Мы уже сыны Божьи, но еще не знаем, кем будем. Мы еще не знаем, что значит быть полностью подобными Ему (1 Ин. 3:2,3), но такое полное подобие и есть, или, по крайней мере, должно быть нашим глубочайшим стремлением и целью. Мы знаем, что когда Он придет, мы будем подобны Ему, потому что тогда мы увидим Его таким, каков Он в действительности. Наши иллюзии, страхи и желания не будут больше затмевать Господа. Если такова надежда человека, то он будет очищать себя, даже если Он чист. Церковь, которая живет в этой надежде и ради этой надежды, будет очищаться, братья и сестры будут говорить истину друг другу в любви, открывать глаза друг другу, поддерживать друг друга в истине.
Очищение всегда происходит в любви и часто болезненно. Любовь к истине может потребовать определенных чрезвычайных действий. Тот день, в который Бог освятил левитов для служения Ему, был днем, когда Моисей спустился с горы и нашел весь Израиль утопающим в разврате и поклоняющимся идолам. Он сказал: "...Кто Господень,— иди ко мне!.." (Исх. 32:26). Малый остаток подошел и присоединился к нему. Им нужно было сделать выбор: либо пить, есть и развлекаться, либо следовать за Господом; либо предаваться утешениям лжи, либо довериться истине. Присоединившимся к нему Моисей сказал: "...Возложите каждый меч на бедро свое, пройдите по стану... и убивайте каждый брата своего... друга... ближнего" (Исх. 32:27). Насколько сильно мы любим истину? Достаточно ли, чтобы безжалостно взять меч и пройти по стану? Достаточно ли, чтобы пройти по нашим домам, бракам, общинам или собственным мыслям и уничтожить все неистинное? Меньшей любви не может быть у священника.
Посему, отвергнувши ложь, говорите истину ка
ждый ближнему своему, потому что мы члены
друг другу... Вы были некогда тьма, а теперь —
свет в Господе: поступайте, как чада света, пото
му что плод Духа состоит во всякой благости,
праведности и истине. — Бф. 4:25,5:8-9
Истинность жизни — следствие и свидетельство отвержения всякой лжи во всех ее формах. Как всякий плод, это не нечто, чего можно добиться своими собственными усилиями. Истинность жизни может быть только создана Духом, сущность которого — такая жизнь. Способ познания дерева
Дух Истины
не изменился. Дерево познается по плодам. Если Дух Истины — сок и жизнь дерева, тогда плодом будет истинность жизни. Бесполезно искать любые другие плоды Духа, такие как любовь, вера, благость, смирение, если прежде не искать истины. Нет любви, веры, доброты, смирения, которые не выражают истинности жизни.
Б жизни нет легких, коротких путей. Путь не был расширен за столетия. Никакое накопление знаний или опыт хороших дел не может добавить дополнительную полосу на дороге. Путь — это истина и жизнь, и он очень узок. Это единственная дорога, по которой Бог призвал идти людей. Расширение дороги просто недоступно для нас. Зато для каждого, желающего ходить в истине, доступен Дух Истины. У Бога нет большей радости, чем видеть Его детей, ходящих в истине.
ГЛАВА б
Абсолютная истина и дух лжи
Полная остановка
Каждый, кто водил автомобиль, имеет опыт пересечения перекрестка: снизить скорость, оглянуться по сторонам и выбрать, остановиться или медленно катиться дальше. Знак "STOP" говорит: "Остановись!" — но... это только руководство к действию, предупреждение, в действительности это не обозначает "остановись полностью". Ведь останавливаться так невыгодно: теряется время, расходуется бензин и изнашиваются тормозные колодки. Знак "STOP" требует остановки в тот момент, когда машина все еще движется, он направлен против наших укоренившихся привычек и предпочтений, против нашей самоуверенности, легкости и удобства. Потому мы и не останавливаемся. Мы делаем истину соответственной нашему суждению, нашим нуждам и нашей субъективности. "Говорится... но не имеется в виду на самом деле..." А потом мы удивляемся, почему Дух, кажется, отсутствует в нашей жизни. Все мы виновны в этом. Все мы в той или иной степени, в том или ином случае не останавлива-емся полностью.
Пока это удобно и служит нашим интересам, мы повинуемся останавливающему знаку истины. Когда на перекрестке
Дух Истины
Абсолютная истина и дух лжи
движение или мы не видим пути и не уверены в своей безопасности, мы охотно останавливаемся полностью. Но что происходит, когда кажется, что нечего терять, когда нет видимой выгоды останавливаться и есть некоторые очевидные преимущества в том, чтобы еще проехать по инерции? Что происходит, когда мы, подобно Еве в саду, разглядываем запретный плод поближе и решаем, что он хорош для пищи, приятен для глаз и способен сделать нас мудрыми? "Бог сказал не есть... но на самом деле Он имел в виду, что..." "Сказано "Остановись полностью", но на самом деле это обозначает..."
Мы никогда не пренебрегли бы знаком просто так. Мы замедляем движение, мы кажемся послушными, чтобы удовлетворить себя и других, но это только видимость. Результат уже предрешен. Раз уж истина стала соответственной нашим целям, низким или благородным, она перестала быть самоцелью.
Истина, которая отвечает нашим целям,— наша служанка. Только та истина, которую любят и которой послушны ради нее самой, не считаясь с ее видимой полезностью,— наш Господь.
Относительность — сердце мирской мудрости. Мир приветствует терпимость как главное благочестие, и готов потакать всему, исключая абсолютные ценности и абсолютную истину. Для мирской мудрости и просвещенности нет ничего более неприятного и презираемого, чем то, что называется догматизмом. Но за этой озабоченностью сложившимся положением стоит простое отрицание всех и всяких абсолютных истин. Б противостоянии догматизму мир превозносит терпимость над праведностью и уничижает истину.