Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Полифония Средневековья (1Х-Х1Увв.)




В трактатах Х1У века есть образцы полифонии1Х века. Фактически полифония возникла раньше

Полифония Средневековья – гетерофония.

Гетерофония (другой звук) – древнейший склад многоголосия, промежуточный между монодическим и полифоническим, переходный – от простейшего органума до подголосочной и контрастной полифонии.

Гетерофония - одновременное звучание вариантов одной мелодии без функционального различения голосов, господство импровизационного начала, преобладание прямого (часто параллельного) движения обычно в узком диапазоне с перекрещиваниями*. Очертания мелодии угадываются в совокупности линий.

Чаще эпизодическое отклонение от унисона, реже многоголосие от начала до конца.

*Движение бывает прямое (частный, но частый случай – параллельное), косвенное, противоположное.

Подголосочная полифония - форма развитой гетерофонии, характерная для русского народно-песенного многоголосия (а также для украинского, белорусского). Она отличается синхронным произнесением слогов в вокальных образцах.

 

Органум (инструмент) - ранние виды европейского многоголосия

Простейший органум – параллельный: верхний голос - мелодия хорала (кантус фирмус) дублируется в квинту или в кварту (1Х-Хвв.).

11-12 вв.-наряду с прямым используется противоположное и косвенное движение голосов. При моноритме это тяготеет к вариантам подголосочной полифонии.

12в. Ранняя контрастная полифония, мелизматический органум - на один звук хорала (кантус фирмус) в нижнем голосе приходится несколько звуков контрапункта.

Среди композиторов-анонимов Перотин (конец12 – перв.пол.13) – метризованный органум: верхние 2-3-4 голоса используют ритмические модусы и контрапунктируют нижнему хоралу

12-13 век – мелизматический органум, мотет

Вершина гетерофонии – вокальный или вокально-инструментальный жанр - мотет Х111 и мотет Х1У в.

Мотет отличался тропированием – мелодическими и словесными вставками. Основной напев с литургическим текстом (хорал) в теноре. В других голосах текст может быть вообще другой – светский и не на латинском, а на родном языке. Мотет – сочетание контрастных мелодий (хорала и песен) с разными текстами и даже на разных языках. Это встречается у Пиротина.

Новый мотет (Х1У в.) – изоритмический – в теноре проходит повторяющаяся ритмическая фигура, которая обеспечивает единство сочинения. Пан изоритмия – своя остинатная ритмическая фигура в каждом голосе. Это встречается и в современной музыке. Среди авторов - композиторы Филипп де Витри, Гийом де Машо.

Итог: ритмический контраст, остинато, имитация (канон). Светские жанры – мадригал, качча (охота) в форме канона, рондо. Голоса свободно озвучивались певцами и (или) теми инструментами, которые были в наличии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1855 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2289 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.