Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности полифонии в ХХ в




После господства классической функциональной системы (ТСД) и радикальной смены гармонического языка полифония снова занимает ведущие позиции.

С.И.Танеев возвестил ХХ век как век полифонии. Он написал «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906), «Учение о каноне» (90-е – 1915).

Конструктивный потенциал полифонических средств оказался востребованным в связи с разрушением функциональных связей в гармонии.

Неоклассицизм – обращение к старинным жанрам и формам в системе современного языка. Его величайшие представители - Стравинский, Хиндемит.

Появление обновленных полифонических форм:

Фуга. Тональный план (при разных звуковысотных системах) и интервалы вступления голосов становятся свободными. Таковы циклы Прелюдий и фуг Хиндемита, Шостаковича, Щедрина.

Композиции усложняются. Возникают двойные и тройные фуги с многоэтажными стретто. (Вторая часть Симфонии псалмов Стравинского, Первая часть музыки для струнных, ударных и челесты Бартока).

Также двойные каноны с ракоходами и другими преобразованиями.

Формы бассо остинато – Хиндемит, Стравинский, Шостакович, Щедрин, Прокофьев (например, пьеса «Наваждение»).

 

Магистральные пути развития гармонического языка в ХХ веке связаны с двумя явлениями

– усложнением ладогармонических структур и

тотальной хроматизацией.

Первое характеризует Неомодальность

– возвращение к старинным ладам и создание особых ладов (Белая фуга До мажор Шостаковича), в частности, симметричных (Мессиан),

- возможности одновременного использования разных ладов в разных голосах (полимелодическая фактура, ладовая автономия голосов).

Тяготение к различным «поли» - полифункциональность, полиладовость, политональность, полиритмия, полижанровость, полистилистика – типично для музыки ХХ века. Различные «поли» реализуются тематическим, фактурным, тембровым контрастом, образуя нередко, так называемую, полифонию слоев (например, в «Русских сказках» Н.Сидельникова «Высоко на небе журавли летят»). Они многократно усиливают самостоятельность полифонических голосов в полифонии (ладотональный и тембровый контраст в фуге «Симфонии псалмов» Стравинского).

 

Второе – додекафония и серия

Тотальная хроматизация привела к атональности. Додекафония возникла как особая организация двенадцатитоновой системы.

Серия – индивидуально избранная последовательность 12-ти (или менее) неповторяющихся звуков, характеризующаяся определенными интонационными особенностями. Она - основа сочинения

Серии бывают тональные и атональные, симметричные и асимметричные.. Серийная техника композиции обращается к контрапунктическим приемам Строгого письма. Четыре основных формы серии: прима, инверсия, ракоход, ракоходная инверсия. Производные формы серии: пермутация, ротация, интерполяция. Основные способы изложения серии: горизонтальный, вертикальный, смешанный. Приемы развития додекафонных структур - фактурный, ритмический, интонационный, гармонический.

 

Г.С. Алфеевская

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1151 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2524 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.