Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс




Знаменитая книга Джейн Джекобс «Жизнь и смерть больших американских городов», вышедшая в 1961 году, не рассматривает проблемы архитектуры и ее связи с социальными вопросами в качестве главных или основных в организации жизни городов. Улицы и тротуары – главные общественные места (public places) в городе и его самые жизненные органы (vital organs), считает автор [50. – C. 37].

Их значение она видит в обеспечении безопасно­сти в общих зонах [50. – C. 37], обеспечении публичных контактов как основы общественной жизни [50. – C. 72] и ассимиляции детей к городской жизни [50. – C. 97].

Главные идеи автора: идея городского разнообра­зия, интенсивности и жизненности как «городского балета»; идея смешанного зонирования; идея активной уличной жизни как основы общественной жизни.

Роль архитектуры Джекобс видит, в том числе, в создании разнообразия. Джекобс считает, что города – это инкубаторы новых идей и предприятий, это их есте­ственная экономическая среда. Это касается и бизнеса, и некоммерческих организаций [50. – С. 189].

Для формирования среды, в которой расцветает разнообразие, необходимы четыре условия:

смешанное использование улиц и районов для по­стоянного присутствия людей;

• короткие кварталы с достаточно частой возмож­ностью повернуть;

смешение зданий по возрасту и условиям;

высокая концентрация людей [50. – С. 196, 197].

Как пример визуального разнообразия Джекобс приводит Пятую Авеню в Нью-Йорке, которая потря­сающе разнообразна с ее большими и маленькими мага­зинами, офисными зданиями, церквями и институтами. Но при этом она не выглядит дезорганизованной или фрагментированной [50. – С. 295].

Более того, Джекобс считает, что город не может быть произведением искусства [50. – С. 485].

«Подходить к городу или даже к городскому сосед­ству как к большой архитектурной проблеме, в которой можно навести порядок, превратив в упорядоченное произведение искусства, означает делать ошибку, пыта­ясь заместить жизнь искусством.

Результат такого глубокого смешения между ис­кусством и жизнью – это не жизнь и не искусство. Это таксидермия. На своем месте таксидермия может быть и полезной, и подходящей. Тем не менее это заходит слишком далеко – образцы, выставляемые напоказ, это выставка мертвых набитых городов» [50. – С. 486].

Джекобс считает, что искусство имеет прикладное значение в городах – оно может использоваться для про­яснения смысла и порядка городской жизни. Главное

в городской структуре – интенсивность и разнообра­зие, поэтому она не может быть упорядочена в единый «скелет». Вместо структурирования – ориентация. Важ­нейшие ориентационные ключи – границы и достопри­мечательности. Т.е. архитектурным объектам Джекобс отводит роль ориентиров [50. – С. 500].

Джекобс считает, что автомобили в городах не­обходимы для поддержания интенсивности городской жизни. Слишком большое пристрастие к личному авто­транспорту разрушает город – он становится городом для автомобилей, а не для пешеходов. Необходимо соз­дание условий, менее пригодных для автомобилей и бо­лее пригодных для пешеходов. Джейн выступает против бесконечного расширения дорожного полотна для авто­мобилей, так как тогда получается замкнутый порочный круг – больше дорог, больше потребность в парковках, увеличение расстояний, увеличение потребности в ав­томобилях [50. – C. 454; 473, 474].

«Проектирование городов» Эдмунда Н. Бэкона

Эдмунд Н. Бэкон в работе «Проектирование горо­дов» (1967) на исторических примерах доказывает, что городские формы – это не случайные явления, а воле­вые действия человека [51. – С. 13].

Говоря об архитектурном проектировании, Бэкон считает, что «основной элемент архитектурного про­ектирования состоит из двух компонент: массы и про­странства, а сущность проектирования – это установ­ление соотношения между этими двумя элементами. В нашей культуре преобладающая составляющая – масса, причем до такой степени, что многие проектировщики являются «пространственными слепцами» [51. – С. 15].

И далее о форме и пространстве: «Архитектурная форма является местом соединения массы и простран­

ства. Определяя точку соединения массы и простран­ства, архитектор находит точку взаимодействия челове­ка со Вселенной.

Египетские пирамиды являются совершенным выражением формы, возникающей из земли, как доми­нирующей массы. Это утверждение неизменных абсо­лютов.

Китайская архитектура, напротив, выражает гар­монию с природой без доминирования над ней. Вогну­тость крыши символизирует скромность человека, вос­приимчивость его структур к мировому пространству, которое подобные крыши грациозно принимают и ко­торое становится центром архитектурной композиции дворов.

В исламской архитектуре использование формы и пространства иное. Великолепные купола, которые яв­ляются центральным элементом множества исламских произведений зодчества, суть отражение внутреннего пространства, которое, стремясь к выражению, вытал­кивает оболочку, создавая напряжение, устанавливает форму» [51. – С. 16].

Пространство в архитектуре, по Бэкону, должно обозначаться, сочленяться, соотноситься со временем и движением, включая человека с его переживаниями

[51. – С. 17–23]. Архитектура при этом – это сочленение пространства таким образом, чтобы создавать у зрителя определенное пространственное переживание, соотне­сенное с предыдущими и ожидаемыми переживаниями пространства [51. – С. 21].

Бэкон отмечает, что на протяжении истории ар­хитекторы щедро уделяли свое внимание той части зда­ний, которая встречается с небом.

«Теперь, слишком часто, мы устанавливаем обыч­ный пол и бездумно повторяем его сверху. Произошел отказ от размышлений по поводу Неба. Мы выметаем

наш мусор наружу и используем его в качестве венчаю­щего элемента нашего дизайна – коробки кондиционе­ров и антенны телевидения становятся символами на­шего отношения к пространству.

Линия горизонта города долго была основным эле­ментом городского дизайна и должна быть воссоздана как базовый элемент городского проектирования»

Автор отмечает важность того, как здания соединя­ются с землей, наличие у них углубляющихся проекций и дизайна в глубину, спусков и подъемов, выпуклостей и вогнутостей, соотнесенности зданий с человеческой фигурой [51. – С. 24–28].

Одной из важнейших в книге является идея одно­временных систем передвижения. Автор считает, что для формирования связного ощущения пространства у жителей города современного мира (человек испы­тывает непрерывные переживания при перемещении в пространстве), где параллельно существуют разные способы перемещения, необходимо создавать проекты для городов, в которых эти системы рассматриваются одновременно, а не автономно или последовательно, и задают свои требования к зданиям [51. – C. 252].

«Левиттаун» Герберта Ганса и архитектура

Герберт Гaнс в работе «Левиттаун» (1967) исследу­ет урбанизацию в ее новом проявлении – переселении в пригороды (субурбия). Изучив Левиттаун как класси­ческий город «Ужас урбаниста», Ганс приходит к выводу, что жизнь там не так уж и плоха, и отмечает, что в дан­ном случае строились не отдельные дома, а комьюнити. Говоря об архитектуре пригородов, автор считает, что это не архитектура, а тип жилья – дом на одну семью с зе­мельным участком [367. – C. 4]. Необходимо отметить,

что в 1990 году половина жителей Америки жила в при­городах.

«Форма дома и культура» Амоса Раппопорта и социология архитектуры

Книга американского архитектора и специалиста по кросс-культурным исследованиям Амоса Раппопорта «House Form & Culture» («Форма дома и культура»), вы­шедшая в 1969 году, стала первой работой по влиянию социо-культурных факторов на физические формы до­мов и строений [52].

После выхода книги интерес специалистов по жилью, архитекторов и урбанистов к теме Vernacular Architecture (народная, традиционная архитектура) суще­ственно возрос.

Vernacular Architecture демонстрирует множество успешных решений, созданных без усилий профессио­налов. Это архитектура без архитектора. Успешность принятых решений доказана временем.

Основные характеристики:

 

• отсутствие теоретических или эстетических при­тязаний;

 

• работа с местом и микроклиматом,

уважение к другим людям и их домам, а следова­тельно, ко всему окружению – как рукотворному, так и природному;

работа в одном стиле с вариациями в рамках одно­го порядка [52. – С. 5].

 

«Хотя народность ограничена в диапазоне выра­жений, в то же время она подходит ко многим разным ситуациям и всегда уместна. Конечно, именно эта огра­ниченность в выражении делает любую коммуникацию возможной. Чтобы коммуницировать, каждый должен

выучить язык, что предполагает признание власти, до­верие и общий лексикон» [52. – С. 5].

«Другая характеристика народности – это ее до­полнительное качество, ее неспециализированность, ее природная незавершенность, так отличающаяся от закрытых, законченных форм, типичных для боль­шинства творений дизайна высокого стиля» [52. – С. 6].

Автор дает нижеследующую типологию архи­тектур.

 

Первобытная, примитивная (primitive):

• очень мало типов строений,

• модели с несколькими индивидуальными вариа­циями,

• строения возводятся сообща.

Доиндустриальная народность (preindustrial ver­nacular):

много типов строений,

более индивидуальные вариации модели,

возводятся ремесленниками.

 

Высокий стиль и современность (high-style and modern):

 

• огромное множество специализированных типов строений,

 

• каждая постройка почти всегда оригинальна,

разрабатывается и строится множеством профес­сионалов и специалистов [52. – С. 8].

 

Форма домов зависит от климата, регилии, соци­альных причин, отношения к природе и месту, материа­лов и технологий [52. – С. 18–45].

Основная гипотеза Раппопорта состоит в том, что форма дома – это не просто результат действия физических сил или какого-то случайного фактора, но последовательность воздействий целого спектра социально-культурных факторов в самом широком смыс­ле [52. – С. 47].

«Даже в случае с современными американскими зданиями, где, казалось бы, экономические аспекты доминируют, было замечено, что рост небоскребов в XIX веке в Чикаго в то время не имел экономическо­го оправдания из-за проблем с фундаментом и прочими факторами, но суть в том, что каждый город хочет иметь высокое здание как элемент престижа. Подобные аспек­ты могут до сих пор влиять на жилье в разных сферах»

Предоставление укрытия есть пассивная функция дома. Как считает автор, его подлинное предназначе­ние – в создании окружения, наилучшим образом при­способленного к образу жизни людей, другими словами, социальной единицы пространства [52. – С. 46].

Среди социальных факторов, влияющих на форму дома, автор отмечает особенности зон приватности в раз­ных культурах, например, в Японии «сильная» приватная зона находится за пределами дома, а степень внутренней приватности внутри дома низкая. На Западе приват­ность вне дома низкая, но внутри, наоборот, очень высо­кая. Тип жилища определяется системой поселения, ког­да, например, все пространство поселения используется для жизни, а дом остается приватной, закрытой зоной, как это свойственно для англо-американского города со­временной архитектуры. На форму жилища влияют так­же тип семьи и религия [52. – С. 54–57].

Раппопорт показал, что для американцев и англи­чан [можно добавить и других европейцев, в том чис­ле и россиян – прим. М.В.] дом – это символ. Дом меч­ты окружен деревьями и травой, находится в деревне или пригороде и должен быть в собственности. Дети США и Англии представляют именно такой образ дома, причем многие из них никогда не жили в таких домах. Несмотря на серьезный прогресс в строительных тех­нологиях, материалах и т.д., культурная форма дома, ко­

торую воспроизводят дети, остается неизменной [52. –

C. 132–134].

То есть можно говорить о том, что у европейцев и американцев архетип дома существует в виде здания в колониальном стиле на одну семью с землей и деревья­ми. В российском варианте – это деревенский дом-сруб.

«Город, имеющий форму» и «Сформированный город» Спиро Костофа в социологии архитектуры

Спиро Костоф по профессии – историк архитек­туры. Его цель при написании книги «Город, имеющий форму» – задать специфическую позицию архитектур­ного историка, которая заключается в описании жизни городов как социально-культурного процесса, отражаю­щегося на форме города.

Это отличает его от историков городов, которые описывают социальный процесс и не отражают изме­нения физической формы. А также от архитекторов­проектировщиков, которых в городе интересует только форма. Автор считает, что его подход позволяет устра­нить многие ошибки в понимании архитектуры и про­ектирования городов [368. – С. 9].

При анализе городской формы С. Костоф выде­ляет два типа городов: «созданные» (ville crèèe) и «спон­танные» (ville spontanèe). Подробно анализируя эти типы городов, автор приходит к выводу, что регулярность спланированного города условна, а иррегулярность «неспланированного» города также вопрос ее степени

[368. – С. 43].

Далее он анализирует, в том числе, такие явления как административное объединение нескольких сосед­них деревень в город, что Аристотель называл «сино­эцизмом», образование религиозных центров в городах, влияние религии на городские формы и их «сплани­рованную живописность» (спланированную спонтан­ность) [368. – С. 59, 60].

Много внимания в работе уделено «гиподамовой сетке» – «решетке» в планировании городов [368. – С. 95–157].

Автор, описывая решетку, подчеркивает, что ре­шетка – это очень гибкая и разнообразная планировоч­ная система. На плоской поверхности это разумный ме­тод деления земли. Но решетка также легко взбирается на горы или огибает реку… Достоинство решетки, отме­чает Костоф, в ее нескончаемой гибкости.

Единственная вещь, которая является общей для всех решеток – ортогональная уличная система – сохра­няющееся правило прямых углов и параллельных улиц. Но и это правило непостоянно. Паттерн может обхо­дить по кривой неправильности земли без нарушения целостной логики, считает Костоф [368. – С. 96].

Автор приводит примеры универсальности ре­шетки и отмечает, что исторически она служила двум главным целям. Первое – это облегчение организации поселения, колонизация в широком смысле. Другое при­менение решетки – ее использование как инструмента модернизации и контраста с предыдущей неорганизо­ванностью городов [368. – С. 102].

Особое значение для города, по мнению Костофа, имеет линия городского горизонта. Он отмечает, что до наступления индустриальной революции городской горизонт был отмечен институциональными ориенти­рами, зданиями общественного значения, имевшими от­ношение к религии и политической власти. Источник богатства и экономической власти был сам по себе иног­да институционализирован в представительских здани­ях. С приходом индустрии началось смешение приори­тетов горизонта: частные здания стали превосходить

коллективные символы города [368. – С. 282]. В итоге во многих случаях произошла приватизация горизонта. Если раньше горизонт строился от башен бога к башням человека, то затем все стало наоборот. Классический вид приватизированного горизонта: Нью-Йорк и Лон­дон [368. – С. 279; 300].

Автор считает, что горизонты – это городские подписи, определяющие городскую идентичность. Го­родские ориентиры отмечают символы веры и особые достижения, фокусируя форму города и выявляя го­родской портрет. Этот образ меняется медленно и со­знательно. Радикальные трансформации – атака труб фабрик или корпоративных башен – указывают на куль­турный переворот. Старые ценности ослабляются или превышаются… Образ города уступает рекламным нуж­дам частных предприятий [368. – С. 296].

Костоф считает, что местные сообщества должны занять активную позицию по отношению к проектиро­ванию города и его горизонта, забрав инициативу у деве­лоперов и городских властей, и уверен, что коллектив­ный голос горожан должен окончательно решить форму города… [368. – С. 335].

Спиро Костоф в работе «Сформированный город» продолжает развивать свой взгляд. Он рассмат ривает такие части города как границы, районы, улицы, общие места. Определяя типологию общих мест, выделяет пло­щади треугольные, трапециевидные, прямоугольные, круглые и полукруглые [369. – С. 146, 147]. Говоря о гра­ницах, рассматривает виды контроля над ними: созда­ние зеленых поясов, регулирующие градостроительные планы, аннексия [369. – С. 55–69].

Говоря об урбанизме, C. Костоф полагал его про­цессом, т.е. множеством путей, которыми физическая структура города приспосабливается к потребностям времени (изменяющимся нуждам).

Он считает, что форма города никогда не суще­ствует отдельно от социального наполнения: она явля­ется матрицей, внутри которой мы организуем нашу по­вседневную жизнь, имея твердые о ней представления

[369. – С. 8 ].

Рассуждая об истории архитектуры, Костоф выде­ляет классический подход, рассматривающий историю стилей и зданий, и подход Джованни Ботеро, который в XVI веке писал, что город – это совокупность людей, проживающих совместно. Костоф – сторонник объеди­нения этих двух подходов в один. Утверждение вполне в духе социологии архитектуры, но на этом утвержде­нии все и заканчивается [369. – С. 7].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1799 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2168 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.