Обиду.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь, нет в
этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы ….
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благо- словение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они мо-
Лились о вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог,
не наше, а поручено нам на короткое время ….
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами… На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью ….
Куда приедете, где остановитесь, напоите, накормите бедного. Бо-
лее всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол ….
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учи-
тесь …».
История педагогики в России: Хрестоматия
/ Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999. - С.34-38.
4. Согласны ли вы с утверждением, что Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе? Обоснуйте свое мнение.
5. Проанализируйте приведенную ниже выдержку из постановления
«Стоглавого собора» (1551 г.). Чем было вызвано решение о созда- нии в стране «училищ книжных»?
«Глава 35. О дьяцех, хотящих в дьяконы и в попы ставитися. О став- леникех хотящих в дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало уме- ют; и святителем их поставити – ино противно священным прави- лом, а не поставити – святыя церкви без пения будут, а православ- ные християне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом … а грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию здержати и детей своих духовных, православных кре- стьян, управити могли по священным правилом. Да о том их святи- тели истязуют с великим запрещением: почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы-деи у своих отцов учимся или от своих ма- стеров, а инде деи нам учитися негде; сколько отцы наши умеют и мастеры, по тому и нас учат, а отцы их и мастеры и сами потому же мало умеют, и силы в божественном писании не знают; а учитца им негде. А прежде сего в российском царствии на Москве, и в великом Новеграде, и по иным городом многие училища бывали, грамоте, и пи- сати, и пети, и чести гораздых много было …
Глава 36. О училищех книжных по всем градом. И мы о том по цар- скому совету соборне уложили: в царствующем граде Москве и по