Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виды имитации




Простаяканоническая

Реальная (точная) конечная бесконечная

Тональная

Преобразованная простой симметричные несимметричные

Ритмическая канон бесконечные каноны и

Свободная канонические секвенции

 

Канон – последовательная непрерывная имитация одного голоса другим (другими), имитация такт за тактом.

Метод сочинения канона такт за тактом

Бесконечный канон -

Канон, в котором тема постоянно возвращается к своему началу.

Каноническая секвенция – канон, в котором тема возвращается каждый раз на новой высоте

В симметричном каноне или каноне первого разряда (также в соответствующей канонической секвенции) ВРЕМЯ от вступления темы в исходном голосе до её повторения имитирующим голосом РАВНО ВРЕМЕНИ от начала проведения темы имитирующим голосом до её возврата в исходном голосе.

В несимметричном каноне или каноне второго разряда (также в соответствующей канонической секвенции) ВРЕМЯ от вступления темы в исходном голосе до её повторения имитирующим голосом МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ от начала проведения темы имитирующим голосом до её возврата в исходном голосе.

Метод сочинения симметричного бесконечного канона (первого разряда). Применение вертикально-подвижного контрапункта.

Метод сочинения канонической секвенции первого разряда:

При параллельном движении восхождение или нисхождение нередко соответствует направлению мотива.

Метод сочинения бесконечного канона второго разряда. Применение горизонтально-подвижного контрапункта: основной голос записывается дважды, второй голос сочиняется так, чтобы сочетаться с ним при вступлении в его разных точках; при этом верхний голос может корректироваться, но обязательно в обоих вариантах.

 

Правила тонального ответа:

1)если в начале темы есть У ступень, то в ответе она становится не 11, а 1.

2)если тема модулирует в доминанту, то в ответе тема (во второй части) опус кается на секунду и возвращается в тонику.

3)Если в начале темы есть У ступень и она модулирует в доминанту, то Ответ целиком опускается на секунду ниже (в субдоминанту) и приходит к тонике.

 

Сочинение канона

Простой канон (двухголосный) сочиняется такт за тактом. Тема исходного голоса после проведения переносится в имитирующий, а в исходном голосе сочиняется противосложение, которое затем переносится в имитирующий голос. И так далее.

Бесконечный канон

Симметричный

Тема исходного голоса переносится в имитирующий, а в исходном сочиняется противосложение. Далее тема возвращается в исходном голосе, а написанное противосложение переносится в имитирующий. Возникает вертикально-подвижной контрапункт.

При сочинении канонической секвенции тема с противосложением каждый раз возвращается на новой высоте.

Несимметричный канон и канонические секвенции второго разряда.

Несимметричный канон включает горизонтально-подвижной контрапункт

АВСДА

–АВСДА

АВС сочиняются такт за тактом, а

Д сочиняется такое, чтобы оно хорошо сочеталось и с С, и с А.

Свободный стиль.

 

Смена строгого стиля определяется утверждением функциональной гармонии в качестве глубинной основы музыки.

Функциональная гармония диктует следующее

- Отказ от натуральных ладов и создание темперированного строя.

- Мажор, минор и их унификация (гармонические разновидности разнятся на один звук – терцовый тон) приводит к использованию уменьшенных и увеличенных интервалов.

- Каждый фрагмент мелодии и каждое созвучие очерчивает определенную гармоническую функцию (через них она проявляется). Мелодические обороты и созвучия подчиняются функциональной последовательности ТСДТ или ТДТ.

Одноголосие тоже привязано к гармонии: мы подбираем гармонизацию мелодии, потому что мелодия её подразумевает.

- Возможны отклонения и модуляции, которые подчиняются следующему тональному плану: Т – Д (близкий отход), С (более далекая субдоминантовая сфера), обычно быстрое возвращение в Т.

- Отклонения и модуляции подразумевают хроматику. Возможны хроматические ходы.

- Свободное использование скачков в мелодии

- Использование различных видов фигураций.

- Смена гармонических функций диктует метр. (Разрешение на сильную и относительно-сильную долю, каданс – провозглашение тональности – на сильную.)

- Гармония структурирует музыкальную форму – закономерность чередования функций, включение отклонений, переходы в другие тональности требуют цезур и каденций.

- Тема обретает жанр: хорал, гимн, медитативная ария, ораторская риторика, танцевальность, моторика (в духе «перпетуум мобиле»). Отсюда разнообразие темпа, метра и ритма, фактуры.

Что из строгого стиля перешло в свободный

-Все приемы полифонического развития, утвержденные в строгом стиле, продолжают действовать – перестановка голосов относительно друг друга (вертикально- и горизонтально-подвижные контрапункты) и преобразования самих голосов.

- Правила пользования несовершенными консонансами, их преобладание и возможность удлинить параллельное движение.

- Правила пользования совершенными консонансами, их ограниченное использование. Запрет на параллельные и скрытые совершенные консонансы.

- Диссонанс обычно употребляется в окружении консонансов

- Разрешение диссонансов – септима любого аккорда разрешается только вниз.

- Использование неаккордовых звуков

 

Виды неаккордовых звуков

- с повторением звука приготовленное задержание. Новое – предъем.

- при поступенном движении – а) – проходящие, б) - вспомогательные

- новое – скачковые задержания и вспомогательные

 

ВСЕ неаккордовые звуки на сильных долях – разновидности задержания.

ВСЕ неаккордовые звуки на слабых долях – проходящие и вспомогательные

Все они могут быть диатоническими и – в новое время - хроматическими

Все могут быть в одном или нескольких голосах.

Общее правило использования неаккордовых звуков – нельзя делать неаккордовый звук к занятому звуку.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1617 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.