Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
XXIX. Прозерпина, или Дух
Рассказывают, что Плутон, получив в результате известного разделавласти подземное царство, потерял надежду уговорить какую-нибудь из небесныхбогинь выйти за него замуж и был вынужден думать о похищении. И вот,воспользовавшись удобным случаем, он похитил и на квадриге увез с собой вподземное царство Прозерпину, дочь Цереры, прекраснейшую девушку, схватив еевнезапно, когда она собирала нарциссы на лугах Сицилии. В подземном мире онабыла встречена с величайшим уважением и провозглашена владычицей Дита. Матьже ее, Церера, нигде не видя своей горячо любимой дочери, в отчаянии итревоге, с зажженным факелом в руке обошла весь мир, чтобы найти дочь. Всебыло напрасно. Случайно узнав о том, что она увезена в подземное царство,Церера, беспрерывно рыдая и стеная, стала упрашивать Юпитера, чтобы ейвозвратили дочь. В конце концов она добилась разрешения вернуть ее на землю,если та еще не съела ничего из того, что растет в подземном царстве. Этоусловие никак не устраивало мать, поскольку Прозерпина, как известно, съелатри зерна граната. Но Церера не оставила своих просьб и рыданий. Наконец,уступая ее мольбам, Юпитер позволил Прозерпине попеременно быть шестьмесяцев с мужем и шесть других -- с матерью. Позднее Тесей и Пирифой сизумительной дерзостью пытались увести ее из дворца Дита. Но когда вподземном царстве, устав от долгого пути, они присели на камень, поднятьсяим уже не было дано, и они остались навечно сидеть на этом камне. Прозерпинаже осталась царицей подземного царства. Ей была оказана еще одна особая ивеликая честь. Известно, что никто, спустившись в подземное царство, неможет вновь подняться на землю; в этот закон было внесено неслыханноеисключение: тому, кто принесет в дом Прозерпины золотую ветвь, разрешалосьспуститься в подземное царство и вернуться вновь на землю. Эта ветвь былаединственной в огромном темном лесу и не имела своего ствола, но, подобноомеле, росла на другом дереве; и если ее отломить, на ее месте вырасталадругая. Мне кажется, что миф имеет в виду природу и толкует о той богатой,плодоносной, мощной подземной силе, от которой произрастает все, чтосуществует на земле, и в которую все возвращается снова. Прозерпинасимволизировала у древних тот эфирный дух (spiritus aethereus), вырванный изверхней сферы, который заперт и спрятан под землей (представленной в видеПлутона). Это неплохо выразил поэт: Иль молодая Земля, разделенная с вышним эфиром Только что, семя еще сохраняла родимого неба?..[17] Этот дух изображается похищенным с земли, потому что его невозможноудержать там, где у него есть время улететь, но его можно сковать изадержать, если только внезапно сломить и раздробить его, подобно тому какэто происходит, когда хотят смешать воздух с водой; последнее возможно лишьединственным путем -- быстрым и сильным вращением, и мы видим, как в этомслучае оба эти тела соединяются в пене, как будто вода похищает воздух.Весьма тонко говорится и о том, что Прозерпина была похищена в то время, какона собирала нарциссы в долине: ведь Нарцисс означает оцепенение илинеподвижность, а дух именно тогда более всего пригоден для похищения земнойматерией, когда он начинает сгущаться и как бы цепенеет. Справедливовоздается Прозерпине особая честь (какая не выпадает на долю ни однойсупруги богов) -- честь стать владычицей Дита: ведь тот неограниченноуправляет всем в тех краях, а Плутон остается безучастным и даже как будтоне знает ничего. Эфир же и небесная сила (изображенные в виде Цереры)всячески стараются извлечь и вернуть себе этот дух. А высоко поднятый факел,т. е. пылающий в руке Цереры светоч, без сомнения, обозначает солнце,которое, обходя вокруг земли, освещает ее, как факел, и оказывается оченьважным и необходимым для возвращения Прозерпины, если оно вообще возможно.Она же остается и не уходит; причина же этого превосходно и точно вытекаетиз соглашений Юпитера и Цереры. Прежде всего совершенно несомненно, чтосуществуют два способа удержать дух в плотной земной материи: первый --уплотнение, или "запирание", его, что является подлинным заключением втюрьму и насилием; второй -- предоставление ему соответствующего питания,что делается добровольно и охотно. Ведь после того как запертый дух начинаетесть и питаться, он не спешит улететь, но как бы закрепляется на своей земле-- это как раз и есть тот самый гранат, который попробовала Прозерпина; еслибы этого не произошло, то Церера, ищущая ее по всему миру со своим факелом,уже давно увела бы ее к себе. Ведь дух, который содержится в металлах иминералах, связывается, вероятно, главным образом благодаря плотности массы;тот же дух, который заключен в растениях и живых существах, обитает впористом теле и имеет возможность уйти, если только он не задержится сам,чтобы вкусить "зерна граната". Второе же соглашение -- о полугодичномпребывании Прозерпины то у Цереры, то у Плутона -- есть не что иное, какизящное описание деления на времена года, когда этот дух, разлитый по земле(речь идет о растительности), в течение летних месяцев находится наверху, взимние же месяцы вновь скрывается под землю. Что же касается попытки Тесея иПирифоя увести Прозерпину на землю, то здесь имеется в виду то, чтослучается довольно часто: более тонкие духи, спускающиеся к земле вомножестве тел, не могут впитать в себя дух, находящийся под землей,соединиться с ним и вывести его наружу; наоборот, они сами сгущаются и немогут вновь подняться, так что благодаря им увеличивается и число подданных,и власть Прозерпины. Что же касается золотой ветви, то, мне кажется, здесьнам весьма трудно будет сдержать натиск химиков, если они обрушатся на нас сэтой стороны: ведь они обещают с помощью своего знаменитого камня и горызолота, и восстановление разрушенных природных тел, как бы возвращениеобратно из врат преисподней. Тем не менее относительно химии, как ипостоянных притязаний этого камня, мы знаем наверняка, что теория их неимеет основания, да к тому же подозреваем, что и практика их лишенакаких-либо твердых гарантий. Поэтому, оставив их в стороне, выскажем своемнение об этой последней части параболы. Нам известно наверняка на основаниимногих фигуральных высказываний древних, что сохранение и восстановлениеприродных тел они отнюдь не считали безнадежным делом, по, скорее, трудным ималодоступным. То, что они думали именно так, видно из того, что онипоместили эту ветку среди бесконечных зарослей огромного, непроходимоголеса; они изобразили ее золотой, ибо золото -- символ прочности; привитой --ибо результата такого рода следует ждать только от искусства, а не откакого-то простого и естественного средства или способа.
Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно |