Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подголосочная полифония




-основная форма русского народного многоголосия.

Подголосок – мелодико-ритмический вариант основного голоса.

В гетерофонии – импровизационное ответвление от унисона.

Гетерофония. Подголосочная полифония – разновидность гетерофонии характерная для русской народной, а также белорусской и украинской песенности. Песни только медленные и умеренные.

Общие закономерности:

- единый слоговой ансамбль, который определяет явление вариантности

- примат линеарности

- относительно свободное использование диссонансов (не обязательно разрешать) при очевидном преобладании консонансов.

- предпочтение прямого движения с возможным перекрещиванием.

- свободное включение и выключение голосов

- исход из унисона и сход в него в каденции

- подготовка и заполнение скачка поступенным движением противоположного направления

 

1.Ладовая основа

Натуральные лады. Возможны фригийская секунда и дорийская секста в миноре. При движении мелодии вверх к тонике У1 и У11 ступени повышаются, а вниз – понижаются, что соответствуют верхнему тетрахорду мелодического минора и мажора (при скачке или поступенном движении к У11 ступени она должна быть низкой).

Хроматизм возможен только «вразбивку» – на расстоянии.

Возможно глиссандирование.

 

2.Мелодика.

Преобладание поступенности, принцип скачка, его подготовки и заполнения, Скачки предпочительно верх. Вверх: на 3, 5, 4, малые 6 и 7, на 8. Вниз: на

3, 5.

3. Ритмика и подтекстовка.

Преобладающие жанры – протяжная песня, лирическая, свадебная, медленная хороводная. Возможен переменный размер. Возможен ритмический контраст между голосами. Обязателен единый слоговой ансамбль даже в случае. Если в каких-либо из голосов слог распевается.

4.Многоголосие

Начало и конец песни и ее достаточно завершенных фрагментов – унисоны.

Опорные звуки обычно в нижней части диапазона.

Количество голосов постоянно меняется от одного до трех, редко больше. При подъеме вверх - расслоение голосов, при сходе вниз – слияние.

Предпочтительно прямое движение голосов – параллельное (3,6, редко 5,4, даже 2) или с переменными интервалами между голосами (Пример прямого непараллельного – золотой ход валторны).

Реже косвенное движение (распевание слога на фоне выдержанного звука) или противоположное.

На опорных звуках обычно консонанс.

Тритон – только в крайнем случае ум.5.

Трехголосие

Наиболее распространенная форма: два верхних параллельно, нижний самостоятельный, гармонический. Возможно два нижних по кр.мере ритмически вместе, а верхний – распевает слоги.

Количество голосов может меняться: то1, то 2, то 3 - сходятся и расходятся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2300 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.