Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Просвещение и педагогические традиции в Русском государстве XIV- XVII вв




 

 

Развитие культуры славян из-за монголо-татарского нашествия затор- мозилось. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но и сре- ди князей и бояр, даже среди духовенства. В силу отсутствия училищ ча- сто священниками ставили малограмотных, а то и почти неграмотных лю- дей.

Вся Русь оказалась отрезанной: татарами – от Византии, Польшей, Литвой и Ливонией – от Европы. В результате она все больше усваивала черты азиатских нравов.

Для стран Западной Европы этого периода в силу действия комплекса экономических и идеологических факторов было характерно развитие об- разования, увеличение количества школ и университетов. На Руси полити- ко-экономическое развитие не вызывало потребности в образованных лю- дях, поэтому не оказывало существенного влияния на систему образова- ния, не требовало введения школьного обучения. Исходя из этого, подго- товка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. Обучение гра- моте, чтению, счету происходило в семье, у грамотного родственника либо у «мастера грамоты». Учителями становились светские лица – мелкие слу- жители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства.

Начиная с XV в. начинаются все более решительно осуществляться попытки выхода Руси из невежественного застоя, а в середине XVI в. опре- деленные меры в этом направлении стали приниматься на уровне государ- ственной власти. При царе Иване Васильевиче в 1551 г. на Стоглавом со- боре было принято решение:


- по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадежных священников и дьяконов, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение: читать, писать, знать церковное пение и получать правильное воспитание;

- завести грамотных писцов, дурные списки книг отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

К сожалению, решения собора во многом оказались благими пожела- ниями. Однако усилия по развитию образования давали свои результаты. В 1553 г. впервые в России была открыта типография. В 1574 г. печатни- ком Иваном Федоровым была создана первая печатная азбука, которая явилась усовершенствованной системой обучения грамоте.

Укреплялась связь между образованием и церковью. Грамота по- прежнему изучалась прежде всего ради возможности читать церковные книги, чтению и письму обучали по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление, и не без основания, о том, что школа есть

«церковный угол».

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена в первую очередь на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, фор- мах воспитания содержатся в ряде письменных памятников, таких, как

«Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV-XVI вв.) и др. Так, «Домо- строй» был одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в. Он являлся сводом нравственных норм и правил российского право- славного общества. Обращаясь к родителям, «Домострой» требовал воспи- тывать детей в строгости и страхе божьем. В то же время он призывал лю- бить детей, заботиться об их росте и развитии, воспитывать мужествен- ность, трудолюбие, бережливость, вежливое обращение. Истины, заложен- ные в «Домострое», способствовали, по мнению исследователей, утвер- ждению в обществе согласия и миролюбия, осознанию необходимости тру- диться, заботиться о близких, родных, слабых.

Если в целом оценивать состояние системы образования, то следует отметить, что существовавшие тогда способы обучения вполне соответ- ствовали потребностям государства и общества, какая-либо новая органи- зация образования казалась ненужной, и не случайно вплоть до XVII в. го- сударственных школ в России не было.

В XVII вв. образование в России начинает выходить на новый уровень развития. Это было связано с тем, что после Смутного времени начались позитивные социально-экономические и политические изменения. Совер- шенствовалась системы государственного управления, менялась социаль- ная роль дворянства. Страна постепенно включалась в европейскую поли- тику, расширялись дипломатические и торгово-экономические связи с за- рубежными странами. Как следствие – возникала потребность государства


в большом количестве людей, обладавших широким кругозором, различ- ными специальными знаниями.

В начальном обучении не произошло каких-либо значительных пере- мен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. Однако у пред- ставителей высших сословий, особенно со второй половины XVII в., наме- тилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. При различных монастырях стали появляться та- кого рода учебные заведения. Первая же государственная школа повышен- ного образования - Типографское училище – была основана в 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича.

Появление школ повышенного образования вызвало в обществе острую полемику относительно содержания обучения, осуществляемого в них. Это было не случайным, поскольку данная проблема являлась состав- ной частью глобального вопроса о путях развития страны, который неиз- бежно вставал перед Россией. Борьба развернулась между сторонниками греческого (византийского) и латинского (западноевропейского) вариантов образования. Представители «грекофильского» направления полагали, что ориентация на греческую культуру послужит укреплению православия, и выступали против изучения латыни как транслятора еретических взглядов. Идеологи «латинофильского» направления видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада.

Своеобразной попыткой объединить эти два направления оказалась деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета в Италии братьев Иоаникия и Сафрония Лихудов. В 1685 г. же году они открыли школу в Москве в Богоявленском монастыре. В 1687 г. школа Ли- худов была переведена в новое специально отстроенное здание. Так было основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская ака- демия. Ряд исследователей склонны считать ее первым высшим учебным заведением в России. Однако это не так. По своему уровню она далеко не соответствовала европейскому университету. Академия скорее напомина- ла западноевропейскую школу повышенного образования. Согласно уста- ву, она должна была готовить православных священников, государствен- ных служащих, преподавателей. Здесь достаточно серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки. В результате только четверть уча- щихся получала подготовку, необходимую для принятия духовного сана.

Таким образом, для России второй половины XVII в. было характерно появление образовательных учреждений, построенных с учетом опыта западноевропейских средневековых школ. В самой Европе школы такого рода постепенно уходили в прошлое, уступая место новым тенденциям в воспитании и обучении. Однако, благодаря созданию школ нового типа, произошел поворот русского общества в сторону европейской образован-


ности. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усили- лось внимание к светскому знанию.

Следует признать, что эти тенденции многими воспринимались отри- цательно. В них видели опасность проникновения вместе с западной об- разованностью религиозных «ересей». Утверждалось, что Россия имеет свой, сложившийся естественным путем на протяжении веков, наилучший для нее тип образования – церковно-религиозный.

 

Вопросы и задания

 

 

1. Дайте характеристику процесса воспитания у восточных славян.

2. Почему принятие христианства стало важнейшим событием, в значи- тельной степени определившим развитие образования на Руси?

3. Сформулируйте нравственные принципы, педагогические идеалы, заложенные в «Поучении Владимира Мономаха», выдержка из кото- рого приведена ниже.

 

 

«Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Бо- жия не лишиться: покаянием, слезами и милостынею. Не тяжкая это заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел ….





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2174 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.