Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Брачный союз и возникновение брака




1. Основой брачного союза служит брак.

Но что такое брак как институт гражданского права, представляется не вполне ясным. 1) Неясность происходит, главным образом, благодаря трудности согласования церковного брака с т.н. браком гражданским. Наше право не признает гражданского брака[см. сноску 7], но и такое упрощение вопроса не решает его окончательно. Дело в том, что брак признается возникшим, когда он совершен по обрядам веры и по установленным правилам (ст. 1113). Следовательно, законный брак требует соблюдения условий брака, как института церковного права (по обрядам веры), и гражданского права (по установленным правилам). Уже в этом отношении брак не является ни чисто церковным браком, ни чисто гражданским. Но и такая точка зрения на брак не может быть вполне последовательно проведена. Если прежде было сомнительно видеть в браке раскольников гражданский брак, а не упорядочение, регистрацию светской властью их церковного брака (зак. 19 апреля 1874 г.)[см. сноску 8], то ныне, по-видимому, приходится признать, что брак между сектантами, не признающими духовных лиц, и между старообрядцами, не объединенными в общины (ук. 17 октября 1906 г.), ближе стоит к гражданскому браку, чем к браку церковному[см. сноску 9]. 2) Далее, и церковный брак есть в то же время институт юридический, т.к. без соблюдения требований права не может быть законного брака. Эти требования, к тому же, не ограничиваются соблюдением норм канонического права, но многие из этих требований установлены вновь светсткой властью в тех или других изданных ею законах[см. сноску 10]. Поэтому, каноническое право поглощается светским правом, и самостоятельно оно выступает лишь в качестве дополнительного источника, восполняющего пробелы светсткого законодательства. Однако, несмотря на то, что брак есть институт юридический, возбуждает сомнение вопрос о том, есть ли брак договор или нет. За договорную природу брака говорит его возникновение, ибо брак не только возникает по свободному соглашению, но и свобода соглашения строго охраняется законом (ст. 12, 37). Против же признания брака договором говорит то, что содержание и прекращение брака не только не определяется соглашением сторон, но и правоотношения возникают не в виде отдельных прав и обязанностей, а в виде особого союза, состояния. К тому же, по учению православной церкви, брак есть таинство, чем подрывается также договорная природа брака.

2. Отсюда, брак возникает: а) совершением таинства, б) по свободному соглашению лиц, вступающих в брак, если нет к тому препятствий[см. сноску 11].

а. Как таинство, брак относится к компетенции церковной власти.

б. Как свободное соглашение лиц, вступающих в брак, регулируемый светсткой властью, брак должен, однако, удовлетворять условиям законного супружества, перечень которых дан в гражданских законах (ст. 1–24 и ст. 37, п. 4). Отсутствие этих условий составляет препятствие к вступлению в брак. Причем препятствие это может быть или 1) расторгающим, разрывающим (impedimentum dirimens), т.е. делающим брак недействительным с самого начала, или 2) лишь препятствующим, мешающим правильному заключению брака (impedimentum impedimens), т.е. влекущим ответственность лиц, виновных в заключении неправильного брака, но брака, тем не менее, действительного.

3. Препятствия большей частью связаны: а) с пороками воли брачующихся и б) с их брачной праводееспособностью; в) особое значение имеет и религия.

а. Пороки воли, в особенности насилие и обман (ст. 62 и 666), несомненно, влекут недействительность брака, притом, в частности, принуждение к браку не допускается также со стороны родителей или опекунов (ст. 12). Более того, и предварительные соглашения о вступлении в брак (сговор) не имеют юридически обязательной силы (77/230, 89/124 и др.). Каждая из сторон, несмотря на сговор, вправе не заключать брака, не неся за то никакой материальной ответственности. Поэтому на основании сговора нельзя предъявить иска о заключении брака, взыскивать неустойку, выговоренную на случай, если брак не состоится. Равным образом отказ от слова или не содержание обещания вступить в брак, данного сочетающимися или их родителями, не может само по себе служить основанием для взыскания понесенных на приготовления к свадьбе убытков по ст. 684 (70/403, 77/230, 89/124; иначе Г. У., ст. 1298). Впрочем подарки каждая из сторон вправе требовать обратно (на основании ст. 976 – Победоносцев, или применительно к правилам о возврате неосновательного обогащения; ср. Г. У., ст. 1301); иначе, по-видимому, сенат (13/76)[см. сноску 12].

б. Что касается, далее, брачной праводееспособ­ности[см. сноску 13], то в современном гражданском праве каждый человек считается свободным вступить в брак и приобрести права, связанные с браком. Лишь, в виде исключения, неправоспособны те лица, которые в наказание осуждены на всегдашнее безбрачие. Такими лицами будут: те, 1) которые вступили в новый брак при существовании прежнего, разве только виновный получит согласие оставленного лица возвратиться к прежнему браку и разрешение на то духовного начальства (ст. 40–42); 2) тот из супругов, который оставил другого супруга и более 5 лет скрывался в неизвестности (ст. 41 и 54). 3) Что же касается супруга, брак которого расторгнут по вине его (по прелюбодеянию), то такой супруг, согласно закону 28 мая 1904 г., имеет право вступить в брак по истечении 7-летней духовной эпитемии, сокращаемой до двух лет с разрешения епархиального преосвященного[см. сноску 14]. В случае же нарушения святости и нового брака вторично виновный в сем супруг осуждается на всегдашнее безбрачие. Способность к вступлению в брак теряется также после третьего брака (ст. 21). Причем в числе трех браков должны считаться и браки, по законном рассмотрении расторженные (Заключ. Св. Синода 27 апр. 1830 г.)[см. сноску 15]. Наконец, не имеют права вступать в брак монашествующие и посвященные в иерейский и дьяконский сан, пока они пребывают в этом сане (ст. 2 и п. 6 ст. 37), также лица, обязанные брачными сопряжениями (ст. 37, п. 3). Во всех остальных случаях лица считаются правоспособными к вступлению в брак, если они к тому же дееспособны. Эта дееспособность 1) возникает с наступлением 18 лет для лиц мужского пола и 16 лет для женского пола, с правом епархиального архиерея сократить указанные сроки на полгода (ст. 8 и прим. к ней). Общий срок возрастной брачной дееспособности для природных жителей Закавказья сокращается на 3 года (ст. 3). Способность вступить в брак признается до 80 лет (ст. 4 и 37)[см. сноску 16]. Но наши законы не требуют определенного соотношения в возрасте брачующихся. Священнику вменяется лишь в непременную обязанность разъяснять все неудобства неравного по возрасту брака (Ук. Св. Син. 1861 г., № 129). Брачной дееспособности не имеют также безумные и сумасшедшие (ст. 5) и неспособные к брачному сожитию (ст. 45, 134, 48 и сл.). Дееспособность может быть также ограничена и притом в двояком отношении; или тем, что требуется согласие на брак родителей, опекунов, попечителей (ст. 6 и 7), или дозволение начальства (ст. 9)[см. сноску 17]; или тем, что лица, имеющие брачную дееспособность, не могут вступать в брак с определенными лицами: родственниками, свойственниками, состоящими в духовном родстве, усыновленными и внебрачными родственниками (ст. 23, п. 2, ст. 37). Так, брак воспрещается в кровном родстве по линии прямой, восходящей или нисходящей, а по боковым линиям до четвертой степени включительно (Ук. Св. Синода от 17 февр. 1910 г., № 540). В двухродном свойстве браки воспрещаются до третьей степени включительно и четвертой в двух случаях: браков с сестрой невестки (жены брата) и с сестрою зятя (мужа сестры). Впрочем, и в этих двух случаях Святейший Синод разрешает браки по ходатайствам преосвященных архиереев тех епархий, где преобладает смешанное население (Ук. Св. Синода от 7 мая 1903 г., № 5 и 20 июля 1904 г., № 13). В трехродном свойстве браки воспрещаются безусловно лишь в первой степени (Цирк. Ук. Св. Син. 25 апр. 1841 и 28 марта 1859 г.). – Для примера могут быть даны следующие вычисления степеней двухродного свойства[см. сноску 18].

1) Между одним супругом и кровными родственниками другого: а) я с родным братом моей жены – во второй степени двухродного свойства или б) я с родной племянницей моей жены – в третьей степени:

2) Между кровными родственниками одного из супругов и кровными родственниками другого: а) мой родной брат с родною племянницею моей жены – в пятой степени двухродного свойства; б) мой родной племянник с родною племянницей жены – в шестой степени. – Далее, при

духовном родстве браки воспрещаются между восприемником и матерью им воспринятого и между восприемницею и отцом ею воспринятой[см. сноску 19]; при родстве же по усыновлению нет в законах прямого указания на то, чтобы усыновление считалось препятствием к браку[см. сноску 20]. Что же касается, наконец, т.н. родства физического (внебрачного), то такое родство равносильно родству кровному[см. сноску 21].

в. Следует еще заметить, что исповедание христианской религии служит также препятствием к вступлению в брак с лицами христианского вероисповедания: православного и католического безусловно, а протестанского – с ламаитами и язычниками (ст. 85). Следовательно, брак российских подданных евангелического исповедания возможен с магометанами и евреями (ст. 87)[см. сноску 22]. Именным указом 17 апреля 1905 г. старообрядцы и сектанты уравнены ныне с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков (прим. 2 к ст. 33).

4. Не лишено практического значения, что расторгающие препятствия в большинстве случаев имеют характер публичного права (imped. juris publici).

Это значит, что вопрос о недействительности брака может быть возбужден властью или посторонними лицами, помимо желания участников брака. Те же препятствия к браку, на основании коих брак расторгается только по воле лиц – участников брака, имеют частный характер (imp. рrivati juris). Таким образом, в итоге препятствия к браку разделяются на:

 

Расторгающие: Препятствующие:

публичного права: Нарушение возраста, ус­тановленного церковью (условно, ст. 39), монашеский и духовный сан, наличность близкого родства и свойства, связанность браком, четвертый и последующий брак. частного права: Несогласие и вообще пороки воли, физическая неспособность к половому сожительству, душевные болезни. Согласие родителей, опекунов и попечителей, согласие жениха и невесты, дозволение начальства и нек. др.

Следует, однако, заметить, что деление расторгающих препятствий на препятствия публичного и частного права не совсем совпадает с другим делением этих препятствий: влекущих безусловную недействительность брака (ничтожность брака) и условную недействительность его (оспоримость брака). Различие это, чисто юридическое, не следует, впрочем, понимать в смысле ничтожности юридической сделки. Безусловная недействительной брака не наступает сама собой (ipso iure), а необходимо еще, чтобы надлежащий суд удостоверил своим решением ничтожность брака (01/79 и др.). В частности, условно недействительны браки, совершенные с пороками воли (насилие, сумасшествие), лицами, не достигшими брачного совершеннолетия, монашествующими и посвященными в иерейский или дьяконский сан, а также браки, совершенные по инославному обряду, лиц, православных с инословными[см. сноску 23]. Во всяком случае, все споры о действительности брака погашаются краткой давностью в 2 года со дня смерти одного из супругов, вступивших в недействительный брак (01/79, Зак. суд. гр., ст. 452 и У. Г. С., ст. 1340 и 1356).

5. Для действительности брака необходимо еще его освящение церковью (церковный брак) в форме церковного венчания.

Причем, требование это, в отличие от всех прочих условий действительности брака, безусловно; недействительность брака имеет место силою закона, без судебного производства и не погашается давностью; короче, без венчания нет брака, хотя бы и незаконного. Венчанию предшествуют оглашение в церкви и обыск. Оглашение в церкви предстоящего брака имеет своею целью сделать его известным третьим лицам, дабы они могли объявить священнику о возможных препятствиях к совершению данного брака. С этой целью оглашение должно быть произведено в три ближайшие воскресенья и другие праздничные дни и, притом, в приходах как жениха, так и невесты, если они разного прихода (ст. 26)[см. сноску 24]. По каноническому праву произведенное оглашение сохраняет силу в течение 2 месяцев, по истечении которых оглашения должны быть повторены, разве бы епископ повелел иначе (Кормчая, гл. 50). Оглашению предшествует личное обследование священника об отсутствии препятствий к браку[см. сноску 25]. То и другое составляет обыск в широком смысле этого слова (Павлов); в собственном же смысле слова обыск есть формальный акт о произведенном расследовании (обыск в тесном смысле). Он составляется перед самым совершением венчания по установленной форме (прим. к ст. 28) и вписывается в особую книгу для обысков (ст. 28, прим.), называемую также обыскной, за подписью жениха, невесты, двух или трех поручителей (поезжан) по каждом из них и членов церковного причта (ст. 28). Самое венчание совершается по особому чину с соблюдением всех условий места, времени (дней), вместе с обручением, в личном присутствии брачущихся (ст. 31)[см. сноску 26]. Совершает брак приходской священник[см. сноску 27] в качестве законного представителя церковной и светской власти. На нем лежит, поэтому, обязанность регистрации совершенных браков – момент наиболее существенный для гражданского права, как доказательство состояния человека в браке[см. сноску 28]. Каждый брак записывается причтом непосредственно по совершении бракосочетания в приходскую (метрическую) книгу; причем, рукою священника делается соответствующая отметка о событии брака в видах на жительство (ст. 22). Такова довольно сложная форма совершения брака с его венчанием, распадающимся на многие элементы. Среди этих элементов существенны, однако, только два момента: 1) словеса совокупляющихся, изволение их внутреннее перед иереем извещающие (Кормч., гл. 50, ч. 1), 2) активное участие священника, утверждающего брак своим благословением. Поэтому даже возложение венцов имеет второстепенное значение и опущение этого момента не делает брака недействительным[см. сноску 29]. Поэтому же, надо думать, объявление кем-либо во время самого венчания о правильном препятствии к браку может вызвать остановку совершения брака, пока не исполнены еще существенные элементы венчания (ср. ст. 29).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.