Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XXVIII. —финкс, или Ќаука




√овор€т, что —финкс была чудовищем с лицом и голосом девы, покрыта€перь€ми, как птица, с когт€ми грифа; она сидела на вершине горы близ ‘ив иследила за дорогой, подстерега€ путников; она набрасывалась на них из своейзасады и, схватив, загадывала им темные и сложные загадки, которые, какполагали, сама узнавала от ћуз. ≈сли несчастные пленники не могли разрешитьи растолковать эти загадки, но колебались и говорили что-то невн€тное, онасо страшной свирепостью растерзывала их. » так как эта напастьсвирепствовала уже давно, то фиванцы назначили награду тому, кто сможетразгадать загадки —финкс, а наградой этой была сама царска€ власть над‘ивами (потому что не было иного способа одолеть —финкс). ѕривлеченный такойнаградой, Ёдип, человек энергичный и умный, но с больными, проколотыминекогда ногами, прин€л это условие и решил попытать счасть€. » вот, когда онмужественно и твердо предстал перед —финкс, она спросила у него, что это заживотное, которое сначала рождаетс€ четвероногим, затем делаетс€ двуногим,потом трехногим и наконец снова четвероногим. “от, подумав, ответил, что всеэто относитс€ к человеку, который сразу после рождени€ и в младенчествеоказываетс€ четвероногим и только учитс€ ползать, но вскоре за этимподнимаетс€ и ходит на двух ногах; в старости же он опираетс€ на палку,чтобы крепче держатьс€, и представл€етс€ как бы трехногим, а в самом концесвоей жизни, уже др€хлым старцем, когда мускулы его уже совсем ослабели,лежит, прикованный к постели, и снова становитс€ как бы четвероногим. ƒавправильный ответ, он одержал победу над —финкс и погубил ее; тело ее,погруженное на осла, возили, как в триумфальной процессии, сам же Ёдип поуслови€м уговора стал царем фиванцев. ћиф очень тонкий и умный; мне кажетс€, что он рассказывает о науке, и вособенности о ее св€зи с практикой. ¬ самом деле, вовсе не абсурдно называтьнауку чудовищем, ибо у невежд и просто неосведомленных людей она вызываетудивление. ќна многообразна по своему виду и облику, ибо предмет наукибесконечно многообразен: женские лицо и голос указывают на из€щество исловоохотливость; крыль€ даны ей потому, что знани€ и открыти€ мгновеннораспростран€ютс€ и разлетаютс€ по свету, ибо передача знани€ подобна бурновспыхнувшему пламени, зажженному от другого пламени. ќчень глубокий смыслсодержит и упоминание об острых кривых когт€х, ибо аксиомы и доказательстванауки проникают в ум, захватывают его и держат так крепко, что он не можетни двинутьс€, ни вырватьс€, о чем говорил и св€той мудрец: "—лова мудрецовподобны шипам и как гвозди, глубоко вонзенные"[15]. ¬с€кое жезнание представл€етс€ нам расположившимс€ на крутых и высоких горах, ибо,будучи €влением возвышенным, оно по праву рассматриваетс€ помещенным где-товысоко наверху, откуда оно с презрением взирает на невежество и может, как свершины горы, далеко и на широком пространстве видеть все вокруг. Ќаукаизображаетс€ нападающей на путников, идущих по дороге, -- это обозначает,что повсюду на этом пути, в этом странствии человеческой жизни, возникает ивстречаетс€ и материал, и удобный случай дл€ наблюдени€. —финкс предлагаетсмертным различные трудные вопросы и загадки, которые она узнала от ћуз. Ќопока эти загадки остаютс€ досто€нием ћуз, они, возможно, не та€т в себеничего страшного: ведь до тех пор, пока у размышлени€ и исследовани€ нетникакой иной цели, кроме самого знани€, ум пребывает не стесненным, незаключенным в узкие рамки, но свободно устремленным вдаль и в самомсомнении, в разнообразии решений чувствующим какое-то удовольствие инаслаждение.  огда же такого рода загадки переход€т от ћуз к —финкс, т. е. кпрактике, так что свод требовани€ начинают настойчиво предъ€вл€ть действие,выбор, решение, вот тогда-то загадки станов€тс€ т€гостными и страшными,чудовищно терзают и мучают человеческий ум, т€нут его в разные стороны,буквально разрывают на части, если люди оказываютс€ неспособными разрешить иразгадать их. ѕоэтому в загадках —финкс всегда предполагаютс€ два услови€:тех, кто не разрешит их, ожидают терзани€ духа, тех, кто разрешит, --власть. ¬едь тот, кто знает свое дело, тот достигает своей цели, и вс€киймастер -- повелитель своего творени€. ¬ообще же загадки —финкс дел€тс€ надва рода: загадки о природе вещей и загадки о природе человека, исоответственно в награду за их решение предлагаютс€ два рода власти: властьнад природой и власть над людьми. »бо собственна€ и конечна€ цель истиннойестественной философии -- это власть над природными вещами, телами,лечебными средствами, машинами и бесконечным множеством других вещей, тогдакак философи€ Ўколы, довольству€сь тем, что она поучает, горда€ своимиразглагольствовани€ми, пренебрегает практикой, чуть ли не отверга€ еесовершенно. Ќо загадка, предложенна€ Ёдипу, разрешив которую он получилвласть над ‘ивами, относилась к природе человека, ибо тот, кто поймет доконца природу человека, тот почти наверн€ка может стать кузнецом своегосчасть€, тот рожден дл€ власти. Ёто то, что хорошо было сказано о римскихискусствах: “ы же народами править властительно, римл€нин, помни! —е -- твои будут искусства...[16] ѕоэтому немалый смысл имеет то, что ÷езарь јвгуст, то ли сознательно,то ли случайно пользовалс€ печатью с изображением —финкс. ¬едь он, как никтодругой, был выдающимс€ политиком; в своей жизни он счастливо разрешилмножество новых загадок о природе человека, а если он легко и умело не решилбы их, ему не раз пришлось бы оказатьс€ в двух шагах от гроз€щей емунеизбежной гибели. ¬ мифе говоритс€ также и о том, что тело побежденной—финкс погрузили на осла. Ёто удивительно меткий образ, ибо нет ничего стольглубокого и сложного, что, будучи до конца пон€тно и став общеизвестным, немогло бы быть внушено даже т€желодуму. Ќе следует упускать и той детали, что—финкс была побеждена человеком с больными ногами: ведь люди обычно слишкомбыстрым, торопливым шагом спешат разрешить загадки —финкс, и в результате(если —финкс оказываетс€ сильнее) они чаще терзают свои таланты в спорах,чем властвуют благодар€ своим трудам.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1350 - | 1299 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.