Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
II. О смерти
Люди страшатся смерти, как малые дети потемок; и как у детей этотврожденный страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти. Конечно,мысль о смерти как каре за грехи и переходе в иной мир благочестива. Нобоязнь ее как неизбежной дани природе есть слабость. Да и в благочестивые оней размышления примешивается порой доля суетности и суеверия. В иныхмонашеских сочинениях о смертных муках нам напоминают, какова боль,ощущаемая человеком, если терзать хотя бы кончик пальца его, и каковы,следовательно, должны быть муки смерти, когда разрушается все тело. А междутем смерть зачастую менее мучительна, чем повреждение одного члена, ибосамые важные для жизни органы не есть самые чувствительные. "Pompa mortismagis terret quam mors ipsa"[4] -- слова эти заключают в себе ифилософскую и житейскую истину. Стоны, судороги, мертвенный лик, слезыдрузей, траур, погребение и прочее -- вот отчего смерть предстает ужасной. Заметьте, что нет в душе человека такой даже самой слабой страсти,которая не побеждала бы страха смерти; а значит, смерть не может быть стольуж страшным врагом, раз есть у человека целая рать, способная ее одолеть.Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; гореищет в ней прибежища; страх предвосхищает ее. А когда убил себя императорОтон, жалость -- это слабейшее из чувств -- многих побудила искать смерти изсочувствия императору и в знак верности. Сюда же Сенека прибавляет ещеприхотливость и пресыщение: "Cogita quamdiu eadem feceris, mori velle nontantum fortis, aut miser, sed etiam fastidiosus potest"[5]. Ведьчеловек бывает готов умереть, не будучи ни храбрецом, ни несчастливцем,оттого только, что ему наскучит однообразие. Заметьте и то, как малодействует приближение смерти на сильных духом, ибо каждый из них до концаостается самим собой. Цезарь Август умер с любезностью на устах: "Livia,conjugii nostri memor, vive et vale!"[6] Тиберий -- продолжаялукавить; как говорит Тацит: "Jam Tiberium vires, et corpus, nondissimulatio, deserebant"[7]; Веспасиан -- с шуткой, сидя настульчаке: "Ut puto deus fio"[8]; Гальба -- с изречением,подставляя шею убийце: "Feri, si ex re sit populi Romani"[9];Септимий Север -- впопыхах: "Adeste, si quid mihi restatagendum"[10]. И так далее. Стоики, несомненно, уделяли смерти чрезмерно много внимания и пышными кней приготовлениями делали ее еще более устрашающей. Мне же более по душетот, "qui finem vitae extremum inter munera ponat naturae"[11].Умереть столь же естественно, как и родиться; а для младенца второе, бытьможет, не менее болезненно, чем первое. Кто умирает за важным делом --подобен раненному в жарком бою, поначалу едва ощущающему боль. Поэтому, ктопоглощен благими помыслами, тот поистине избавлен от мук смерти. Но всегослаще, поверьте, звучит гимн "Nunc dimittis"[12], когда человекдостиг достойной цели и оправдал ожидания. У смерти есть еще то, что онаоткрывает врата доброй славы и унимает завистников: "Extinctus amabituridem"[13]. III. О единой религии[14] Будучи главной связующей силой общества, религия и сама должна бытьскреплена силой единства. Религиозные расколы и распри были неизвестныязычникам. Причиной было то, что религия их состояла более в обрядах ицеремониях, нежели в твердой вере. Какого рода была эта вера, можно видетьиз того, что учителями и отцами церкви были у них поэты. Но истинный Боготличается именно тем, что он -- Бог-ревнитель, а поэтому и служения себетребует безраздельного. Скажем же несколько слов о единстве церкви: каковыплоды его, каковы границы и каковы пути к его достижению. Плодами единства -- не говоря уж о том, что оно угодно Богу, а этопревыше всего -- равно пользуются и те, кто не приобщен к церкви, и те, ктонаходится в лоне ее. Что касается первых, то, несомненно, ереси и расколыявляются величайшим соблазном, худшим даже, нежели развращенность нравов.Ибо, как в теле человеческом ранение или нарушение связей более опасны, чемскопление испорченных соков, так же точно и в теле церковном. Ничто так неотдаляет и не отвращает людей от церкви, как нарушение единства. А поэтомувсякий раз, когда один говорит: "Ecce in deserto", а другой: "Ecce inpenetralibus"[15], т. e. когда одни ищут Христа на сборищахеретиков, а другие -- во внешней церкви, надо, чтоб непрерывно звучал в ушахлюдей голос: "Nolite exire!" -- "Не выходите!" Учительязычников[16] (чьим призванием была забота о не приобщенных кцеркви) говорит: "Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говоритьнезнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажутли, что вы беснуетесь?". А ведь так оно и есть: атеисты и нечестивцы, слышао стольких разногласиях в делах веры, отвращаются от церкви и "занимаютместа в собрании развратителей"[17]. Сошлюсь на пример, хотя ипустяшный для столь серьезного предмета, зато наглядно рисующий уродство, окотором я говорю. Один мастер насмешки в свой список книг для вымышленнойбиблиотеки включил такое заглавие, как "Мавританская пляскаеретиков"[18]. И действительно, каждая секта кривляется на свойлад; как же не вызвать насмешек у нечестивцев и развращенных политиканов,склонных относиться непочтительно к священным предметам? Для тех, кто уже находится в лоне церкви, плодом единства является мир,таящий в себе неисчислимые блага, ибо он укрепляет веру, побуждает кмилосердию, из мира церковного претворяется в мир душевный; а силы, ранеезатрачиваемые на полемические сочинения, обращаются на проповедь смирения иблагочестия. В отношении границ единства чрезвычайно важным является правильное ихобозначение. Тут возможны две крайности. Иным фанатикам невыносим малейшийнамек на примирение: "С миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжайза мною"[19]. Не мир им важен, но вербовка приверженцев. Инапротив, иные лаодикийцы[20] и нерадивые полагают, что в делахверы можно сойтись на полпути, хитроумно согласовав стороны и взявши отобеих понемногу -- словно берутся быть судьями между Богом и людьми. Обеихкрайностей следует избегать; а этого можно достичь, если будут просто ипонятно разъяснены два по видимости противоречивых положения христианскогоустава, начертанного самим Спасителем: "Кто не с нами, тот против нас" и"Кто не против нас, тот с нами"[21], т. e. если основные исущественные вопросы веры будут отделены и отграничены от вопросов,касающихся не столько веры, сколько мнений, порядка или добрых намерений.Это многие могут счесть чем-то само собой разумеющимся и уже свершившимся.Однако если бы оно вершилось с меньшим пристрастием, то получило бы большеераспространение. Касательно этого я могу дать лишь один совет, сообразно моему скромномуразумению. Следует остерегаться двух видов разногласий, терзающих божьюцерковь. В одном случае спорный вопрос настолько пуст и ничтожен, что нестоит затрачиваемого на него пыла, каковой разжигается единственно духомпротиворечия; ибо, как замечает один из отцов церкви, "хитон Христа не имелшвов, одежды же церкви были пестры". При этом он добавляет: "In vestevarietas sit, scissura non sit"[22], ибо единство и единообразие --вещи различные. В другом случае спор идет по вопросу серьезному, нодоводится до чрезмерной тонкости и запутывается, так что становится скорееизощренным, нежели существенным. Человек здравых понятий и суждений, слушаяпорой спор глупцов, знает про себя, что спорящие разумеют одно и то же, носами никогда не придут к согласию. И если такова разница в суждении междуодним человеком и другим, нельзя разве предположить, что всевышний, читающийв сердцах, различает в некоторых людских спорах единое намерение и приемлетправду обеих сторон. Природа подобных разногласий отлично определена святымПавлом в его предостережении против таковых: "Devita profanas vocumnovitates, et oppositiones falsi nominis scientiae"[23]. Люди самисоздают несуществующие противоречия и облекают их в новые слова, причемтаким образом, что смысл, вместо того чтобы подчинять себе слово, сам емуподчиняется. Есть также два вида ложного единения, или примирения:во-первых, когда единение зиждется лишь на невежестве, ибо в темноте всецвета сливаются; и, во-вторых, когда оно кое-как слажено при прямомдопущении разногласий в основных вопросах. Ибо в таких делах истинное иложное подобны железу и глине в ногах Навуходоносороваистукана[24]: их можно смешать, но они не соединятся. Что касается способов обеспечения единства, то должно остерегаться,чтобы при создании и укреплении единства церкви не уничтожить и не извратитьзаконов милосердия и человеческого общежития. Христиане владеют двумя мечами-- духовным и светским, и оба они имеют в делах веры надлежащее место иназначение. Но нельзя браться за третий меч -- меч Магомета и подобных ему,т. е. за проповедь религии оружием и насилование совести путем кровавыхпреследований -- разве лишь в случаях открытых бесчинств, кощунства илизаговора против государства. Тем более нельзя прибегать в этих же целях кпоощрению смуты, допускать заговоры и мятежи, вооружать народ или как-либоиначе подрывать власть, ибо власти установлены от Бога. Это значило быразбивать одну скрижаль о другую и в заботах о христианах забывать, что онитакже и люди. Поэт Лукреций, негодуя против Агамемнона, допустившегопринесение в жертву собственной дочери, воскликнул: Tantum religio potuit suadere malorum[25]. Что же сказал бы он, если бы знал о резне во Франции или о пороховомзаговоре в Англии?[26] Он стал бы еще большим эпикурейцем иатеистом, нежели был. Коль скоро меч светской власти должен лишь с великойосторожностью извлекаться из ножен в защиту религии, то совсем уже чудовищновооружать им простой народ. Оставим это анабаптистам и другим безумцам.Великое богохульство изрек дьявол, когда сказал: "Взойду на высоты облачные,буду подобен Всевышнему"[27], но еще большее богохульство --действовать именем Бога, как бы заставляя его говорить: "Опущусь впреисподнюю, буду подобен князю тьмы". А разве не это именно происходит,когда дело веры унижается до таких жестоких и омерзительных деяний, какубийство государей, избиение целого народа, ниспровержение государств иправительств. Поистине, это значит ниспосылать святого духа не в видеголубя, но ворона или коршуна и водружать на ковчеге христианской церквифлаг пиратов и убийц. Вот почему необходимо церкви вооружиться своим учениеми божественными установлениями, государям -- мечом, а богословию инравственной философии -- как бы жезлом Меркурия, дабы навеки изгнать ипредать проклятию все подобные деяния, равно как и учения, имспособствующие, что, впрочем, уже в немалой степени сделано. Поистине, вделах веры надлежит руководствоваться апостольским изречением: "Ira hominisnon implet justitiam dei"[28]. А один из мудрых отцов церквиоставил следующее изречение, примечательное своей откровенностью: "Те, ктопроповедует и осуществляет насилие над совестью, обычно имеют при этомсобственные корыстные цели".
Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить.
© Марлен Дитрих |