Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В работе представлены результаты анализа 389 социологических публикаций (монографии, статьи) в различных странах мира за период более ста лет (1868–2009)




В работе представлены результаты анализа 389 социологических публикаций (монографии, статьи) в различных странах мира за период более ста лет (1868–2009), рассматривающих социологию архитекту­ры ХХ века. Целью исследования было изучение ее ди­намики становления.

Необходимо отметить, что в России социология архитектуры в настоящее время отсутствует, хотя к от­дельным ее положениям обращались сами архитекто­ры, особенно в годы советского авангарда. Ими были получены новые результаты, которые не в полной мере были использованы на практике.

Проведенный анализ позволил выявить целый ряд тенденций развития социологии архитектуры.

Первое, что необходимо отметить, – социология архитектуры повторила в своем развитии путь становле­ния теории социологии в целом. При этом долгое время архитектура не была предметом исследования социоло­гии и в работах классиков присутствовала в имплицит­ной форме, затем, во второй половине ХХ века, поя­вились отдельные теории, и только в начале ХХI века социология архитектуры стала институализироваться как специальная социологическая теория.

Классическая социология первой половины ХХ века высказывала лишь отдельные идеи о связи архи­тектуры и общества. Имплицитно рассуждения об архи­тектуре присутствовали в работах Г. Спенсера, Э. Дюрк­гейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Манхейма, Н. Элиаса, В. Беньямина. Наибольший вклад в развитие социоло­гии архитектуры (среди изученных нами работ) внесли исследования представителей немецкой социологии. Многие последующие исследователи отмечают особый вклад в развитие социологии архитектуры Г. Зиммеля.

Например, это отмечают и представители немецкой школы социологии архитектуры. А американская школа базируется на теории символического интеракциониз­ма, на формирование которого в рамках Чикагской шко­лы работы Г. Зиммеля также оказали большое влияние. Как отдельное направление, социологию архитектуры впервые стал рассматривать Питирим Сорокин в рабо­те, посвященной социальной и культурной динамике. Теоретическое построение Питирима Сорокина стало одной из немногих цельных концепций социологии архитектуры ХХ века. Если рассматривать ее с точки зрения модели уровней социального анализа, предло­женной Дж. Ритцером, социология архитектуры П. Со­рокина, безусловно, может быть отнесена к парадигме социального факта и занимать макросубъективный и объективный уровни социального анализа.

Во второй половине ХХ века архитектура рассмат­ривается отдельными теориями – такими как семиоло­гия, постструктурализм и постмодернизм. Подробное исследований архитектуры с точки зрения семиологии выполнил Эко Умберто. Наиболее цельную концепцию социологии архитектуры в рамках постструктурализма представил Мишель Фуко. В рамках экспериментальной социологии архитектуры Гая Энкерля предпринима­лись попытки очистить ее от субъективизма через ис­пользование математики и физики для изучения архи­тектурного пространства как мультисенсорной среды. Много внимания тенденциям развития архитектуры постмодерна уделил Жан Бодрийяр. Архитектура пост­модерна включена в анализ общества пространства по­токов Мануэля Кастельса.

В последнее десятилетие ХХ – в начале ХХI века появились отдельные школы социологии архитектуры.

Немецкая школа во главе с Й. Фишером и Х. Делитц рассматривает архитектуру с точки зрения философ­

ской антропологии. Архитектура при этом считается «сложным средством коммуникации» общества, кото­рое, благодаря своей «материальности», неустранимо­сти и вездесущности, не может быть адекватно передано через текст, картину или музыку, но помогает человеку реализовать его сущность «эксцентричной позицио­нальности». Й. Фишер считает архитектуру основным средством коммуникации общества, так как субъекты, живущие в городе, поддерживают коммуникации друг с другом при помощи застроенного жизненного про­странства. Архитектура не просто воспроизводит соци­альную среду, но и формирует ее благодаря своей матери­альности и наглядности. Архитектура при этом подходе считается социально эффективной, так как в силу своей материальности действует в течение длительного вре­мени, стимулируя определенные образцы поведения, манеру смотреть и держать корпус, особую манеру взаи­модействия. Х. Делитц рассматривает архитектуру как «средство социальной среды», раскрывая новую онто­логию социальной среды: действующее лицо и артефакт больше не находятся в отношении субъект–объект, где оба являются актантами в системе человеческих и нече­ловеческих, органических и неорганических тел. В рам­ках немецкой школы социологии архитектуры предпри­нята попытка собрать исследователей, использующих многие социологические подходы, вместе1. Так, кроме философской антропологии проводятся исследования с точки зрения социальной морфологии (Маркус Шрё­ер), с точки зрения фигуративной социологии (Норберт Элиас – Герберт Шуберт), с точки зрения социологии, феноменологии и герменевтики (Ахим Хан), с точки зрения институционного анализа (Маркус Даусс – Карл­

Fischer, Joachim/Delitz, Heike (Hg.): Die Architektur der Gesellschaft. Theorien für die Architektursoziologie. – Bielefeld, 2009.

Зигберг Реберг), с точки зрения теории историческо­го и социологического восприятия (Гидион З., Бенья­мин В., Кракауер З. – Детлев Шеткер), с точки зрения теорий систем и форм (Николас Луман – Дирк Беккер), с точки зрения анализа дискурса (Мишель Фуко – Ште­фан Мейснер), с точки зрения гендерных исследований (Сузанна Франк), с точки зрения культурных исследова­ний (Удо Гетлих), с точки зрения теории (теорий) соци­ального неравенства (Пьер Бурдье – Йенс С. Дангшат), с точки зрения теории структуризации (Мартина Лев). Несмотря на обилие различных подходов, это не при­водит к их интеграции. Различные подходы существуют отдельно, рассматривая и изучая различные аспекты со­циологии архитектуры.

Американская школа, представленная Р. Смитом и В. Бани, анализирует архитектуру с позиций тради­ционного для американской социологии символиче­ского интеракционизма. Рональд Смит и Валери Бани, анализируя архитектуру и используя символический интеракционизм, считают его одной из важнейших со­циологических теорий, способной помочь в объясне­нии фундаментальных взаимосвязей архитектуры с че­ловеческими мыслями, эмоциями и поведением по трем направлениям: демонстрируя эту связь, показывая меха­низм влияния архитектуры и ее активность в процессе взаимодействия. Авторы отмечают, что архитектура – это мы сами, ведь она не только отражает наши мысли, но и оказывает на них определенное влияние.

Вторая тенденция социологии архитектуры – ее мультипарадигмальность – также соответствует тен­денциям развития социологии в целом. С точки зрения модели уровней социального анализа Дж. Ритцера2,

Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. – СПб.: Пи­тер, 2002. – C. 581.

социологические теории, рассматривающие архитек­туру, распределяются по всем уровням микро–макро и объективно–субъективного континиумов. Дж. Рит­цер, представляя свою модель, сам предлагал избегать простого отождествления теории или теоретика с кон­кретными уровнями социального анализа, т.к. это ча­сто приводит к нарушению целостности и внутренней согласованности рассматриваемой теории. Можно го­ворить об относительных тенденциях и склонностях авторов по концентрации внимания на определенных уровнях социального анализа. Анализ теорий, рассмат­ривающих социологию архитектуры, осложняется еще и тем, что независимо от конкретной рассматриваемой концепции при социологическом изучении архитек­туры, в силу ее реальности, как правило, присутствует мультипарадигмальность.

На протяжении почти всей истории социоло­гии архитектуры, в большинстве случаев, теории, ее изучающие, относились к двум из трех предлагаемых Дж. Ритцером парадигмам: социального факта и соци­ального определения с некоторым преобладанием пер­вой. По мере развития к социологии архитектуры все больше обращались теории, относящиеся к парадигме социального определения и социального поведения. Так, например, если социология Э. Дюркгейма и социо­логия архитектуры Питирима Сорокина, безусловно, относятся к парадигме социального факта и занимают макро-уровни социального анализа, фигурационная со­циология Н. Элиаса интегрирует микросубъективный и макрообъективный уровни, а философская антропо­логия Й. Фишера и Х. Делитц сочетает парадигму со­циального факта и социального поведения, включая макро- и микрообъективные уровни анализа. Символи­ческий интеракционизм Р. Смита и В. Бани, рассмат­ривая микросубъективность и микрообъективность, до­

стигают при этом и макро-уровни социального анализа. Дж. Ритцер в своей модели относит архитектуру к мак­рообъективному уровню социального анализа.

Такая разница в подходах объясняется многран­ностью самого предмета исследования – архитектуры. Архитектура, например, может быть рассмотрена с по­зиций общей истории цивилизации, народов и стран. И это – макро-уровень социального анализа. Связь кон­кретных архитектурных сооружений с мыслями и дей­ствиями людей – это другой уровень социального анали­за. Условия, которые создает архитектура для человека с учетом ограниченного ею пространства в качестве ис­кусственной естественности – следующий уровень со­циального анализа. И, наконец, влияние архитектуры на глубинные пласты психологического сознания лич­ности, на индивидуальное и коллективное бессознатель­ное также должно являться предметом анализа архитек­туры как сложного социального явления. Необходимо продолжить изучение и поиск языка архитектуры как сложного средства коммуникации общества с использо­ванием лингвистики, экзистенциальной феноменологии и герменевтики. Особый интерес представляют исследо­вания о связях социологии архитектуры с математикой, физикой, пространством и временем, антропоморфны­ми проявлениями и гармоническими характеристиками биологических основ жизни.

В целом, четырехуровневая модель Дж. Ритцера применима к изучению теорий социологии архитекту­ры. Однако проведенный анализ показывает, что три со­циологические парадигмы не могут полностью описать архитектонические явления. Важное значение имеет микросубъективный уровень социального анализа, пред­ставленный, например, аналитической психологией Г. Юнга и его учением об архетипах. Поскольку коллек­тивное бессознательное через архетипы влияет на со­

знание архитектора в процессе проектирования и строи­тельства здания, это важно как для понимания замысла архитектора, так и для дальнейшего обратного влияния архитектуры на сознание людей в процессе их жизнедея­тельности. Т.е. для более полного анализа архитектуры необходимо использовать данные психологии.

Третья тенденция раскрывается в осознании места социологии архитектуры по сравнению с социологией города. Представители немецкой школы социологии ар­хитектуры отмечают, что социология города в Германии начала бурно развиваться после 1945 года. А в противовес ей появились ростки социологии архитектуры. Основ­ное их отличие заключается в том, что социология горо­да с момента его основания рассматривала город «не как артефакт», а как «эмоциональное состояние» общества. Основная тема социологии города состояла и состоит в изучение проблемы социальной дифференциации, изоляции, «сегрегации» в крупных городах. Социология архитектуры же анализирует конкретные архитектони­ческие феномены, принимая во внимание особенности общества. Основной интерес социологии архитектуры со­стоит не в социальных аспектах, представленных в горо­де, а скорее, в социально активном, построенном образе городов, деревень, культурных ландшафтов – т.е. в образе общества, имеющем при этом непосредственное отно­шение к социальному взаимодействию. (В современных обществах количество взаимодействий за пределами за­строенного окружающего пространства сокращается с каждым днем, в отличие от несовременных обществ, например, кочевников). На макросоциологическом уров­не архитектура придает обществу – отношениям между поколениями, социальными классами и системами функ­ционирования – выразительность; она сообщает общест­венные различия и специфическое отношение к себе, к природе и социуму.

В целом урбанистика и социология города занима­

ют макросубъективный уровень анализа. Социология архитектуры при этом, если ее рассматривать как спе­циальную социологическую теорию в качестве дополне­ния социологии города, должна в этом случае занимать микрообъективный уровень социального анализа.

В отечественной традиции необходимо отметить исследования С.О. Хан-Магомедова, А.В. Иконникова, а также социологию города О.Н. Яницкого. С.О. Хан­Магомедов долгое время изучал архитектуру советского авангарда, проводя первичные исследования архивов архитекторов русского авангарда и, прежде всего, ви­зуальный ряд архитектурных форм. Поэтому, в опреде­ленном смысле, можно говорить об использовании и им методов визуальной социологии. В рамках своих исследований автор сделал предположение о создании второго, после античного, суперстиля на базе совет­ского авангарда, а также показал тесную связь развития архитектуры с социальными и политическими утопия­ми. Замена утопий прагматическим подходом, по его мнению, при Н.С. Хрущеве привела к пятидесятилет­нему застою в отечественной архитектуре. А.В. Икон­ников также отмечал важность связи архитектуры и утопий и также подтвердил архетипический характер архитектуры. При этом он разделял архитектурные ар­хетипы на антропоморфные и космогонические. Заслу­га О.Н. Яницкого – это становление и развитие отече­ственной социологии города.

В целом, несмотря на разницу в методологии, оте­чественный и западный подходы имеют общие недо­статки, связанные с природой современной социологии в целом и, прежде всего, с гуманитарной мультипарадиг­мальностью. Архитектура анализируется при помощи множества несводимых друг к другу, часто диаметраль­но противоположных теорий общества в зависимо­

сти от того, какие отношения выбираются в качестве основы социализации в качестве первичного явления (обмен, коммуникации, одобрение, конфликт). Следует отметить, что в рамках так называемого «визуального поворота» в социологии визуальные образы архитекту­ры могут быть предметом анализа визуальной социоло­гии. Но обладая всеми недостатками традиционной со­циологии, визуальная социология имеет ограниченные возможности изучения архитектуры и интерпретации результатов.

В основном, все вышерассмотренные подхо­ды отражают мультипарадигмальность классической и современной социологических теорий, носят, за­частую, описательный характер, часто апеллируют к общеизвестным, банальным истинам, не направлены на решение каких-либо теоретических или социальных проблем и, в целом, относятся к гуманитарной пара­дигме, которая не предназначена для точного, объек­тивного знания. Многие теории относятся к так назы­ваемым «литературным теориям» с использованием неоперацио нальных понятий, нечетких, неопределен­ных терминов, строгий анализ которых отсутствует. Многие положения тривиальны, а часть их не соответ­ствует действительности или требует проверки. Напри­мер, это касается утверждения о том, что архитектура советского авангарда – второй интернациональный су­перстиль, а не быстротечный «изм» (кубо-футуризм). Многие работы сделаны в рамках социальной филосо­фии и далеки от научных и практических задач научной теоретической деятельности. Соответственно, можно считать большинство приведенных работ, затрагиваю­щих вопросы социологии архитектуры, безотноситель­но к их истинности, преимущественно набором идей.

Архитектура (отдельные архитектурные соору­жения, ансамбли, стили архитектуры, социокультур­

ные смыслы и символы архитектурных сооружений) является социальной системой и может быть изучена с помощью системной социологии на основе матема­тической, компьютационной, социально-инженерной и естественнонаучной методологических парадигм си­стемной социологии. В соответствии с принципом си­стемности архитектура, как объект системного анализа, есть результат взаимодействия архитектуры и общества и всех их элементов, иерархических уровней и подси­стем, окружающей среды, идеологических установок, прошлых состояний социума и ожидаемого будущего [389–392], что позволяет интегрировать все теории и уровни социального анализа социологии архитектуры в рамках общего подхода. В будущем, вероятно, социо­логия архитектуры может стать дополнением социоло­гии городского и регионального развития, а вместе с со­циологией города – частью урбанистики (Urban Science) раздела системной социологии. Системная социология, в свою очередь, является разделом System Science (науки о системах)3.

С использованием всех парадигм системной социо­логии можно было бы расширить возможности «гумани­тарной» социологии архитектуры при получении ре­зультатов, выявлении фундаментальных объективных законов и субъективных закономерностей, содержа­тельной оценке изучаемых явлений, разработке управ­ленческих рекомендаций.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 700 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2263 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.