Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отечественная социология города и архитектура в работах О. Яницкого, Л. Когана и других




 

Отечественная школа социологии города, воссоз­данная в 1960-е при участии архитекторов О.Н. Яниц­кого [53–61] и Л.Б. Когана [62–66], также находится в русле общей традиции и не рассматривает архитектур­ные объекты как существенные для социологического анализа. По О.Н. Яницкому, социология города изучает процесс урбанизации. «Имея своим предметом форми­рование и распространение городских отношений и го­родского образа жизни во всем обществе, социология города, по существу, занималась изучением процессов модернизации в СССР и России» [60. – С. 175]. По мне­нию О.Н. Яницкого, развитие социологии города в со­ветский период ограничивалось такими социальными вопросами как преодоление противоположности между городом и деревней, эмансипация женщин, обобщест­вление быта и социалистическое расселение, находясь в плену социальных утопий о построении «идеально­го поселения» [60. – С. 175]. Датой официального вос­создания социологии города в России можно считать организацию при советской социологической ассоциа­ции исследовательского комитета социальных проблем градостроительства под председательством О.Н. Яниц­кого, просуществовавшего до развала СССР [60. c. 176]. Но нельзя сказать, что это было новым рождением дис­циплины – скорее, это организационное ее оформление как социологии города – одной из наиболее разрабо­танных отраслей социологии в мире и в нашей стране. Ее развитие в России, как и везде, опиралось на работы М. Вебера, Г. Зиммеля и др. и находилось в свое время под сильным впечатлением от «города-сада» Эбинизера

Говарда. Социология города была развита работой одной из самых сильных первых социологических групп – зем­ской статистики – с ее «изустными опросами» в рамках санитарно-гигиенических обследований и дополнитель­но усилена социальной активностью архитекторов со­ветского авангарда в процессе дискуссий о социалистиче­ском расселении (подробнее см. выше) [60. – С. 177, 178]. По подсчетам О. Яницкого, за период с 1969 по 1989 год в области социологии города (урбаносоциологии) были изданы более 150 специальных и еще 150 междисципли­нарных монографий и сборников. Среди них О.Н. Яниц­кий выделяет таких авторов как Ахиезер А.С. [374; 375], Глазычев В.Л. [67], Межевич М.Н. [376; 377], Гра­дов Г.А. [378], Дридзе Т.М. [379], Платонов Г.Д. [380], Пчелинцев О.С. [381; 382], Рукавишников В.О. [383], Трущенко О. [384] и др. Сейчас это достаточно развитая область социологии. Подробный анализ развития соци­ологии города в нашей стране, роль и места различных авторов 20–30-х годов и далее от 60-х до 90-х годов про­шлого века сделан О. Яницким [60. – С. 175–185]. Среди авторов, сыгравших роль в становлении дисциплины в 1920–1930-х годах, О.Н. Яницкий отмечает П.Г. Мижуе­ва [385], Н.П. Анциферова [386], Н.А. Милютина [210; 221], Л. Сабсовича [228], М. Охитовича [209; 229]. Для того, чтобы представить современное состояние отрас­ли и проблематику ее исследований, достаточно изучить материалы секции социологии города и регионального развития на III Всероссийском социологическом кон­грессе (2008) под руководством Е.М. Акимкина [387]. Ли­деры социологии города, такие как О. Яницкий и Л. Ко­ган, рассматривают город в настоящее время в качестве элемента глобальных цивилизационных процессов. Так, О.Н. Яницкий, выступая на Пленуме Общественной палаты РФ в мае 2008 года, выделил три пространства модернизации России: экологическое, информацион­

ное и социотехническое. Под последним он понимает город со всеми его ресурсами. При этом ключевой про­блемой современности, нового передела мира он счита­ет разработанное в рамках теории Мануэля Кастельса противоречие между глобальными универсальными про­странствами потоков (денег, товаров, ресурсов, людей, информации) и разнообразием пространства мест. «Ши­зофрения» пространства потоков и пространства мест зключается в том, что повсеместно «побеждает» глоба­лизация [61]. Л.Б. Коган в докладе на III Всероссийском социологическом конгрессе в 2008 году при анализе ди­намики перехода социологии города к урбанологии как области знаний, изучающей процесс урбанизации, от­мечает усиление давления провинции на крупные горо­да, совпадающее с общемировым давлением периферии в процессе урбанизации. Коган подчеркивает особую опасность этого «в процессе повышения универсально­сти урбанизации как сердцевины глобализации» [66].

В рамках городской социологии можно отметить, например, интересную работу О.Е. Трущенко о городской социальной сегрегации в Москве. Опираясь на концеп­ции символического капитала П. Бурдье и престижного адреса М. Пенсона и М. Пенсон-Шарло, она, на примере Москвы, детально проанализировала процессы ее тер­риториальной дифференциации и социальной сегрега­ции. Исследование показало, что городская социальная сегрегация в Москве – устойчивое явление, не зависящее от времени и социального строя. Противостояние Запа­да и Востока, а точнее – Юго-Запада и Юго-Востока, су­ществует в Москве с момента ее становления как города и до настоящего времени [384]. При этом у сегрегации есть обратная сторона, которая заключается в том, что районы с более низким символическим капиталом име­ют, в том числе, и менее престижную архитектуру. Очень упрощенно и с большими допущениями можно предполо­

жить при этом, что «серая архитектура» оказывает влия­ние на воспроизводство «серых людей» (менее гармонич­ных). Чтобы проверить это предположение, необходимы специальные масштабные исследования. Косвенно это может быть подтверждено результатами многолетнего использования одного из методов имажинативной пси­хиатрии – кататимным переживанием образов (символ­драма) Ханскарла Лейнера. В символ-драме образ дома, здания является одним из основных мотивов, который переживается прежде всего как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома отраже­на структура, на которую человек проецирует себя, свои желания и пр. [388. – С. 74]. Влияние архитектуры на ста­новление и развитие человеческой личности и социаль­ной среды требует дальнейшего изучения.

Современные опыты в рамках социологии города, которые необходимо отметить, проходят, например, на базе факультета социологии СПбГУ. Так, в апреле 2009 года состоялась открытая лекция Оксаны Запоро­жец (доцент кафедры социологии и политологии Са­марского государственного университета; участник Лаборатории критического урбанизма Европейского гуманитарного факультета, Вильнюс) и Екатерины Лав­ринец (Вильнюсский технический университет; кура­тор выставок городской фотографии; лектор кафедры «Философия и политология» в Вильнюсском техниче­ском университете, Литва; участник Лаборатории кри­тического урбанизма при Европейском гуманитарном университете, Литва).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 981 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2362 - | 2170 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.