Несмотря на свою актуальность, проблема психологического влияния ни в психологической теории, ни в психологической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Хотя отечественная психология решающую роль в психическом формировании и развитии человека отводит его ближайшему социальному окружению, и в этой связи личность понимается как продукт и результат общения человека с другими людьми, этот факт содержания психической организации человека на деле до недавнего времени в отечественной психологии учитывался явно недостаточно. Основное психологическое ядро личности, ее психологическая структура в соответствии с традициями деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) определялись только структурой и характером ее предметно-практической деятельности. Социальный же контекст, задающий нормативы и координаты этой деятельности, создающий ее эмоционально-мотивационный фон, оказывался практически вне поля научного анализа. По мнению известного отечественного психолога Г.А. Ковалёва, «в признании человека как продукта социальных отношений, возможно, заключены основной потенциал и резерв современного психологического знания, задана зона его ближайшего развития, обеспечивающая выход на новые рубежи научного освоения субъективной реальности человека, на рубежи новых подходов к научно обоснованному управлению психическими явлениями» [7, с. 45]. Традиции этого научно-практического направления в психологии были заложены в трудах таких выдающихся отечественных ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев и другие.
Другим источником (и непосредственным толчком) современного развития отечественной психологии влияния послужило бурное развитие психологической практики (служб различного рода психологического консультирования; групп активного социального обучения; практической деятельности управления, менеджмента организации; развитие структур бизнеса и рекламы и т.д.). Отчетливо обнаружилось, что категории и конструкты, ранее разработанные на теоретическом уровне, крайне трудно адаптируемы к объяснению процессов и явлений, происходящих в реальных и естественных межличностных отношениях, в общении между живыми людьми.
В отличие от западных концепций, в отечественной психологии влияния основным предметом исследования является субъект-субъектное межличностное взаимодействие в противопоставлении его субъект-объектному влиянию. Научное обоснование субъект-субъектный подход к изучению и влиянию на человека получил в трудах психологов: А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина и др.
Дальнейшее развитие субъект-субъектный подход получил в разработанных современными отечественными психологами (Г.А Ковалёвым, А.Б. Добровичем, Е.Л. Доценко, Е.В. Сидоренко и др.) типологиях межличностного взаимодействия, основным критерием которых является отношение к партнёру по общению как к субъекту или объекту влияния.