Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
I. Об истине
"Что есть истина?" -- спросил насмешливо Пилат и не стал дожидатьсяответа. Разумеется, есть люди, которые испытывают восторг отнеопределенности и головокружения и считают, что они попадут в рабство, еслистанут придерживаться какого-либо неизменного убеждения, что истина повлияетна свободу воли как в мыслях, так и в поступках. И хотя секты такого родафилософов исчезли, еще остаются нерешительные умы, которые сохраняют этупривычку, хотя они и не пользуются таким влиянием, какое имели философыдревности. Но ложь попадает в фавор не только потому, что для обнаруженияистины нужно преодолеть трудности и приложить труд; и не потому, что, когдаистина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей; а в силуестественной, хотя и порочной любви ко лжи, как таковой. Одна из болеепоздних философских школ греков занималась этим вопросом и зашла в тупик, незная, что же во лжи есть такого, что она нравится людям, хотя она и недоставляет им наслаждения, как поэтам, и не приносит им барыша, какторговцам, а просто нравится ради самой лжи. Но я не могу не сказать: эта самая истина есть обнаженный и открытыйдневной свет, при котором маски, представления и торжества мира выглядят вполовину менее величественными и утонченными, чем при свете свечей.Возможно, истина и может по своей ценности приблизиться к жемчугу, которыйлучше всего выглядит днем, но она никогда не поднимется до ценности алмазаили карбункула, которые смотрятся при самом разном освещении. Действительно,примесь лжи всегда увеличивает наслаждение. Разве кто-либо усомнится в том,что если бы умы людей были освобождены от суетных мнений, лестных надежд,ложных оценок, свободной игры воображения и тому подобного, то они у многихлюдей сжались бы и обеднели, исполнились бы меланхолии и отвращения и сталибы неприятны им же самим. Один из отцов в великой суровости назвал поэзию"vinum daemonum"[1], поскольку она насыщает воображение, и все жеона является лишь тенью лжи. Но вред приносит не та ложь, которая проходит,не задерживаясь, сквозь ум, а та, которая пускает корни и укрепляется в нем,т. е. такая ложь, о которой мы говорили ранее. Но как бы ни представлялись все эти вещи в извращенных суждениях ичувствах людей, все же истина, которая действительно только сама можетсудить о себе, учит, что поиски истины, т. е. любовь к ней и ухаживание занею, знание истины, т. е. ее присутствие, и вера в истину, т. е. наслаждениеею, составляют высшее благо человеческой натуры. Первым созданием Бога, втрудах дней его, был свет видимый, последним -- свет разума; и его субботнийтруд с того времени всегда есть свет его духа. Сначала он вдохнул свет влицо материи, или хаоса; затем -- свет в лицо человека, и с тех пор онпостоянно вдохновляет и вызывает свет в лицах избранников своих. Ведьпрекрасно сказал тот поэт, который украсил секту, в других отношенияхуступавшую остальным: "Приятно стоять на берегу и видеть корабли, борющиесяс волнами; приятно стоять у окна замка и наблюдать внизу битву со всеми еепревратностями; но ни с чем не сравнимо то наслаждение, когда стоишь напрочном основании истины (вершина, которую ничто не может превзойти и гдевоздух всегда свеж и чист) и наблюдаешь ошибки, и блуждания, и туманы, ибури внизу в долине"[2]. Это правильно, но всегда это зрелищедолжно наблюдать с жалостью, а не с напыщенностью или гордостью. Разумеется,добиться того, чтобы ум человека действовал в милосердии, покоился напровидении и опирался на столпы истины, значит достичь рая на земле. Если перейти от теологической и философской истины к мирской, то дажете, кто сам не придерживается этого правила, признают, что честность ипрямота в делах составляют честь человеческой натуры и что добавление лжиподобно примеси в золотой или серебряной монете; это, быть может, и улучшаетобработку металла, но портит его чистоту. Ибо эти извилистые и кривые путисуть действия змия, который бесчестно передвигается на брюхе, а не на ногах.Нет другого порока, который бы так покрывал человека позором, как если егонайдут лживым и вероломным; и поэтому очень хорошо сказал Монтень, когда онисследовал причину того, почему лживое слово является таким бесчестьем итаким позорным обвинением: "Если хорошенько взвесить, то сказать, чточеловек лжет, это значит сказать, что он смел перед Богом и труслив передлюдьми"[3]. Ибо ложь открыта Богу и ускользает от человека.Безусловно, вся преступность лжи и вероломства ни в чем не может бытьвыражена более полно, как в том, что она будет последним трубным гласом,который призовет род человеческий на суд божий, ибо предсказано, что, когдапридет Христос, он не найдет веры на земле.
Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант |