Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология уровней общения А.Б. Добровича




А.Б. Добрович выделяет семь уровней общения в соответствии с критерием «этической безупречности» партнёров. Самым низким уровнем в этой классификации является примитивное взаимодействие, при котором партнёр воспринимается как пассивный объект, полезный или мешающий. Высшим уровнем является духовное взаимодействие, в котором партнёр воспринимается как носитель духовного начала.

Краткое описание уровней общения, по А.Б. Добровичу, приведено в таблице 2.

Таблица 2

Уровни общения по А.Б. Добровичу[Добрович, 1996]

Уровни общения Краткая характеристика уровней
Духовный «Партнёр воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению» (с. 126)
Деловой «В таком контакте люди подчас перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают перед партнёром: это не столь важно; на первом месте – дело» (с.123)
Игровой «Обладая полнотой и человечностью, превосходит конвенциональный уровень тонкостью содержания и богатством оттенков» (с. 118). «Интерес к личностным особенностям собеседника, причём интерес не своекорыстный, а проникнутый симпатией к человеку» (с. 119). «Партнёры «играют друг друга», т.е. «отражаются друг в друге,… чтобы быть интересными» (с.122).
Конвенциональный «Полноценное человеческое общение» (с. 97) «Конвенция (или согласие) – свод правил поведения, большей частью неписанных, но передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплён уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества» (с. 95)
Стандартизованный «Общение основывается на неких стандартах. Это «контакт масок»»(с. 115)
Манипулятивный «Для того, кто выбирает этот уровень, партнёр ‑ соперник в игре, которую непременно надо выиграть» (с. 106)
Примитивный «Для того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, собеседник не партнёр, а предмет, нужный либо мешающий» (с. 101)

 

Характеристику каждого уровня межличностного взаимодействия, А.Б. Добрович даёт в соответствии со структурой поведенческого акта, предложенной известным американским психологом Д. Мидом. Всякий акт поведения (взаимодействия) включает четыре фазы: 1) побуждение к действию ‑ взаимонаправленность, 2) уточнение индивидом ситуации действия ‑ взаимоотражение, 3) само действие ‑ взаимоинформирование, 4) свёртывание действия ‑ взаимоотключение.

Низший уровень общения в классификации А.Б. Добровича – примитивный.

Примитивный уровень общения. Собеседник воспринимается не как партнёр, а как предмет, нужный или мешающий.

Взаимонаправленность определяется стремлением занять в общении позицию «сверху». Если собеседник нужный, надо им овладеть; если – мешающий, надо его оттолкнуть.

Взаимоотражение характеризуется примитивностью образа восприятия партнёра. Используются шаблоны восприятия. Существенную роль при оценке роли партнёра играют поверхностные качества: наружность, одежда.

Что касается улавливания собственной актуальной роли глазами партнёра, то до таких тонкостей дело не доходит, субъект наивно убеждён: его видят таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдаёт…

Фаза взимоинформирования характеризуется откровенной демонстрацией своего отношения к партнёру. Субъект без малейших внутренних ограничений выражает свою симпатию «предмету», который нравится, или антипатию тому, кто не нравится.

Фаза отключения от партнёра характеризуется отсутствием каких-либо ритуалов прощания в соответствии с правилами этикета и этическими нормами. Если в предыдущей стадии имела место конфронтация, то со слабым партнёром общение заканчивается ругательствами и насмешками, а с сильным – извинениями или угрозами (угрозы произносятся тогда, когда партнёр уже отошёл на безопасное расстояние). Если же было согласие, то субъект, получив желаемое от партнёра, не скрывает своей скуки. Он может, не прощаясь, отправиться восвояси по своим делам.

Способ общения с партнёром, использующим примитивный вариант общения, ‑ спокойно и уверенно поставить его на место, не унижая при этом человеческое достоинство собеседника. Например: «Гражданин А сидит на скамье в сквере, читая газету. Другой человек, Б, проходящий мимо, испытывает желание сесть и с маху садится рядом с А, не заботясь о том, потеснил ли он его. Б, бегло изучив А и придя к выводу, что тот «очкарик», «расфуфыренный», нарочито разваливается на скамье. Физическое преимущество за ним. Пристройка «сверху» реализована. А может в ответ поступить так. Отодвинуться от непрошенного соседа, миролюбиво взглянуть на него и весело спросить: «Жарко?» или «Устали?». «М-гм», ‑ неопределённо и мрачно промычит тот в ответ. «Скамья у нас неплохая, жаль, тени маловато, ‑ как бы приглашает его к беседе А. И тут же спохватывается: ‑ Впрочем, извините, не буду вам мешать». С этими словами он целиком уходит в чтение газеты. Главное сделано: взят спокойный и человеческий тон, атмосфера назревающего скандала исчезла» [Добрович, 1996, с.103-104].

Примитивный партнёр общения в известном смысле ущербен, реагировать на него столь же примитивно ‑ значит расписаться в собственной ущербности.

Манипулятивный уровень общения. Для манипулятора партнёр – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: материальную или психологическую.

В фазе направленности на партнёра манипулятор заранее готовится к подчинению себе собеседника, к пристраиванию к нему «сверху».

В фазе отражения партнёра манипулятор неплохо улавливает его актуальную роль и собственную актуальную роль его глазами, но делается всё это как «расставление ловушки». Схватываются те особенности собеседника, которые можно использовать как его слабые места.

В фазе взаимоинформирования манипулятор использует различные тактики воздействия на собеседника с целью достижения выигрыша. Делается ряд «выпадов», чтобы обнажить истинное лицо партнёра: льстивая фраза; рискованная шутка, граничащая с насмешкой; жалобный тон в расчёте на человеческое участие. Чутко улавливаются реакции собеседника; тактика, не принесшая успеха, мгновенно отбрасывается во имя другой, сулящей «успех».

Манипуляции разнообразны по технике и целям; манипуляторы не обязательно действуют по осознанному плану, у некоторых это происходит подсознательно. Манипуляторами бывают не только корыстные, жестокие и холодные люди, но и несчастливые, глубоко не удовлетворённые жизнью. В последнем случае манипулятор жалок, и многие подыгрывают ему из жалости.

Фаза отключения от партнёра характеризуется тем, что манипулятор прекращает общение, добившись выигрыша, но в отличие от примитивного поведения манипуляторское поведение представляет собой соблюдение ритуалов.

«Противоманипулятивная защита» требует от личности большой зрелости и выдержки, которая проявляется в умении «не подыгрывать», а «выходить из игры».

Стандартизованный уровень общения. Общение основывается на неких стандартах. Это «контакт масок» – поверхностное, «формальное общение».

Фаза направленности на партнёра здесь неудовлетворительна в связи с тем, что подлинной готовности к общению нет по разным причинам: из-за чувства обиды и недоверия, страха общения, лени, безразличия к другим, высокомерия, усталости. Способом общаться не общаясь является «надевание различных масок»: «маски нуля» (безучастности, вежливости, любезности); «маски тигра» (агрессивности, высокомерия, неприступности), чтобы боялись; «маски зайца» (робости, угодливости), чтобы обезопасить себя; «маски клоуна» (бесшабашности, чудаковатости, простодушия), чтобы не быть принятым всерьёз.

В фазе отражения партнёра субъект выясняет, насколько собеседник «опасен», т.е. насколько активен в своём стремлении «снять маску» с другого. Одновременно субъекта беспокоит, соответствует ли он принятым стандартам, иначе говоря – «не видно ли партнёру чего-то ещё, кроме его маски».

В фазе взаимоинформирования маска заостряется, делается подчёркнутой; тем самым субъект «информирует» партнёра о своём стремлении как можно скорее свернуть контакт.

Подлинное общение отсутствует и фазе отключения от партнёра – безэмоциональное, неестественное завершение общения, оставляющее у собеседника о субъекте неприятное впечатление – тяжёлый, неискренний, скрытный человек.

Конвенциональный уровень представляет собой полноценное человеческое общение.

Фаза взаимонаправленности имеет следующее содержание. Человек испытывает потребность в контакте. Он готовится при этом к пристройке «рядом»: заботе о партнёре, стремлении стать на его место. Подобная предупредительность к партнёру ещё до его отражения в сознании свидетельствует о воспитанности и коммуникативной грамотности.

Фаза взаимоотражения партнёров. На этом уровне общения «отразить партнёра» означает, во-первых, уловить его актуальную роль. Во-вторых, уловить собственную актуальную роль его глазами. Таким образом, партнёры устанавливают, каковы их ролевые ожидания друг к другу.

В фазе взаимоинформирования партнёры подтверждают или не подтверждают взаимные ролевые ожидания, установленные на предыдущем этапе общения. Происходит взаимораскрытие друг перед другом, считаясь с партнёром и ситуацией в целом. Этическая безупречность контакта соблюдается независимо от того, какой характер приобретает общение ‑ конфронтации или конгруэнтности (взаимосогласия).

Взаимоотключение также происходит в духе равноправия партнёров и их внимания друг к другу. Оба заботятся о том, чтобы не навязывать свою персону другому после того, как тема беседы окажется исчерпанной.

Игровой уровень общения. Этот уровень общения характеризуется полнотой и человечностью, а также тонкостью содержания и богатством оттенков.

В фазу направленности на партнёра не просто включена забота о том, чтобы он имел принципиальную возможность пристройки «рядом». Здесь заранее есть живой интерес к личным особенностям собеседника, причём интерес не своекорыстный, а проникнутый симпатией к человеку. На игровой уровень общения (как и на другие высокие уровни) мы выходим лишь с теми людьми, которых хотя бы немного уже знаем и с которыми нас связывает определённое положительное чувство – если не взаимное, то, по крайней мере, ещё не омрачённое обидами и разочарованиями.

В фазе отражения партнёра это чувство обеспечивает особую чувствительность, неравнодушие к партнёру и приписывание собеседнику ответного интереса и доброжелательности.

Легче всего уловить специфику игрового уровня общения, обратившись к психологии влюблённости. Имеются в виду не только отношения полов. Можно быть влюблённым в преподавателя, в живущего по соседству одинокого старика, в чужого ребёнка, в киноактёра, знакомого только по экрану.

В фазе взаимоинформирования субъектам хочется быть интересными друг другу, и они непроизвольно «играют», чтобы «интересно выглядеть». Здесь необязательно сразу понравиться друг другу: главное ‑ заинтересовать, заинтриговать, а для этого надо чрезвычайно чутко улавливать реакции партнёра в беседе, контролировать себя, чтобы не испортить игру бестактностью, поспешностью, неповоротливостью или излишним напором.

В общении на игровом уровне партнёры, по выражению К.С. Станиславского, «играют друг друга», т.е. «отражаются друг в друге».

Поэтому фаза взаимоотключения не требует обоюдного исполнения прощальных ритуалов; можно обойтись без них, «отпустив» друг друга взглядом, неуловимым жестом, прикосновением…Партнёрам всё ясно без слов.

Деловой уровень общения. Общение – диалог в совместной деятельности.

В фазе направленности на партнёра собеседнику заранее обеспечивается возможность пристройки «рядом». Партнёр вызывает особый интерес как участник совместной деятельности, который может помочь или которому необходима помощь в интересах общего дела.

В фазе взаимоотражения партнёры внимательны друг к другу в отношении проявлений умственной и деловой активности, включённости в общую задачу.

Фаза взаимоинформированности характеризуется тем, чтопартнёры подчас перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают перед партнёром: это не столь важно; на первом месте – дело. «Встретились двое учёных: они обсуждают профессиональную проблему, между ними завязывается дискуссия. Оба так увлечены предметом разговора, что со стороны могут выглядеть комично: один, пытаясь получше сформулировать мысль, закидывает голову назад и переходит на фальцет, второй, выражая решительное несогласие, приседает, хлопает руками по бёдрам… И тот, и другой отлично умеют выглядеть солидными и представительными, когда надо, но сейчас им не до этого. Обоим важна истина» [Добрович, 1996, с.124].

На деловом уровне общения людей объединяют особые, обычно неявные связи в их совместной работе: стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты, «чувство локтя».

Эти связи определяют и характер фазы взаимоотключения. Здесь нет церемонности, пышности в выражении чувств, но за внешней суховатостью прощаний (и встреч) чувствуется теплота.

Духовный уровень общения – высший уровень человеческого общения. «Партнёр воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению» [Добрович, 1996, с. 126]. Примерами духовного общения являются: поучения мудрых стариков, которым почтительно внимают молодые люди, томимые «духовной жаждой»; разговор взрослого с ребёнком о загадках мироустройства, проблемах добра и зла и т.п.; высшая степень любви между мужчиной и женщиной; дружба на всю жизнь, основанная на духовном контакте. Духовность обеспечивается не отбором тем для разговора, а глубиной «диалогического проникновения» людей друг в друга.

Фаза взаимонаправленности партнёров проникнута не просто интересом и симпатией к собеседнику, здесь есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению подлинных ценностей существования.

В фазе взаимоотражения, а затем взаимоинформированности собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему «повороту» мысли друг друга. Они настолько растворены один в другом, что один способен закончить фразу, начатую другим. Партнёрам свойственна свобода самовыражения. Подавленность, уязвлённость, беспомощность партнёра в изложении мысли – всё это воспринимается собеседником как собственное огорчение. Упорные заблуждения собеседника (вернее, кажущиеся таковыми) оставляют в партнёре чувство тревоги, а далее в процессе самоанализа – многократное возвращение к его словам и своим доводам, мучительные вопросы: «А может, это я не прав? А может я его не так понял?..».

Фаза взаимоотключения партнёров бывает на духовном уровне общения затруднена. Столько хочется ещё сказать друг другу, что расстаться, кажется, невозможно. Духовно активные люди никогда не могут выговориться «окончательно», и контакт обычно прерывается из-за обоюдной усталости или под напором неотложных житейских обязательств каждого.

По мнению А.Б. Добровича, реальное общение полифонично, это значит, что оно развёртывается на нескольких уровнях одновременно; может переходить из одного уровня в другой. Исходя из этого автор делает вывод о том, что такое культура общения: «она не в том, чтобы вести диалог с постоянной оглядкой (не скатиться бы на уровень ниже конвенционального), а в том, чтобы на любом уровне, возникшем в разговоре, у обоих собеседников сохранялась возможность подняться на конвенциональный и вышележащие уровни – вплоть до духовного» [Добрович, 2001, с. 136].Поэтому культура общения не может быть сведена к набору правил; она обеспечивается интеллектуальной, эмоциональной и нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6571 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.