальные расходы деструктивного влияния дежурного витка внедрения новых технологий нуждается в дежурных новых технологиях;

· этот процесс нуждается в постоянном наращивании динамики всей жизни: все большее число людей и социальных институтов не могут приспособиться к слишком высокой скорости инноваций;

· приоритет технологической динамики приводит к систематической маргинализации лица и культуре, постепенной эрозии и возражению всего духовного измерения.

Эта схема представлена на рисунке 1 (надеемся, что автор согласился бы с названием, которое предоставлено нами для этой схемы)

 


Рис.1. Механизм реализации прогресса как источник глобальной «неустойчивости» - общесистемного кризиса

Источник: модель Д.Я. Левин [23], модифицировано авторами

«Фактически мы видим то, - указывает Д.Я. Левин - что на современном жаргоне зовется турбо – механизмом, правила игры которого принуждают вытягивать мгновенную выгоду и платить за это все большую и большую цену. Некоторые элементы работы такого механизма наводят на мысль, что Земля является скорее предприятием что ликвидируется, чем системой, которая находится в состоянии устойчивого развития. В рамках такого влияния представляется перспективным отход от количественной парадигмы прогресса»[23].

Разделяем философию автора относительно виденья механизмов проблемы общесистемного кризиса, и по нашему мнению целесообразно «закрыть» систему данного механизма путем наведения обратной связи (на рисунку – пунктирная линия) от элементов «стандарты потребления» и «интенсивность технологических инноваций» к элементам «наращивания стандартов жизни» и «маргинализация личности культуры и так далее». Считаем, что именно таким образом развивается логика современного «прогресса». Предусматриваем высокую степень корреляционной взаимосвязи между этими элементами. За необходимостью (при наличии надлежащей информационной базы) это возможно довести.

В роботе Д.Я. Львиная проявляются элементы, изменение которых целесообразно рассматривать как «сферы возможных изменений» или «резервы устойчивости» СИСТЕМЫ «ПРИРОДА – ОБЩЕСТВО – ЛЮДИНА» [24]. Этими элементами могут быть признаны наука и технологии, а также экономика и ее механизмы.

Авторами данной работы предлагается модель (рисунок 2) холистического квантово – механического процесса взаимовлияния элементов резервов стойкости (сферы возможных изменений) системы «природа – общество – человек», что взаимодействуют в единственном пространстве-времени. (Нами употребляется срок стойкости с точки зрения механической стойкости элементов системы, которая является составляющей понятия постоянства системы, но не тождественное последнему). Модель разработана за мотивами работы Д.Я. Львиная и за идеей Брюса Липтона [25] - относительно механизма процессов взаимодействия клеток в организме. В основу построения данной модели положены такие новейшие парадигмы понимания вселенной, как холизм; квантовая природа монад вселенной; фрактальность; иерархичность; единственный пространственному времени но др.. Именно поэтому, как наглядно видно из рисунку, элементы модели (природа – человек – общество – наука – технология – экономика) не представляют собой линейный ньютоновский (редукционистский) процесс, и не отображенные в общепринятом сегодня понимании системы связей.

 


Рис. 2 Модель холистического квантово – механического процесса взаимовлияния элементов резервов стойкости (сферы возможных изменений) системы «природа – общество – человек», что взаимодействуют в единственном пространстве-времени.

Источник: разработано авторами

 

Сложная иерархическая система «природа – общество – человек» в свою очередь рассматривается нами как монада – как целостный элемент в системе высшего ранга - структуре Вселенной. Д. М. Гвишиани [3]заметил: «Пытаясь понять систему большой сложности, которая представлена безліччю разнообразных за характеристиками и, в свою очередь сложных подсистем, научное познание идет путем дифференциации, изучая сами подсистемы и оставляя без внимания их взаимодействие с той большой системой, в которое они входят и которая влияет на всю глобальную систему в целом». Будем пытаться придерживаться этого правила рассмотрения больших и сложных систем и в дальнейшем. Прибавим, что шестигранная форма времени-пространства «Земли» и «Вселенной» в модели тоже не случайная и имеет смысл с учетом современных научных исследований относительно энергетической структуры нашей планеты и нашей Вселенной, элементы которых имеют форму пчелиных сотов.

Отметим некоторые главные аспекты предложенной модели. Считаем за сложную и холистическую не только модель в целом (она имеет сложную многоуровневую структуру и является целостной; в то же время является элементом более высокой по иерархии холистической системы), но и каждая ее составляющая (природа, человек, общество, наука, экономика) представляется нами такой же сложной системой: тождественной самой себе и системе, в которую она входит. Трактовку этой модели можно дополнить тем, что «игроками» по проблеме постоянства системы является три главных элемента - природа, человек и общество. (За жизненной логикой общество – это простая совокупность отдельных людей. С точки зрения теории систем при условиях эмерджентности сложная система «общество» не является тождественным совокупности отдельных единиц представителей рода homo sapiens. При условиях достижения критического количества членов каждое общество, за законами Вселенной, выступает как самостоятельная отдельная единица, как отдельный игрок).

Элемент модели что рассматривается – «человек», как видно из схемы на рисунке 2, размещено наверху на центральном городе не столько при поддержке авторами относительно новой антропоцентристской парадигмы, а как главный субъект и объект цели устойчивого развития: сохранения человечества как вида ради глобального эволюционного развития каждого отдельного ЧЕЛОВЕКА и ВСЕЛЕННОЙ в целом.

Такие элементы модели, как наука, технологии и экономика – признаются нами как средства или механизмы достижения постоянства всей системы. Относительно их характеристики, то "из указанных потенциальных сфер резерва стойкости – как отмечает Д.Я. Левин [21] - традиционно наиболее динамическими являются технологии; тяжелее всего поддаются модификациям социальные структуры; намного консервативнее являются экономические механизмы".

Наукой и обществом признано, что актуальность и необходимость решения (решение, ликвидации) проблемы неустойчивого развития метасистемы «ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО» не поддается сомнению. Однако попытки решения этой проблемы на сегодня с помощью отдельных методов, программ, методик и практических действий на разных уровнях (от уровня программ ООН, действий отдельных регионов мира, стран к уровню населенных пунктов и разного вида предприятий) оказались неудачными. Фиаско обусловливается, по нашему мнению, не столько качеством примененных средств (хотя судьба несвоевременности, неактуальности и ошибочности не исключается), сколько отсутствием ОБЩЕГО СИСТЕМНОГО СРЕДСТВА решения МЕТАСИСТЕМНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Сложная по своей иерархии и системе взаимосвязи многочисленных взаимодействующих факторов проблема нуждается также в соответствующем инструменте формирования системы средств ее решения.

Тщательный анализ составных резервов стойкости (см. рис. 2) доказывает, что именно блок «наука и технологии» может быть признано как наиболее реален механизм изменения тенденции развития состояния системы от кризисного к постоянному благодаря своей динамической и потенциальной силе влияния на каждый элемент системы. Перед наукой появляется весьма сложная задача - разработать и предложить действенные обоснованные методы решения локальных и глобальных проблем для разнообразных элементов разных уровней системы. Но этого маловато. Подобное нужно лечить подобным. За этой рекомендацией выдающегося врача давности утверждаем, что системная проблема также должна решаться системно. Однако набор разных научных методов еще не является системой: отдельные методы, методические подходы и рекомендации могут быть как несовместимыми по своей природе, так и противоречивыми, антагонистичными.

С одной стороны, большое количество работ и документов разных уровней обоснованности из проблем устойчивого развития позволяет лелеять надежду на возможность их успешного решения, а с другой стороны, нельзя не согласиться с мнением ученого - философа Н.С. Розова [30]: "Словосочетание "устойчивое развитие" является уже весьма распространенным, что, как правило, угрожает вырождением идеи в пустой публицистический штамп. Преодолеть эту опасность можно только с помощью четкой понятийной проработки идеи и следующей разработки более конкретных целей, принципов и критериев оценки последующего цивилизационного движения".

Присоединяемся к тем ученым, которые утверждают, что необходимо рассматривать проблему постоянства системы «ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК, – ОБЩЕСТВО» как единственную глобальную проблему мирового уровня, единственный глобальный проект выживания цивилизации. Процесс формирования качественных «деревьев - решений» относительно этой проблемы, в которых по логике «пазлов» должны были бы быть собраны альтернативные (но не антагонистичные) научные разработки, должен базироваться на миссии, общих правилах, философии глобального проекта, то есть - на методологии.

Исследования этого вопроса доказали, что к сожалению, на сегодня такая общепринятая методология отсутствует.

Да, за последние десятилетия разнообразными учреждениями ООН выдвинут ряд новых отдельных концепций и программ глобального развития, разработана система принципов. Международной Комиссией по окружающей среде и развитию было заявлено: "Мы способны согласовывать деятельность человека с законами природы". С целью перехода к устойчивому развитию общества, согласно решениям ООН, каждая страна должна разработать свой национальный план перехода на путь устойчивого развития. Ради этого был сформулирован принцип - "мыслить глобально, действовать локально". Но все это должно было происходить без тщательной проробки методологических основ относительно отмеченной проблемы.

Впервые методологическая подпочва была разработана только для задачи выбора совокупности показателей оценки состояния устойчивого развития на уровне стран и отдельных территорий. Первая редакция методологии и набора показателей, с помощью которых можно было бы оценивать состояние устойчивого развития той или другой страны или территории (по категориям: социальные, экономические, экологические, институциональные), была предложена мировому сообществу Комиссией ООН по устойчивому развитию в 1996 году. Структура методологии обеспечения устойчивого развития ООН является закрытой управляющей системой, которая состоит из двух блоков: процессу устойчивого развития и средств управления. На входе в первый системный блок - входное действие (движущая сила), на выходе из него - показатели состояния системы, на основании которых с помощью показателей управления осуществляется избирание средств управления для осуществления искомого процесса.

Более обстоятельной общей методологии, предложенной на этом высоком уровне, не было разработано.

На уровне руководства отдельных стран, общественных и научных организаций уже приобретен опыт разработки стратегических программ относительно устойчивого развития, но в них не идет речь об общенаучных подходах и критериях. В своем большинстве настоящие документы представляют собой набор важных инструментов - общих принципов, отдельных методов, средств и тому подобное. Но это нельзя признать методологией.

В отдельных научных работах (в своем большинстве) за темой устойчивого развития идет речь о некоторых методологических аспектах исследования того или другого более – менее локального объекта. Даже те работы, которые имеют название сугубо методологических, – на проверку содержат те же отдельные методологические аспекты (отдельные методы и подходы)[33]. Однако, по нашему глубокому убеждению, это не является демонстрацией уровня непригодности этих работ или неполноценности методологических наработок. Благодаря локальному характеру объектов их исследований эти наработки в определенной мере могут считаться, с точки зрения практики, методологическими принципами решения конкретной локальной проблемы: или установление устойчивого развития отдельной территории, предприятия, или решения проблем их «неустойчивости» экономического, финансового или другого вида. То есть, подобное подобным: локальное – локальным.

При таком аспекте вопроса априори имеется в виду, что эти методологические наработки формируются под влиянием и имеют по основу (базу) общепринятые научным содружеством парадигмы мировоззрения и картины вселенной (росс. – устоявшиеся парадигмы), которые, в свою очередь базируются на методологических, так называемых фундаментальных парадигмах: принципах, принципах, понятиях и тому подобное. Мир изменяется. А во многих исследованиях методологической базой до сих пор еще служит марксистская – ленинская диалектика.

Наиболее обоснованной методологической разработкой из исследования именно научной проблемы устойчивого развития считаем разработки ученых питерской школы П.Г. Кузнецова – Б.Е.Большакова [1]. За результатами их исследований было установлено, что мировоззрение, теория и технология является сторонами единственного творческого процесса разработки стратегии развития системы «природа – общество – человек»; было достигнуто понимание, что социальные и экономические проблемы невозможно рассматривать в отрыве от законов сохранения и изменения окружающей среды (биосферы). Отметим междисциплинарность данной методологии, сопротивление на обоснованные новейшие парадигмы. Большинство идей и разработок этой методологии заимствовано нами и вошло в состав общенаучных принципов нашего варианта методологии устойчивого развития.

Учитывая специфику и значимость проблемы формирования и поддержки устойчивого развития суперсложной метасистемы «ПРИРОДА—СУСПИЛЬСТВО—ЛЮДИНА», считаем, что вопрос разработки методологии этой научной проблемы весьма актуально и может способствовать: структуризации уже приобретенных знаний; выбору корректных и непротиворечивых методов и средств исследования; будет способствовать процессу целенаправленности исследований за счет выработки основных общих принципов достижения устойчивого развития как цели. Методология должна быть представлена в целостной структурированной форме на принципах новых и общепринятых парадигм с целью выработки целостного подхода к решению глобальной системной проблемы.

В процессе формирования методологии устойчивого развития системы «природа – общество – человек» нами были исследованы работы специалистов по вопросам методологии науки таких, как: Т.Кун, И. Лакатос (Лакатош), К. Поппер, П. Фейерабенд, В.П. Кохановский, М.А. Розов но др.

В большинстве исследованных источников указываются первые два – три фамилии, как авторов наиболее известных «базовых» методологических концепций. Эти концепции считаются «базовыми» при условиях, что они оказали наиболее глубокое влияние на ход и развитие как методологического знания в частности, так научного и философского в целом. Концепции Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера и П. Фейерабенда является такими, что в отдельных своих частях вступают один с одним в противоречие, однако большинство исследователей «стремятся понимать их как «взаимодополняющие» - одну по отношению к другой и брать все ценнее всего, что есть в каждой отдельной концепции»[28]. Положим этот принцип за основу и сделаем сжатый перечень основных положений, которые взяты нами как элементы концепции методологии, которая формируется.

Считаем целесообразным, во-первых, позаимствовать у Томаса Куна [16] его понимание парадигмы: «Под парадигмой я имею в виду признанные всеми научные исследования, которые в течение определенного времени предоставляют научному обществу модель постановки проблем и их решений»[17].

Т.Кун дал толкование сроку "парадигма", обобщив в нем возведенный контекст научных представлений, аксиом, методов и очевидности, которая определяет общепризнанные установки, которые разделяются научным содружеством в конкретной исторической ситуации. В соответствии с Куна парадигма - это то, которое совмещает членов научного содружества и, напротив, научное содружество состоит из людей, которые признают определенную парадигму.

Известно, что понятие «парадигма» приобрело широкое распространение благодаря работам Т. Куна, но ввел это понятие к философии позитивист Грамма. Бергман [36].

Еще более широкое содержание вкладывало в этот срок Ф.Капра, - указывает исследователь эволюции парадигмальных принципов науки А.Дугин [6] - что предложило противопоставление двух парадигм - старой (классической, картезианско-ньютоновской) и новой, которую он называл "холистской" или "экологической", какая призванная заменить собой рационально дискретную методологию ортодоксальной науки Нового времени.

Изменение парадигм (англ. paradigm shift) Т.Кун определил как “научную революцию”[18]. Известен специалист философии и истории науки С. Тулмин в работе «Концептуальные революции в науке»[32] отмечает, что «научная революция» с точки зрения Куна настолько глубоко и полно изменяет интеллектуальные средства, что ученые, которые работают в рамках новой парадигмы, не будут иметь ни одно теоретическое понятие, которое было бы общим для них и их коллег, которые все еще придерживается старой парадигмы; поэтому сторонники разных парадигм не смогут говорить друг с другом об их общей области исследования и будут “видеть” мир совсем по-разному.

В соответствии с Куна, научная революция происходит тогда, когда ученые обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить с помощью универсально принятой парадигмы, в рамках которой к этому моменту происходил научный прогресс. За взглядом Куна, парадигму стоит рассматривать не просто как текущую теорию, но как целое мировоззрение, в котором она существует вместе со всеми выводами, которые делаются благодаря ней. Конфликт парадигм, который возникает в периоды научных революций, — это, в первую очередь, конфликт не только разных картин вселенной, но и разных систем ценностей, разных способов решения заданий-головоломок, разных способов измерения явлений, разных практик.

Можно выделить, по меньшей мере, два важных аспекта парадигмы: это наиболее общая картина рационального построения природы, мировоззрение; это дисциплинарная матрица, которая характеризует совокупность убеждений, ценностей, технических средств и так далее, которые совмещают специалистов в данное научное содружество.

Кун выделяет две функции парадигмы: познавательную и нормативную[14]. Познавательная функция более проявлена: парадигма и является новым знанием, но это и средство получения новых знаний. Относительно второй функции: парадигма устанавливает новейшие нормы для научного содружества. Это и методы научных исследований, идеалы или ценностные установки, схемы стандартных решений. Когда парадигма изменяется, отмечает Т. Кун, обычно происходят значительные изменения в критериях, которые определяют правильность как выбора проблем, так и предлагаемых решений [15].

Современные варианты понятия «парадигма» за виденьями российских и украинских авторов (на наш взгляд - они являются очень узковатыми, не очень обоснованными и корректными) рассматриваются в статье Е.Б Николаева «Теория информационной экономики как парадигма экономической теории: пример методологически сомнительного анализа»[27].

В методологической концепции Имре Лакатоса [19] наше внимание привлекло центральное понятие его теории - «научно-исследовательская программа», которую мы планируем использовать в работе для определения типа исследования за темой устойчивого развития сложной системы «природа – общество – человек». «Научно-исследовательская программа» (или просто «исследовательская программа») за мнением И. Лакатоса являет собой некоторую совокупность теорий, которые развиваются на базе единственных исследовательских и методологических принципов. Структурно она содержит в себе следующие элементы: а) «твердое ядро» – фундаментальные принципы всех теорий программы, которые помогают хранить ее целостность; бы) «защитный пояс» – вспомогательные гипотезы программы, которые обеспечивают сохранность «твердого ядра» программы.

Считаем также весьма современным и убедительным выделение и определение И. Лакатосом два основных типов науки, которые, в принципе, можно соотносить с двумя периодами ее развития: «зрела наука» и «незрелая наука». «Зрела наука» – это тот тип науки, где имеет место соперничество, конкуренция разных исследовательских программ; ему противостоит «незрелая наука», где исследование осуществляется «по затащенному образцу проб и ошибок»[19].

В основу построения методологии данной научно исследовательской программы по устойчивому развитию МЕТАСИСТЕМЫ «ПРИРОДА – ОБЩЕСТВО –ЛЮДИНА» (дальше – Программы) считаем целесообразным ввести такие принципиальные аспекты, как: критический рационализм Карла Попера («Ничто не свободное и не повинное считаться свободным от критики – даже сам основной принцип критического метода»)[29]; теоретический плюрализм Пола Фейерабенда [35]. Заметим, что первый из указанных аспектов был присущ ведущим школам советской науки еще при условии всеобъемлющей на то время материалистической диалектики. Относительно плюрализма - этот взгляд также разделяют много ведущих ученых. Например, известен советский ученый Е. Майминас в статье «Информационное общество и парадигма экономической теории» пишет, что при условии сводки всех направлений формирования новейшей парадигмы экономической теории к единственному методологическому знаменателю - то «им должен стать методологический плюрализм»[26]. А известен специалист по методологии науки В.П. Кохановский делает итог по вопросу необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии и отмечает следующее: «Наиболее перспективный путь создания такой парадигмы – синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов на принципах принципа «все разрешено» (П. Фейерабенд)»[8].

Как известно, методология научного исследования опирается минимум на три уровня знания: общефилософский, общенаучный и конкретно научный.

Исследовав по вопросам методологии ряд информационных источников [10] пришли к выводу, что наиболее соответствующей к нашему заданию является структура методологии социального познания, которая предложена В.П. Кохановским [9] и которая состоит из трех уровней. Первый уровень: имманентный (внутренний) – являет собой совокупность методов, принципов, приемов и тому подобное, что непосредственно обусловленные специфическим предметом познания. Второй уровень - трансцендентный (внешний), который заключает в себе методы и средства философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, в общих чертах логические), вненаучные, методы естественных наук. Третий уровень, за авторским виденьем, это единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в процессе применения.

При этом В.П. Кохановский подчеркивает, что, во-первых, методология социального познания является целостной, органической системой, а не случайным, произвольным, эклектическим набором каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и тому подобное). В своем приложении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации. Во-вторых, определяющим уровнем данной системы, таким, которое решает, ее «ядром» является имманентный (внутренний) уровень. В-третьих, вся система социально гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна отвечать предмету социального познания и данному, конкретному этапу его развития. А это значит, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения. В-четвертых, всегда повинная быть воля выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «единственно верных». Но никогда в исследовательской практике недопустимо так называемое «методологическое принуждение». В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально гуманитарного познания, автор считает, что стоит искать новые методологические подходы и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них. В-шестых, по мнению автора, представляется сомнительным существование совсем обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.

Соглашаемся почти со всеми отмеченными пунктами, кроме второго. Наша позиция отличается от позиции В П. Кохановского за счет другого ракурса виденья основ методологии и ее структуры, а также за счет другого наполнения срока трансцендентный уровень. Начнем с последней дефиниции.

Итогом исследования сущности срока трансцендентный по разным источникам следующий. Происхождение от латинских слов transcendo — переступаю, или transcendens (transcendentis) – тот (то), который выходит за пределы. Употребляли этот термин с авторским виденьем его сущности Спиноза, Фома Аквинский, И. Кант, Ф.В. Шеллинг но др.

Сама полная версия, что удалось исследовать по поводу срока трансцендентный, предоставлена И.И. Лапшиним: «Трансцендентальные и трансцендентный — философские сроки, введенные в новейшую философию Кантом. Первый из них значит: то, которое определяет априорные условия возможного опыта, в этом содержании выражения «трансцендентальная философия» почти равносильна современному сроку «Erkenntnisstheorie» (теория познания — наука об общих и необходимых условиях возможного опыта). Второй срок — «трансцендентный» — означает то, которое выходит за пределы возможного опыта (в противовес срока имманентный); поэтому «трансцендентная философия» одинаково, что «метафизика», то есть философская область, которая претендует познать то, которое находится за пределами возможного опыта. Кант чувствует разницу между этими двумя сроками, но сам употребляет их небрежно»[20].

В приведенной цитате для нас важным, во-первых, есть последнее предложение. Имеем убеждение, что Кант (судя по его биографии [7]он был образцом немецкой пунктуальности и порядка даже для соотечественников) очень сомнительно, чтобы философ так «небрежно» относился к сроку, который внедряет в «жизнь». По нашему мнению, Кант считал содержание этих сроков не только такими, которые имеют свою сущность, но и такими, которые имеют тождественность этой сущности. Понятно, это является только нашим предположением, но в дальнейшем срок трансцендентный будем понимать диалектически - дуалистический: как то, что выходит за пределы возможного опыта (в противовес срока имманентный); так и то, которое определяет априорные условия возможного опыта (то есть определяет общие и необходимые условия возможного опыта).

Исходя из вышеприведенного, в нашем варианте методологии Программы ее «твердым ядром» – фундаментальными принципами всех теорий Программы, которые помогают хранить ее целенаправленность и целостность, признается именно трансцендентный уровень. Именно этот уровень должен формировать мету и основные «правила игры» как процесса исследования, так и приемлемости его результатов.

Трансцендентный уровень, за нашим виденьем, должен состоять из следующей последовательности семи обязательных элементов, сущность которых пока еще предоставим за общепринятыми парадигмами:

концепция первоосновы - в подавляющем большинстве современных научных работ первооснова не манифестуется - априори считается материалистической, в отдельных или отмечается, или понимается разновидность идеалистической концепции;

основной метод познания - в том же большинстве работ применяется диалектический метод;

основной научный подход - почти не определяется авторами, имеется в виду по-видимому материалистическая диалектика, которая в некоторых работах отмечается как базисный подход, в отдельных современных работах более часто указывается на системный или синергетический подход;

картина Вселенная, мировоззрение - в большинстве работ даже методологического толку эти элементы не используется совсем, или указываются элементы картины Вселенной конца ХХ ст., а именно: мир - как совокупность нелинейных процессов, энтропия, хаос, пространство, лишь в отдельных работах указываются элементы более современной картины: холистичность, фрактальность, единство пространства-времени, и тому подобное;

законы Вселенной – этот элемент является прерогативой отдельных специальных работ (научных, и таких, что научными еще официально не признаются), что за в разной степени связанные с разработкой тематики устойчивого развития (отметим, что в некоторых работах авторы допускаются ошибки, когда признают почти все законы, которые открыты учеными (особенно физиками) на сегодня, за Законы Вселенной);

базовые ценности – этот элемент методологии становится актуальным: в большинстве современных работ уже указываются на стандарты этики и морали, отдельные авторы считают целесообразным возрождение даже гуманистических идей почти эпохи Возрождения (что по нашему мнению является результатом достаточно поверхностного знания гуманистических идей этой эпохи), или возвращение к моральным критериям наших предков;

базовые принципы исследования – надеемся, что почти все авторы имеют их в виду, однако в исследованных работах и методологиях они не декларируются.

Второй уровень структуры нашей модели методологии Программы - имманентной. Дан уровень (при И. Лакатосом) – это «защитный пояс», который должен обеспечивать развитие процесса познания относительно Программы и сохранность ее «твердого ядра». Имманентный уровень признается нами за своей сущностью «мягким», адаптивным, таким, которое должно делать отбор теоретических положений, отслеживать и проходить многочисленные процессы жизненных циклов разнообразных идей и теорий, формировать свои комплексные «методические наборы» исследования. Это может (имеет) быть не один набор, а целый веер из параллельных или альтернативных методических наборов. Обязательным условием формирования конкретного методического набора, по нашему убеждению, является непротиворечивость и неантагонистичность его составляющих, а также их соответствие требованиям трансцендентного уровня.

Имманентный уровень также составлен из семи уровней или элементов. Вернее, седьмой уровень это и есть методология Программы, в состав которой входят уровни: общефилософский, общенаучный, конкретно научный, уровень систем базовых показателей LT – мерностей, дисциплинарный (предметный) и проектный. При рамке понятий основ научных исследований, которые изучаются в Вузах, выходит четвертый уровень. Его введение считаем обязательным при условии вышеупомянутой сложности элементов системы, которая исследуется, и наличия разнообразных, таких, которые не сопоставляются друг с другом, размерностей этих элементов. Методику представления множественного числа базовых показателей системы «природа – человек – общество» разных размерностей в виде универсальной системы показателей пространства (L) - времени(T) предложено в работах школы П.Г. Кузнецова - Б.Е. Большакова[2] на принципах разработок Дж. Максвелла и Г. Бартини. Считаем этот методический подход важнейшей составляющей методологии устойчивого развития как с точки зрения онтологии, так и праксеологии.

Предложеный нами вариант модели трехуровневой структуры методологии Программы приведено на рисунку 3. Третий уровень (как и в модели В П. Кохановского) - это единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в процессе применения. Именно этот, третий уровень и может быть признано истинно методологией, тогда как предыдущие два – является ее структурой.

 

Рисунок 3 – Модель трехуровневой структуры методологии Программы (научного исследования по проблеме устойчивого развития метасложной системы «природа – общество – человек»): трансцендентный уровень; имманентный уровень; уровень пространства взаимодействия двух уровней

 

Безусловно, каким бы совершенным и непревзойденным на какой-то момент времени не был признан отдельным кругом исследователей трансцендентный уровень будь какой Программы, при условиях накопления информации и опыта на имманентному уровни станет проблема не полного соответствия нового знания установленным отдельным «твердым» принципам трансцендентного уровня. Чем больше весомых парадоксов будут обнаружены, признано, тем достовернее может проявиться влияние (на рис.3 это обратной связь - коррекция) имманентного уровня на трансцендентный. При Т. Куном это может быть признано (за существенностью и весомостью изменений) или временами изменения отдельных парадигм или «научной революцией».

Таким образом, можно считать поставленную задачу выполненной: во-первых, в работе представлена авторская модель холистичного квантово – механического процесса взаимовлияния элементов резервов стойкости метасистемы «природа – общество – человек», что взаимодействуют в единственном пространстве-времени; во-вторых - авторскую модель трехуровневой структуры методологии научного исследования по проблеме устойчивого развития отмеченной системы. Предложенные модели были разработаны на принципах новейших парадигм.

Однако авторы хорошо понимают, что сама по себе новейшая структура модели методологии научной проблемы устойчивого развития не может быть признана действенным инструментом познания без внесения корректив и уточнения сущности тех парадигм, которые применяются во время исследований на каждом из ее уровней. В дальнейшем планируется продолжение работы над проблемой у направления обоснования радикально нового состава каждого из уровней методологии Программы на принципах современных и новейших парадигм. Отметим, что такая работа уже проводится и планируется к публикации в ближайшее время. В качестве анонсу, без тщательного обоснования, сделаем заявку относительно запланированных изменений первых трех элементов трансцендентного уровня: концепция первоосновы – холизм (целостность); основной метод познания - триалектика (диалектика-диалектик); основной научный подход - гештальт-подход (гештальт в нашем понимании - протосимвол познания непрерывных и вариативных объектов) с использованием системного и синергетического подходов.

Надеемся, что в завершенном варианте данная методология будет полезным инструментом исследования и будет способствовать, в меру своих возможностей, решению проблемы устойчивого развития цивилизации.

Использованная литература:

 

1. Большаков Б.Е.История и методология науки [Электронный ресурс]: Учебно методическое пособие / Б.Е.Большаков. - Электронное издание (0220712064), гос. регистрация №11265 от 11.10.2006, - 2008 - 89 с. – Режим доступа: http://lt-nur.uni-dubna.ru

2. Кузнецов О. Л. Начала теории устойчивого развития социо-природных систем / О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков // Вестник Университета Дубна. – Дубна: МУПОЧ,2001. – 50 с.; «Естественнонаучные основы теории системы «природа—общество—человек» [Электронный ресурс] / Б.Е.Большаков. Режим доступа: http://www.uni-dubna.ru

3. Гвишиани Д. М.Пределы роста - первый доклад Римскому клубу [Электронный ресурс] / Д. М.Гвишиани. Режим доступа: http://www.dsaua.org/

4. Данилов-Данильян В. Перед главным вызовом цивилизации [Электронный ресурс] / В. Данилов-Данильян, К. Лосев, И. Рейф – Режим доступа: http://paisie.freehostia.com/Civilizatie/Ecologie/001.1_PGVC.htm

5. Коптюг В.А. Возможна ли разработка стратегии устойчивого развития России в настоящее время? [Электронный ресурс] / Лекция Академика В.А. Коптюга в Новосибирском госуниверситете 25.09.1996. "Наука на грани тысячелетий", Материалы лектория НГУ, Вып. 1, Новосибирск: 1997. Режим доступа: http://www.nsc.ru/win/sbras/acad/vak/vak4.html

6. Дугин А. Эволюция парадигмальных оснований науки [Электронный ресурс] Главы 1-4 / Александр Дугин. – М.: Арктогея, 2002. Режим доступа: http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file

7. Кант Иммануил. Электронная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://ru.wikipedia.org/wiki

8. Кохановский В. П. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. Формат: DjVu Размер: 4,4 Мб Код доступа: http://platonanet.org.ua/mgid.html

9. Кохановский В. П. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. Формат: DjVu Размер: 4,4 Мб Код доступа: http://platonanet.org.ua/mgid.html

10. Кузьмина М. А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Электронный ресурс] / М. А. Кузьмина. Режим доступу: http://www.kirdina.ru/pdf.;

11. Купцов В.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] / В.И. Купцов. Формат:doc Издат.: Аспект Пресс – 1996. 396с. Режим доступа: http://uploadbox.com/files/nJ7fuLqz00;

12. Петров Ю. И. Методологические вопросы анализа научного знания. / Ю. И. Петров. М.: Высшая школа, 1977. - 224 с.;

13. Розов М.А.Методологическое мышление и задачи университетского образования / М.А. Розов // Философский факультет. 2000. № 1. С. 5-17 та ін.

14. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] / Томас Кун [пер. с англ.. И. 3. Налетов] – М.: Прогресс, 1977. -. Режим доступа:http://vek-com.ru/26207.html;

http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html

15. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] / Томас Кун [пер. с англ.. И. 3. Налетов] – М.: Прогресс, 1977. -. Режим доступа: http://vek-com.ru/26207.html; http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html

16. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] / Томас Кун [пер. с англ.. И. 3. Налетов] – М.: Прогресс, 1977. - Режим доступа:http://vek-com.ru/26207.html; http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html

17. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] / Томас Кун [пер. с англ.. И. 3. Налетов] – М.: Прогресс, 1977. - Режим доступа:http://vek-com.ru/26207.html; http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html

18. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] / Томас Кун [пер. с англ.. И. 3. Налетов] – М.: Прогресс, 1977. -. Режим доступа:http://vek-com.ru/26207.html; http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html

19. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. [Электронный ресурс] / Имре Лакатос. - М.: "Медиум", 1995.- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.php

20. Лапшин И.И. Словарные статьи Ивана Ивановича Лапшина [Электронный ресурс] / И.И. Лапшин. Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/

21. Левин Д.Я. Информационное общество и устойчивое развитие [Электронный ресурс] / Д.Я. Левин - Режим доступа: http://www.rfbr.ru/old/pub/vestnik/V3_99/1_6.htm

22. Левин Д.Я. Информационное общество и устойчивое развитие [Электронный ресурс] / Д.Я. Левин - Режим доступа: http://www.rfbr.ru/old/pub/vestnik/V3_99/1_6.htm

23. Левин Д.Я. Информационное общество и устойчивое развитие [Электронный ресурс] / Д.Я. Левин - Режим доступа: http://www.rfbr.ru/old/pub/vestnik/V3_99/1_6.htm

24. Левин Д.Я. Информационное общество и устойчивое развитие [Электронный ресурс] / Д.Я. Левин - Режим доступу: http://www.rfbr.ru/old/pub/vestnik/V3_99/1_6.htm

25. Липтон Б. Биология веры; Недостающее звено между Жизнью и Сознанием / Брюс Липтон; [пер. с англ.. Д.Пальца].- М.: ООО Издательство «София», 2008. – 256 с.

26. Майминас Е Информационное общество и парадигма экономической теории [Электронный ресурс] / Е. Майминас // Вопросы экономики. -1997. - № 11. – с. 86-95 Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Artical/Ecotheory/informcom.html

27. Ніколаєв Є.Б. Теорія інформаційної економіки як парадигма економічної теорії: приклад методологічно сумнівного аналізу [Электронный ресурс] / Є.Б. Ніколаєв. - Режим доступа: http://ief.org.ua/Arjiv_ET/Nikolayev408.pdf

28. Орехов А.М. Методы экономических исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.М. Орехов – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/andreyi_mihayilovich_orehov/metodiy_yekonomicheskih_issledovaniyi_uc/read_online.html

29. Поппер К. Логика и рост научного знания. [Электронный ресурс] / Карл Попер. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/popper/index.html

30. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Электронный ресурс] / Н.С. Розов - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. - 1998. - 292 с. Режим доступа: «Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru»

31. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Электронный ресурс] / Н.С. Розов - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. - 1998. - 292 с. Режим доступа: «Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru»

32. Тулмин С. Концептуальные революции в науке [Электронный ресурс] / С. Тулмин. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/

33. Турченко В.Н. Ометодологии устойчивого развития[Электронный ресурс] / В.Н. Турченко - Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/1_98/10_TURCH.htm

34. Метелев С.Е. Методологические аспекты эколого-экономической оценки перехода общества к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / С.Е. Метелев, О.В. Гончарова // Проблемы современной экономики - N 2(34) – Режим доступа: http://www.m-economy.ru

35. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Пол Фейерабенд, [пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова]. Общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. - М.: Прогресс, 1986. - 542 c.; Пол Фейерабенд против методологического принуждения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/feyerab/metod/index.html

36. Философский энциклопедический словарь / [Редкол.: С.С. Аверинцев и др.] – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989 – 815 с. ISBN 5-85270-030-4, с. 460;

37. Электронная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] Термин «Парадигма»: — Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ

Мир в целом может быть отображен в научной картине мира, которая возникает в итоге синтеза частнонаучных картин мира и является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо из ее сторон - чувственных форм отражения (восприятия, представления, созерцания, воображения) или понятийных (сознательного, бессознательного или сверхсознательного) моментов человеческой психики.

Научная картина мира понимается как "система наиболее общих представлений о мире, вырабатываемых с помощью фундаментальных понятий и принципов" [1].

Как пишет Цицин Ф.А. «Научная картина мира (НКМ) – творение тысяч авторов, от живших в эпоху предыстории науки до наших современников. Уже это, казалось бы, должно делать НКМ неохватной для ума и необозримой для глаза, – если бы не свойство НКМ упорядочивать, систематизировать и концентрировать безграничные груды фактов и наблюдений, идей и гипотез... НКМ приводит в систему множество аспектов исследования; открытых различными науками законов природы, частных гипотез и теорий. Суммируем ряд основных положений, характеризующих НКМ, в нашем понимании ее. НКМ – это система наиболее обобщенных представлений о той или иной области (или о том или ином аспекте) действительности, формирующаяся как результат неограниченной экстраполяции достоверных знаний (т.е. установленных и подтвержденных опытом и наблюдением, в пределах доступной точности), на область, еще не доступную такой проверке. НКМ возникает в процессе познания действительности, благодаря стремлению к целостному восприятию окружающего мира, независимо от объема и „прочности” имеющегося набора достоверных сведений о нем. Более того, чем уже и слабее фундамент, тем более всеохватной оказывается НКМ, испытывающая меньше запретов при своем формировании. Такой и была всеобъемлющая „космофизическая” картина мира у всех древних цивилизаций. С развитием самой науки НКМ расщепляется. В наше время в состав общей НКМ входят ее части различной степени фундаментальности и универсальности: наиболее универсальная Физическая КМ (ФКМ), опирающиеся на нее частные аспекты НКМ – Астрономическая (АКМ), Биологическая (БКМ), Химическая (ХКМ) и т.д.» [2].

В.Н. Топоров дает следующее определение картины мира: "В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей ее полноте). Системность и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества/различия инвариантных и вариантных отношений, а на диахроническом уровне установить зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития" [3].

А.Я. Гуревич определяет картину мира как "сетку координат", при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира есть этнические особенности; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого и т.д.: например, категория числа является универсальной для всех культур, но она глубоко национальна по способу выражения в языке конкретного народа как отражение склада ума); специфические черты у членов определенной социальной группы» [4].

В соответствие с Новейшим философским словарем «научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах» [5].

Интернет-словарь «Википедия» дает следующее определение: «Научная картина мира (НКМ) — система представлений о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания» [6].

В работе «Современная научная картина мира» авторы дают следующее определение: «Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности» [7].

Понятие «картина мира» используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологи, гносеологии, когнитологии, лингвистики. Тем не менее, прочно войдя в разряд «рабочих» понятий многих наук, оно, до известной степени, по прежнему остается метафорой, не всегда получает достаточно четкое и однозначное толкование в среде специалистов одного профиля.

Об этом в частности говори А.В. Шкурко: «Выражение «научная картина мира» на первый взгляд представляется удобным и достаточно понятным обозначением совокупности тех представлений об окружающей действительности, которые сформировались на некотором данном этапе развития науки и которые могут противопоставляться либо наоборот лежать в основе «картины мира» данного общества в целом. И тогда, казалось бы, что может быть более разумным, чем вслед за Хайдеггером или каким-нибудь другим философом пуститься в размышления о характерных чертах картины мира античности или картины мира Нового времени, о картине мира классической и релятивистской физики, и т.д. Однако, несмотря на всю глубину и проницательность подобных размышлений, более приземленный в постановке своих проблем социолог останется ими не вполне удовлетворенным, поскольку в них не будут содержаться ответы на некоторые простые и очевидные для него вопросы» [8].

Как видно, ученые выделяют разные картины мира и предлагают свои критерии классификации. По мнению исследователей, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром; существует столько картин мира, сколько имеется "призм мировидения, человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта; существует столько картин мира, сколько имеется миров, на которые смотрит наблюдатель. Синонимом слова мир "выступает" действительность, реальность (объективная), бытие, природа и человек" [9]. Ученые подразделяют их на научную, философскую, концептуальную, наивную и художественную.

Одно из мнений о картине мира: «Географическая научная картина мира – многообразное явление, система разнокачественных частно-научных географических картин, каждая из которых отображает специфический вид, систему особенных геоадаптационных отношений, что имеет не только научно-познавательное, но и прикладное значение. Последнее выражается в том, что, во-первых, теоретические знания концептуального уровня таких картин позволяют разработать методические принципы управления разнотипными геоадаптационными отношениями, а во-вторых, представления конкретно-научного уровня таких картин как научные образы конкретных геопространственных явлений формируют географическую культуру человека и общества в качестве необходимого средства их адаптации к окружающей действительности и управления поведением в геопространстве. Очевидно, что научно-географическая картина мира служит фундаментом становления многообразного комплекса явлений географической культуры, а ее частно-научные составляющие позволяют выделить связанные с ними основные типы географической культуры – физико-географическую, общественно-географическую, геополитическую, духовно-географическую» [10].

Так, под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества.

Научная картина мира – это способ моделирования реальности, который существует помимо отдельных научных дисциплин (на их основе) и характеризуется универсальностью, глобальностью охвата всех областей знания о мире, человеке и обществе: «…вся совокупность научных знаний о мире, выработанная всеми частными науками на данном этапе развития человеческого общества» [11].

5. Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах.

Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научных онтологии, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие Н.К.М. используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Н.К.М. при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе.

Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках).

В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. как особый уровень систематизации научных знаний: "общенаучную", "естественнонаучную" и "социально-научную"; "специальную (частную, локальную) научную" картины мира.

Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование Н.К.М. как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование.

В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа: Н.К.М. додисциплинарной науки, Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.

Первый этап функционирования Н.К.М. связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

Формирование специальных Н.К.М. (второй этап в динамике Н.К.М.) связан со становлением дисциплинарной организации науки. Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную Н.К.М.).

Новый этап в развитии Н.К.М. (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принципов глобального эволюционизма. Особенностью современной Н.К.М. является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологии. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма.

Развитие современной Н.К.М. выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией.

Общекультурный смысл Н.К.М. определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н.К.М., коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций. (Л.Ф. Кузнецова).

Научная картина мира (НКМ) — система представлений о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные заключения и предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира отличается от религиозных представлений о мире, основаных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. Однако и религиозные интерпретации концепции мироздания могут изменяться, чтобы попытаться приблизиться к современным научным трактовкам.

 

Использованная литература:

1. Степин В.С. Картина мира и ее функции в научном исследовании. – Киев, 1983. С. 86.

2. Астрономия и современная картина мира (Ф.А. Цицин Астрономическая картина мира: новые аспекты).

3. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику – М., 1992. С. 161.

4. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» - М., 1993. С. 26.

5. Новейший философский словарь

6. Википедия.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. «Современная научная картина мира». Губбыева З.О., Каширин А.Ю., Шлапакова Н.А. Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, Кафедра философии

8. Социологические аспекты изучения научной картины мира. А.В.Шкурко // Наука и повседневность, Вып.8.: Наука и национальная культура, – Нижний Новгород, 2006 (Электронный препринт)

9. Серебренников Б.В. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1990. С.33.

10. Географическая научная картина мира: деятельностно-геопространственный контекст. Каледин Николай Владимирович, к.г.н., доцент, заведующий кафедрой, декан факультета географии и геоэкологии. статья в журнале «Вестник СПбГУ» Серия №7, 2003 г., выпуск №1 (7)

11. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов - М., 2003. С. 4-9.

12. Современная научная картина мира в терминах и определениях [Электронный ресурс] / Редакционный совет журнал а «Политическое образование»/Гл. ред. А.Н. Аринин Код доступа: http://www.politobraz.ru/materiali/2009-10-12/sovremennaya-nauchnaya-kartina-mira-v-terminah-i-opredeleniyah.html

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2505 - | 2308 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.