Обычным школьным упражнением является определение того слова, от которого образовано данное. Решая такую задачу, следует иметь в виду две опасности. Первая – не свести «выяснение словообразовательных отношений» к морфемному анализу (расчленению слова на приставку, корень и суффикс) или установлению корня слова в том случае, если он может без приставок и суффиксов представлять собою самостоятельное слово (с окончанием или без него).
При словообразовательном анализе необходимо найти самого близкого для данного слова «родственника», не любого – лишь бы был «родственником», однокоренным словом, – но именно самого близкого.
Прежде всего, словообразовательный анализ помогает установить морфный состав слова, найти для рассматриваемого слова – однокоренные. И то и другое, являясь, разумеется, побочным результатом словообразовательного анализа, помогает правильно применять правила орфографии. Ведь они, как известно, ориентированы на то, чтобы одинаковые морфемы, независимо от того, в каком слове и в какой позиции в слове они выступают, писались одинаково. Поэтому, для того чтобы применить, скажем, правило о правописании безударной гласной в корне или в суффиксе, во-первых, необходимо уметь выделить этот корень или суффикс, а во-вторых, поставить этот корень или суффикс в самые разнообразные позиции, добиваясь, в частности, и позиции под ударением, т. е. такой, где произношение совпадает с правописанием. Иными словами, словообразовательный анализ слова, в конечном счете, помогает применять орфографические правила.
Так вот, знание словообразовательных возможностей русского языка позволяет ясно представлять, в каких пределах и каким образом можно менять то или другое слово, если оно не удовлетворяет замыслу автора.
Словообразовательные средства приходят нам на помощь в тех случаях, когда мы, например, хотим охарактеризовать предмет по размеру (горшок – горшочек, рука – ручища), лицо – по полу (студент – студентка, проводник – проводница), а животного – по возрасту (олень – оленёнок, медведь – медвежонок). Или выразить свое отношение к предмету или лицу – положительное, сочувственное (Ванечка, платочек, дороженька) или отрицательное, пренебрежительное (городишко, Катька, начальничек).
Словообразовательные производные помогут нам точнее обозначить степень признака – больше она или меньше нормы (толстый – толстоватый – толстенный). Охарактеризовать действие по результативности (писал – написал), однократности (кричал – крикнул), интенсивности (кричал – раскричался) или, например, начинательности (кричал – закричал). И наоборот, если говорящий не хочет сообщать всех этих уточняющих, детализирующих сведений, он может сознательно выбрать непроизводное слово.
Строя текст, автор именно благодаря словообразовательным возможностям русского языка может сделать из глагола или прилагательного существительное (бегать – бег, синий – синева) и ставить его в предложении на такие роли, подлежащего или дополнения, например, какие может выполнять только существительное.
Пользуясь производным словом для обозначения любого феномена внешней действительности, говорящий или пишущий как бы сохраняет «идейную» связь между разными феноменами. Ср., например: моряк (от море) и непроизводное матрос; связанные между собою отношениями производное коса – косить, утюг – утюжить и несвязанные топор – рубить, утюг – гладить и т. п.
Именно в сознательном использовании всех этих возможностей и состоит цель изучения словообразовательной системы русского языка.
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. -М., 1993.
С.И. Львова