Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VI 6, 13. «(Продолжение разбора аргументов против ипостасийности единого числа)*




1. а) Учение о том, что мышление об едином произо­шло благодаря [воздействию] субстрата [на человека], в то время как субстратом является также [все тот же] че­ловек, пребывающий в сфере [только] ощущаемого, или какое-нибудь другое живое существо, или даже [неоду­шевленный] камень, – неразумно, потому что появившее­ся [в качестве субстрата постоянно] есть одно, а единое – [совсем] другое и нетождественное [с этим, так что тут не может быть никакого отождествления]. Ь) К тому же и разум (διάνοια) [в таком случае] не мог бы предицировать единое относительно вне-человеческой сферы, [т.е. относительно того, что не аффицирует человеческую чув­ственность].

2. Далее, [во-вторых], как в отношении к правой сто­роне и пр. моментам разум [человеческий] говорит «здесь», не в пустую приводясь [к некоей аффекции], но [на самом деле] видя отличное [от прежнего] положение [вещи], так и об едином он говорит на основании некоего [фактического] видения [вещей] и, значит, а) говорит об едином не как о пустой аффекции и не без основания и, [кроме того], b) не потому что [тут налично] только это и не другое, так как в этом самом выражении «и не дру­гое» он говорит [только] о другом как об едином; с) за­тем, [не надо забывать, что все] «иное» и «другое» [по смыслу своему] есть позднейшее, чем «одно», так как, 1. не опираясь на единое, разум не может говорить ни об ином, ни о прочем, и как только он высказывает [во­обще что-иибудь] только [одно определенное], он говорит [уже] об этом «только [одном»] как об едином, 2. и, зна­чит, [просто] единое [по смыслу] раньше «только одного», [или единственного], d) Затем, [и сам] говорящий, [т.е. предицирующий субъект] един, прежде чем он предици­рует единое о другом, и то, о чем он предицирует, – еди­но, прежде чем [субъект] скажет или помыслит о нем что-нибудь [единое]; 1. [предицируемое] или едино, или боль­ше одного и множественно, и, если множественно, необ­ходимо, чтобы ему предшествовало единство; 2. и когда разум предицирует множество, он предицирует [только] больше одного [момента], и, когда говорит о войске, мыс­лит многих и соединенных [опять-таки] в одно вооружен­ных людей; 3. и если разум [ранее наличное] множество не допускает [больше] быть множеством, то ясно, что и здесь как-то обнаруживает он [единое], или создавая еди­ное, [уже] не имеющее [в себе] никакого множества, или сводя в единое природу многого путем четкого (όξέως) узрения (ίδοΰσα)единства из сферы упорядоченной мно­жественности (έχ τής τάξεως). 4. Стало быть, и здесь [разум] не обманывается относительно единого, как 1не обманывается он] в отношении к жилищу об едином, со­стоящем из многих камней, не обманывается, конечно, в большей мере относительно единого в жилище, [чем в случае с войском], [е) Мы видим, в результате, что еди­ное фактически созерцаемо на вещах и не есть пустая аффекция субъективной чувственности человека.]

3. [Можно считать, стало быть, установленным, что единое созерцается больше на неделимом и на непрерыв­ном, т.е. умном. Но если это так, то] из большей [созер­цаемое™] единого на непрерывном и неделимом 1как раз и] следует, что природа единого существует [как нечто особое], и [притом как] ипостасийная. а) В самом деле, [если бы эта природа была не ипостасийна, но была бы не-сущая, то, поскольку] «больше» [или «меньше»] не в состоянии пребывать в не-сущем, [ибо это – умные эйдо-сы, – и единое не могло бы наличествовать в не-сущем в виде тех или иных своих степеней]. Ь) Однако, подобно тому, как мы, предицируя категорию существования о каждой чувственной вещи и предицируя ее также и в от­ношении умного мира, создаем по преимуществу эту ка­тегорию в связи с умными моментами, утверждая «боль­ше» [или «меньше»] по преимуществу в отношении сущего, и сущее [со всеми эйдосами большего или меньшего] полагаем больше в чувственной абстракции, чем в дру­гих родах [чувственного бытия], точно так же мы, видя чаще и больше всего, что единое различно по степеням и в чувственном и в умном мире, должны признать, что оно существует всеми [возможными] способами, однако, [всегда] с возвращением [этих всевозможных способов] к единому, с) Как субстанция и бытие [в основе своей] есть [нечто] умное, а не чувственное, хотя чувственное участ­вует в умном, так и единое должно созерцаться относи­тельно чувственного соответственно своему участию [в чувственной вещи], разум же пользуется им, однако, как умным и умно, мысля, таким образом, на основании од­ного, [чувственного], – другое, [умное], что он не видит – [и что], следовательно, знал [уже] заранее, й) Если же он [в действительности] знал [это единое] раньше [чувст­венного аффинирования], то оно – нечто сущее [и притом] тождественное с «сущим», [которое он признал за тако­вое], и если [знал заранее] определенную единичность, то, наоборот, называет [теперь ее] единой. То же и в случае двух или многих вещей.

4. а) Теперь, если без «одного», или «двух», или како­го-нибудь другого числа нельзя ни помыслить что-нибудь, ни назвать, то как же может не быть то, без чего невоз­можно ни мышление, ни речь? Невозможно говорить, что не есть то, без чего невозможно ни мышление чего-ни­будь, ни называние. Наоборот, то, что везде необходимо для [смыслового] происхождения всякой мысли или сло­ва, [необходимо] должно предшествовать и слову и мыш­лению. Ибо [только] таким образом можно овладеть про­исхождением этого. Ь) К тому же, если [необходимо иметь дело] с ипостасийным бытием каждого сущего, – ибо нет ничего сущего, что не было бы единым, – то [не­обходимо, чтобы единое и все числа] были [в смысловом отношении] раньше сущности и порождали ее. с) Потому и есть [единое] – единое сущее, а не [так, что сначала] сущее, а потом [уже] единое. 1. Если мы возьмем «сущее», то в нем будет [уже] едино-множественное (έν πολλά). 2. В одном же «едином» [как таковом] нет «сущего», если оно в то же время не творит его, склоняя себя к порожде­нию [нового]. [3. Стало быть, единое раньше сущего и раньше единого сущего.]

5. а) Также и понятие «этого» не есть пустое понятие, так как оно говорит о некоей обнаруживающейся ипостасийности, заменяя самое имя «этого», [т.е. оно есть энергийный эйдос, лежащий в основе самого имени], и го­ворит о некоей наличности (яарооочау), существовании (оиочаг) и пр. [признаках] сущего. Ь) Поэтому такое по­нятие не должно обозначать что-нибудь пустое и не есть [простая] аффекция разума, не имеющая под собой ника­кого объективного основания, но есть оно некая субсистентная вещь, [т.е. некое объективное основание для разума], – точно так же, как если бы высказывалось и собственное имя вещи».

18 См. выше, примеч. 11.

19 Из многочисленных теорий числа, которые могут быть привлечены в параллель к моему учению, можно указать, помимо античных теорий, прежде всего на Ге­геля, у которого первое отделение логики, т. н. «учение о бытии», есть не что иное, как учение о числе. Именно, «качество» переходит от безразличного «бытия» <к> дробимому «для-себя-бытию» (Энциклоп<едия>, § 96), а это последнее, развивая в себе «притяжение» и «оттал­кивание», превращается в «бытие, равнодушное к своей определенности», или в «количество» (§ 97). Но ведь ^ме­ра соединяет качество и количество в непосредственном единстве», так что «различие качества и количества об­наруживается в мере также непосредственным образом» (§ 108). Это значит, что «мера» в гегелевском смысле и есть не что иное, как число в моем смысле, т.е. такое «количество», которое внутри себя содержит определен­ную «качественность», или порядок, фигурность. «Мера» Гегеля есть наше умно-фигурное число. Учение Когена. несмотря на некоторую близость в иных отношениях к защищаемой мною конструкции, слишком отягощено формально-логическим «гипотетизмом» и «инфинитези мализмом», а также отсутствием развитого чувства раз­личия числа с временем, – чтобы я стал привлекать его в свою защиту (Н. Cohen, Logik d<er> rein<en> Erkenntn<is> Berlin, 19213). Гораздо яснее и продуман­нее – у Наторпа (Р. Natorp, D<ie> logische Grundl<agen> d<er> exakt<en> Wissensch<aften>. Lpz. u. Berl., 19233, §§ 5, 6 второй и §§ 1 – 3, 13 третьей главы). Попорчены излишним «функционализмом» и построения Э. Кассирера, хотя в смысле критики ложных учений это большею частью прекрасные рассуждения («Познание и действительность», пер. Б. Столпнера и П. Юшкевича, СПб., 1912, 2-я глава).

Одна из лучших современных концепций числа при­надлежит С. Л. Франку. Любопытно отметить, как одни и те же предпосылки приводят, при правильном методе, и к тождественным результатам. Я имею в виду исследо­вание С. Л. Франка «Предмет знания», Петрогр<ад>, 1915. Быть может, С. Л. Франк и не анализировал этот неимоверный по трудностям трактат Плотина VI 6 (по крайней мере, он не сделал на него ни одной ссылки в своем учении о числе), тем не менее ход мыслей у него – до буквальности повторяет Плотина. Разумеется, иначе и не может быть, поскольку оба философа оперируют од­ним и тем же материалом и одними и теми же методами. Франк: 1) фиксирует «это», «иное», «иное это» и «это иное, чем иное это» (338 – 339); 2) устраняет для числа необходимость «реальной наличности множественности предметов», которая вполне может быть заменена од­ним А, которое все равно само собой предполагает поп-А (339 – 340); 3) в этом единственном А берет толь­ко его мыслимость, только «логическую форму «этости», haecceeitas, возникающую просто в силу закона определен­ности», так что «числовой ряд создается не самими пред­метами, а лишь формой предметности, не какой-либо «этой» вещью, а самой категорией «этого» как такового», откуда «то, что мы называли «переходом», мы должны, следовательно, признать созиданием ряда» (340 – 341); 4) отвергает всякий психологизм и субъективизм, утверж­дая, что «не наше счисление образует числовой ряд, а, напротив, числовой ряд есть условие возможности счис­ления, как его воспроизведения в временном процессе сознавания» (341); 5) раскрывает загадку созидания «этим» «иного» и «этого иного» на почве категорий тож­дества («единство это не есть простая совместность разных или противоположных начал – «этого» и «ино­го», – а есть абсолютное единство, т.е. полная взаимопро-никнутость» (344)), различия («число есть всеединство, рассматриваемое под формой «этого», – под формой абст­рактного единства или определенности» (345)), движения («определенность, как «это» в отличие от «иного», как «ограниченное» на фоне безграничного, как «часть» цело­го, которое она не исчерпывает собою, уже подразуме­вает в себе момент «продолжения», то первичное «и», ко­торое ведет к образованию числа и множественности» (346)), покоя («число есть отражение стихии движения в сфере покоя» (348)), сущего («определенность есть по существу, по самому своему понятию часть целого; поэтому всеединство под формой определенности становит­ся целым, состоящим из многих частей, как бы целым, осуществляемым по частям, ибо предполагаемое частью «продолжение», выделяясь, превращается во все новые части» (347)).

Следующее рассуждение С. Л. Франка (345) вскры­вает в еще более четкой форме смысл того определения числа, которое даю я: «В всеединстве [Плотиново перво-единое. – А. Л.] как таковом мы имеем чистое единство «это инаковости», единое слитное ах; но поскольку оно мыслится подчиненным закону определенности 1по Пло­тину, – поскольку оно – единое сущее.А. Л.], это еди­ное ах превращается в А, начало «иного», становится тем, что остается в целом за вычетом этой части, т.е. тоже частью или второю частью. Нельзя мыслить «это» в от­личие от иного, не мысля тем самым «иное» также в от­личие от «этого», т.е. не превращая его в самостоятель­ную определенность или в новое «это». Таким образом, единство «это и прочее» превращается в связь двойствен­ности «это-и-иное», которое тем самым означает «это-и-это», т.е. «это и второе это». Но произведенное распро­странение категории «этости» и на противочлен необхо­димо требует, в связи с собой, и расширения категории инаковости. «Иное, как таковое, отныне стоит уже позади этого нового образования: «это и второе это» означает (это-и-второе это) и прочее (иное). Тем самым «это и второе это», противопоставленное «иному», становится само единством, и мы имеем не только порядковое число (первое, второе), но и количественное число два, которое таким же путем ведет к понятию «третьего», а на его почве к «трем и т. д.». Так выводится числовой ряд на основании вышеупомянутых категорий определения числа.

20 Опять-таки наилучшее в современной философии творческое воспроизведение Плотиновой теории времени и числа принадлежит С. Л. Франку. Отвергая Наторпово логизирующее учение о взаимоотношении числа и време­ни (ук. соч., 348 – 353) и привлекая в принципиально ис­правленном виде учение Бергсона о времени как о чистой, творческой длительности, Франк учит так. 1) «Время есть живой поток становления, творчества, рождения но­вого – прямая противоположность неподвижному, гото­вому, сразу данному». 2) «С другой стороны, время есть не смена отдельных состояний, а неделимое или непре­рывное целое, нечто единое в самой своей основе» (354). 3) Этот второй момент – единства – связан с первым – сплошности, непрерывности и взаимопроникнутости – не в силу самого времени как такового (как о том учит Бергсон), ибо «сама длительность не мыслима иначе, как на почве целостности», и «ей присущ не только момент становления, развития, творчества, но в такой же мере и момент постоянства, т.е. сверхвременности», так что «единство равносильно сверхвременности, цельности или – что то же самое – вечности» (355). 4) С этой точ­ки зрения уже оказывается невозможным противопола­гать Бергсонову «чистую длительность» – неподвижной вечности, как это делает сам Бергсон; вечности противо­положно именно чистое становление, а чистая длитель­ность есть такое становление, которое уже пропитано неподвижной вечностью (358). 5) Ясной отсюда становит­ся и соотносительность времени и числа, а) «Ни число не предшествует времени, ни время – числу». Ь) «Оба сов­местно возникают из взаимного отражения [Плотинова парадейгма. – А. Л.) друг в друге исконно единых в своей основе моментов вневременности [вечность, ум у Плоти­на. – А. Л.] и становления [иное. – А. Л.], – как из непре­одолимого взаимного тяготения этих моментов, насильст­венно отторгнутых друг от друга», с) «Мысля вечность как чистую, или отрешенную, вневременность, мы неиз­бежно мыслим ее через посредство противопоставленного ей становления и имеем тогда вневременное бытие как ряд вечно следующих друг за другом отдельных частных содержаний, – как число и множественность», й) «Мысля чистое становление, мы мыслим его через посредство противопоставлений ему вневременности и имеем его тогда как смену множества отдельных моментов, т.е. как время» (361). е) Поэтому время и число абсолютно несводимы одно на другое, но «суть соотносительные фор­мы проявления произведения от всеединства и в этом смысле отличные от него самого», так что если, по Плато­ну, время есть «подвижной образ вечности», или «движу­щееся в числовом порядке вечное отображение вечности, пребывающей в единстве» («Тимей», 37 d), то число нуж­но назвать «неподвижным образом становления» (362). 21 Только теперь, после того как нами более или ме­нее детально проанализированы понятия числа и време­ни и диалектически выведены музыкальные основополо­жения, мы можем дать подлинную диалектическую фор­мулу музыке, которая, быть может, не вполне ясна в основном тексте книги. Именно, музыку мы определили как искусство времени, а время определили как становление числа. Это – совершенно точное- место музыкаль­ного предмета в диалектической системе. Но сейчас мы можем позволить себе роскошь к более глубокой дета­лизации. Обратим внимание, во-первых, на то, что, го­воря о становлении числа, мы, быть может, незаметно для себя, делаем весьма значительное ударение на моменте именно «становления». Музыкальный предмет специфически отличен от всякого другого художествен­ного предмета именно тем, что он не дает никаких ни слов, ни образов, ни явлений, ни фактов, но есть только сама текучесть и становление (неизвестно чего или, вер­нее, всего чего угодно). Но, во-вторых, это какое-то осо­бенное становление. Это не есть становление фактов. Это – становление смысла, числа, и притом становле­ние – очень внутреннее и исконное; это – лоно проис­хождения и рождения самого числа и смысла. Оно – что-то сверх-числовое, сверх-смысловое. Или, вернее, это – чис­ло, но число плотиновское, число как άρχή ύποστάσεως τοίς οΰσιν* VI 6, 15), число до-сущее, до-смысловое, как источник порождения и осмысления самого смысла, как лоно, в котором еще слито все смысловое и вне-смысло­вое; и вот, впервые стремится оно к расчленению, к раз­личению, к оформлению. Это до-эйдетическое становле­ние перво-единого, чистый и подлинный «Ursprung»** я уже отметил мельком и в этой книге (стр. 105. 2. пункт 1; стр. 188; специальное рассуждение о нем в «Античн<ом> косм<осе>», 51 – 59, 281 – 282, 292 – 295, 300 – 301, 451 и в «Филос<офии> имени», 69 – 73 и др.). Более же под­робно о применении этого начала к искусству – в «Диа-л<ектике> худ<ожественной> формы», где в § 14 да­ется разделение искусств по «эйдосу», «топосу» и «числу», а в примеч. 56 разделение, которое я называю меонологическим в отличие от первого, которое я называю «катего­риальным». Здесь я кратко укажу только на то, что все, что говорится о музыке в основном тексте третьего очерка этой книги, есть категориально-структурное учение о му­зыке, т.е. туг дается анализ смыслового строения музы­ки (говорится об ее числе, об ее времени, об ее движении и т. д.). Но если бы мы захотели ответить на вопрос: о структуре и категориях чего собственно идет речь и ка­кова сама смысловая материя того, что именно здесь конструируется и категориализуется, – то, в последнем счете, ответ этот уже не мог ограничиться только поня­тием числа или только понятием времени. Здесь необходимо привлечение того первично-алогического слоя эйдо-са, о котором я тут говорю и о котором подробнее можно прочитать у меня в «Диалект<ике> худ<ожественной> формы» (примеч. 56). Интуициями этого начала в музы­ке продиктовано и мое учение 1920 – 1921 гг. о музыке как сотадепНа оррозЛогит (см. в первом очерке § 2 и ми­фологические фрагменты на стр. 258 – 268).

22 Диалектика выражения – в «Диал<ектике> худ<ожественной> формы», §§5 и 8 (ссоответств. примеч.).

23 Итак, ритм: 1) не есть категория чисто временная (он может быть в любом времени и любого темпа); 2) тем более не есть категория внешне-тембровая или внешне-двигательная; 3) является в выражении стихией отвле­ченного числа, но 4) числа фигурного, т.е. является оп­ределенной, часто весьма прихотливой, расставленностью отдельных числовых полаганий. Было бы затруднительно и малоплодотпорно приводить громадную литературу по ритму, и:и!лская и.» нее содержащиеся в ней незначитель­ные крупицы феноменологии и диалектики. Вся эта лите­ратура в большинстве случаев есть литература физиоло-го-психологическая, и потому она не имеет к нам никакого отношения. Наиболее полную библиографию по ритму мо­жно найти у C.A. Rucrmicr,A Bibliography of Rhythm.-Americ<an>Jour<al> of Psychol<ogy>. XXIV (1913).

24 Таким образом, я различаю чистый тон от полного, или определенного тона, о котором я говорю в следую­щем §, подобно тому, как этот последний – от веществен­но определенного тона, о котором речь в § 14. Хотя каж­дый реальный тон имеет определенную высоту, тем не менее тон сам по себе отличен от своей высоты, ибо на это указывает уже самое выражение: тон имеет высоту. Но раз тон сам по себе – одно, а высота его – нечто другое, то и определять тон сам по себе надо отдельно от его высотности. Этим определением и занимаюсь я в данном §, условно называя такой абстрагированный от высоты тон чистым тоном. Мало того. Я утверждаю, что в этом вне-высотном тоне есть свои вне-высотные дифферен-ции. Можно находить различия в таких тонах, находясь совершенно вне соображений об их высоте. Это будет чисто количественной дифференцией тонов, располагае­мых в той или иной системе. Тут, собственно говоря, только и надо применять термин тон. Что диалектическое место гармонии именно здесь и что гармония как такая опять-таки есть система вне-высотная, это совершенно ясно из того, что один и тот же гармонический ход можно исполнить на любой высоте и что, значит, дело не в высо­те как таковой, но в соотношении высот, т.е. в принципе чисто количественного. Это и есть область чисто тоновая.

25 Относительно высоты необходимо сказать, что со­временные психологи, наконец, начинают приходить к тому, что это понятие не имеет столь всемогущего значе­ния, как это всегда думали, что в тоне есть много и всего другого, более глубокого и важного. Об этом см.W. Kohler, Akustische Untersuchungen. III. Zeitschr<ift> f<ur> Psyhol<ogie>, Bd. 72 (резюме на стр. 177 – 181). – О реальном тоне только тут и возникает речь, ибо раньше мы имели, собственно говоря, тон вообще, т.е. категорию тона. Теперь же говорим об определенной звуко-высотной ориентированности и скомбинированности. Тут мы имеем совокупность «основного тона» с «обертонами», которая, конечно, как это тоже, наконец, становится ясным для психологов, привыкших атомизировать психику (см., напр., у Келера, там же, § 13), есть прежде всего некое «единство», неделимое и неразрушимое, именно «единич­ность», как бы теоретики ни анализировали отдельный звук или аккорды. Разумеется, высотность как такая бу­дет только там, где имеет специфическое происхождение, т.е. там, где идет речь о различиях (= о самотождест­венном различии) изучаемого третьего диалектического начала. Что же касается тональности и полного тона, то, строго говоря, высотность не характерна и для них, ибо как отношение тонов в тональности, так и отношение их в целом тоне или в аккорде может быть опять-таки дано на разной высоте; высотность тут вторична, так как в одном случае первично движение в недрах третьего на­чала, в другом же – единичность. Это не мешает, конеч­но, тому, чтобы в каждой из этих категорий были свои собственные подразделения с точки зрения обще-эйдети­ческой структуры. Тогда возможны соединения тонально­сти и тона – с определенными реальными высотностями.

26 Тут я опять должен сослаться на эксперименталь­ных психологов, которые в последнее время начинают выходить из феноменологической спячки и в области раз­личения элементов звука. Конечно, будучи связаны «экс­периментами» и базируясь на «фактах», которые всегда текучи и неустойчивы, они не могут сделать выводов, ко­торые были бы вполне достоверны для мыслящего разума и которые бы обладали хотя бы незначительной внутрен­ней диалектикой. Тем не менее выводы их интересны и сулят многое в будущем. Так, напр., вводится весьма важное различение «высоты» (или «качества») и «светлости» звука. Правда, эти психологи не вполне усваивают себе то, что «светлота» есть среднее между «высотой» и «темб­ром» (в более широком смысле), что «высота», о которой они говорят, может иметь только чисто количественный характер и т. д. Но это различение, в общем, продикто­вано правильным феноменологическим усмотрением. Различают они также, напр., «вокальное качество» и от высоты и от светлости. И это правильно, хотя четкого взаимоотношения этого «вокального качества» с «высо­той», «шумом» и др. категориями у этих психологов я не заметил. Обо всех этих трудах Келера, Ревеша и др. см. у Е. А. Мальцевой, «Основные элементы слуховых ощуще­ний» (в «Трудах Госуд<арственного> инст<итута> му­зык<альной> науки» по физиол<ого>-психол<огической> секц<ии>, вып. 1., М., 1925 г.). Анализ звука, предлпг лемып мною и основном тексте книги, значитель­но шире и полнее предлагавшихся анализов до сих пор. Тик, от «светлоты» мое ухо резко отличает «цветность» звука; если не вдаваться в тонкости, то уже пример обще­распространенного различения «блестящего» и «матово­го» звука должен вполне убедить в предметности разли­чения «светлоты» от «цветности». Равным образом, если задаваться целями серьезного феноменологического ана­лиза, можно ли «светлоту» и «цветность» путать, напр., с тяжестью, или «весом», звука, с «плотностью» и т. д.? Можно ли считать, что, напр., серебристость есть явление «весовое» или – что еще грубее – «высотное»? Подобное мнение рушилось бы от одного указания на то, что и ба­ритон и сопрано одинаково могут быть серебристыми и несеребристыми. Будущая феноменология звука должна точнейшим образом описать все эти «элементы» и их ком­бинации и дать цельную картину того, для чего я в своем кратком изложении только едва-едва набросал тусклые контуры. Вот беглый пример. Женский альт мне пред­ставляется чем-то металлическим, я бы сказал даже стальным, иной раз с блеском; в нем всегда есть нечто холодноватое и гордое, самодовлеющее, – может быть, печное; я осязаю здесь умом некую статую, – может быть, безглазую, которая смотрит не глазами, но всем своим существом, как бы всеглазую; эти звуки устойчивы, дви­жение их не расплывается, они – равномерно плотны и как бы вращаются в круге. Конечно, скажут, что все это – субъективно. Но с людьми, для которых «объектив­ны» только воздушные волны или только «высота» звука, я давно уже перестал спорить. Пусть думают, как хо­тят. Примерами блестящего феноменологического анали­за зрительных явлений отличается сочинение Гете «Уче­ние о цветах» (значительные отрывки переведены в кни­ге В. О. Лихтенштадт, «Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение», Петерб<ург>, 1920, 201 – 297). Равного по глубине и тонкости анализа для слуховых образов я не нашел в литературе*.

27 Замечу, что для «высотности» консонанса опять-таки достаточна чисто количественная точка зрения. – Оп­ределение Гельмгольцем консонанса и диссонанса при по­мощи понятия биения или совпадения частичных тонов обсуждается у С. Stumpf, Konsonanz und Dissonanz, в изд. «Beitrage zur Akustik u<nd> Musikwissensch<aft>», herausgegeben v<on> С Stumpf, I. Heft. Lpz., 1898, 1 – 19. Там же обсуждается теория бессознательного, равно как и дается собственное определение через понятие «Verschmelzung» (34 – 42). «Структурная» теория дана у W. Kohler, D<ie> Phys<ische> Gestalt. 1920. M. Wertheimer, Psycholog<ische> Forsch<ungen>, Bd. I. 1922. Drei Abhandl<ungen>z<ur> Gestalttheorie. 1925. E. Hornbostel, Psychologie d<er> Gehorserschein <ung> в Handb<uch> d<er> norm<alen> u<nd> patholog<ischen> Physiol<ogie>. Bd. 11.

28 Музыкальная эстетика должна дать точнейший ло­гический анализ этих «форм», которые, несмотря на свою полную четкость в самой музыке, почти никогда не нахо­дят хотя сколько-нибудь осмысленного эстетического ана­лиза. Многочисленные сочинения в этой области посвя­щаются пока только примитивным описаниям этих форм. Будущая эстетика должна их проанализировать и дать логический смысл каждой такой формы, начиная с пе­риода, формы, мотива и кончая сложнейшими структу­рами. Так, если «период» понимать в определении Э. Праута («Музыкальная форма», пер. С. Л. Толстого. М., 1896, 18) – как «музыкальную мысль, кончающуюся полной каденцией и подразделенную в середине какой-либо каденцией по крайней мере на две части», то ясно, что «период» есть, как противоположение двух частей, самотождественное различие, и, как успокоение во вто­рой каденции, – некий подвижной покой. «Предложение», как часть «периода» до срединной каденции, отсюда, по­лучает также определенное диалектическое место, подоб­но т. н. «двухчастной форме», как состоящей из двух «пе­риодов». В фуге – «вождь» и «спутник» есть несомненное самотождественное различие, неизменно движущееся в течение всей экспозиции и завершающееся в некое целое, т.е. в покой, причем «противосложение» я склонен рас­сматривать как тот третий момент, где могут «отождест­вляться» «вождь» и «спутник». Прекрасным образцом логики музыкальной формы является сонатное allegro. Однако этим анализам должна быть посвящена особая работа. – Неясно и очень условно построение Мерсмана (сочинение его цитируется выше, в прим. 2): первоначаль­ный дуализм «линии» и «мотива» характерен для элемен­тарного анализа формы; «линия» развивается в «период», который через «течение» приходит к «поставлению в ряд» (Anreihung), т.е. в ABC (сюда он относит «сюиты, фор­мы фантазии и т. д., программную музыку»), или к «отно­шению» (Beziehung), т.е. в AВА (куда – «песенные фор­мы, рондо, танцевальные формы, медленные предложе­ния»), или к «перемене» (Ahwandlung), т.е. к А1 А2 А3 (что, и соединении с «мотивными» конструкциями, дает «вариации, вариационный принцип, чакону»); «мотив» же развивается в «тему», которая через «развитие» (Entwicklung) приходит или к «центральному развитию» (в соединении с «линеарной» конструкцией – упомянутые вариации), или к «конфликту» (который в соединении с центральным развитием дает фугу, а самостоятельно – «циклические формы, сонату» и, в дальнейшем, «свобод­ные формы развития») (Bericht, 381).

29 Диалектическая систематика музыкально-теорети­ческих категорий – вещь совершенно заброшенная; да и I) старину было мало охотников давать такую системати­ку, ибо трудно философу разбираться в тончайших му­зыкальных терминах; и еще труднее музыканту понять, чего, собственно, хочет от него философ. Несмотря на все недостатки, три таких систематики все-таки остаются наилучшим образцом диалектической мысли в области музыкальной эстетики, это – у Шеллинга (Philoso­phies d<er> Kunst. Samtliche Werke. 1 5, §§76 – 83), Ге­геля (Vorles<ungen> iib<er> Aesth<etik>. Werke. X 3, вторая глава) и Фр. Т. Фишера (Aesth<etik> 'д1<ег> Wissensch<aft> d<er> Schonen. HI 1, 4). Эти концепции требуют теперь коренного пересмотра, хо-1и кроме них я бы не сумел указать что-нибудь столь же ценное в старой эстетической литературе. Так, Шеллинг, давши с точки зрения своей системы великолепное опре­деление звука (§ 76), дает такое определение ритма ($ 79), что последний оказывается уже неотличимым от метра («Вновь в самой музыке взятое как особое единство воображение единства во множество, или реальное един­ство, есть ритм»). Тут бросается в глаза отсутствие ка­тегорий покоя и движения. Приходится спорить и отно­сительно двух других определений Шеллинга. «Ритм в своем совершенстве необходимо охватывает другое един­ство, которое в этом подчинении есть модуляция» (§ 80). «Третье единство, в котором оба они (ритм и модуляция) положены одинаково, есть мелодия» (§ 81). Правильно, что мелодия есть ритм + модуляция. Но модуляция не есть просто качественно заполненный ритм. Это – количественность в сфере высотности. Качественно заполнен­ный ритм есть не модуляция, но мелодия, а модуляция есть мелодия без ритма и никакого отношения к ритму она не имеет. Другими словами, Шеллинг понимает мо­дуляцию слишком качественно, слишком материально. При всем этом отдел о музыке в эстетике Шеллинга ценнее иных целых сотен страниц. – Историю философии музыки дают – P. Moos, Die Philosophie der Musik von Kant bis E. v. Hartmann. 19222. E. v. Hartmann, Aesthetik. Lpz., 1886. I 484 – 510, H. Lotze, Geschichte d<er> Aesth<etik> in Deutschl<and>. Lpz., 1913, 461 – 503.

30 Социология музыки должна была бы в первую оче­редь заняться описанием и анализом основных социаль­ных типов построения и восприятия музыки. Античный тип музыки обрисовывается мною в неизданном сочине­нии о происхождении греческих эстетических теорий, а также (отчасти) – Н. Aberi, Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik. Lpz., 1899; средневековой – у него же: Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle. 1905, (в особ. 2 и 3 главы); просвети­тельский – у Н. Goldschmidt, Die Musikasthetik des 18 Jahrhunderts. Ztir. u. Lpz., 1915 (вся общая часть); роман тический – у W. Hilbert, Die Musikasthetik d<er> Friih-romantik. 1911.

31 Изложение основ «золотого деления» можно найти у Г. Е. Тимердинга, «Золотое сечение», пер. под ред. Г. М. Фихтенгольца. Птгр., 1924 (вместе с литературой вопроса). Специально музыкальные примеры анализиру­ет Э. К. Розенов, «Применение закона «золотого деления» в поэзии и музыке» в Трудах ГИМН'а (см. ссылку в при­меч. 26).

32 Беглый диалектический очерк понятия «золотого деления» и «метротектонизма» я дал в «Античн<ом> косм<осе>», 165 – 167, с примерами (412).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.