Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немного о быте




Как многие ее современники по эпохе сталинского террора, привыкшие по ночам ждать ареста, она не могла спать ночью, вернее, засыпала под утро и вставала около двух часов дня.

В литературной работе, по дому, ей помогали Жозефина Оскаровна Хавкина ("Финочка") и Люша.

Для письма она использовала черные тонкие фломастеры, дающие хороший контраст на белой бумаге (однажды пачка таких фломастеров, присланная из-за границы, поступила к ней с тщательно обрезанными бритвой стержнями — доблестные сотрудники ГБ нашли блестящий способ отомстить полуслепой старухе); для глаз — сильную лупу с подсветкой.

Работала регулярно, ежедневно, превозмогая усталость, сердечную боль, тоску. Несколько раз дорабатывалась до того, что напрочь лопались кровеносные сосуды глаз, а то случались микроспазмы головного мозга, мгновенные потери сознания.

На Люшины и мои уговоры дать себе отдых была непреклонна — "Я еще не все долги отдала, я должна еще много успеть до смерти…"

В жару в Москве она изнывала и мучалась; пока была в силах ездить — спасало Переделкино, где одну зиму перед его высылкой под этой же крышей жил и работал Александр Исаевич Солженицын. Тамошний чистый воздух, сосны в саду, память об отце, действовали благотворно, даже несмотря на "топтунов" за окном.

("Обшарпаны стены, топтун у ворот / Опасная стерва в том доме живет", — как написала Инна Лиснянская).

Переделкинский дом, неофициальный тогда музей Корнея Чуковского, эпическая борьба за его сохранение с власть предержащими — это тема для отдельного рассказа.

В последние годы Л.К. практически безвыездно жила в Москве и летом с нетерпением ждала зимних холодов.

В свой последний приезд в Ленинград Л.К. очень хотела попасть в небольшой сад во дворе Фонтанного дома, где рос клен, воспетый Анной Ахматовой. В этом здании размещался теперь Институт Арктики и Антарктики, называемый в народе "ААНИИ".

Вход был по пропускам, но там работал мой приятель, доктор наук Дмитрий Х., и он сказал, что нет проблем заказать пропуск для Л.К. и меня. "Как честный человек", я решил предупредить Дмитрия, что Л.К. имеет "диссидентскую славу", и не смутит ли это его. Дмитрий ответил, что не смутит, но с пропуском вряд ли получится.

Поэтому я решил попробовать просто уговорить вахтершу пропустить нас.

Мы встретились с Л.К. в Летнем саду, посидели немного на скамейке, причем Л.К. читала мне стихи Блока, стараясь объяснить, почему его так любили современники. Мимо (день был воскресный) шли стайки туристов; из одной такой стайки вдруг выскочил небольшой человечек и моментально сфотографировал нас с Л.К.

Тогда это меня расстроило (сейчас я думаю, как бы из архивов ГБ вытащить этот снимок — у меня, как назло, нет ни одной совместно с Л.К. фотографии. Если агент прочтет эти строки — может быть, можно за вознаграждение выкупить снимок?).

Мы встали и двинулись по Фонтанке в сторону Шереметевского дворца.

В холле института бегали какие-то ребятишки, которых отправляли в пионерлагерь.

Я подошел к вахтерше и стал объяснять, что моя тетушка в блокаду жила в этом доме, и теперь хотела бы на несколько минут пройти в сад, посмотреть на окна квартиры, где были пережиты ужасные дни.

Вахтерша, естественно, как всякий мелкий начальник, начала немного важничать и задаваться, говоря, что вообще-то "не положено"…

Думаю, что я бы ее уговорил, но тут вмешалась Л.К.

В жесткой тональности она спросила вахтершу, слышала ли она имя великой поэтессы Анны Ахматовой.

Вахтерша разозлилась и сказала что-то вроде: "Ахматова, Шмахматова, ходют тут всякие…"

Л.К. схватила меня за рукав и грозно сказала: «Леня, немедленно уйдемте отсюда, иначе я ударю эту хамку зонтиком по голове!»

(Я был так поражен, услышав эти слова от всегда очень сдержанной в "выражениях речи" Л.К., что до сих пор помню эту фразу.)

Так что на клен мы смогли взглянуть только через щелку ворот внутреннего двора.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2267 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.