Фуга - высшая полифоническая форма, которую характеризуют:
- проведения темы по всем голосам в основной и доминантовой тональностях,
- проведения темы в родственных тональностях и возвращение в исходную,
- наличие внетематических построений (интермедий),
- применение сложного контрапункта, различных приемов полифонического развития.
Членение и текучесть формы:
- тональный план более всего определяет формы - трехчастные, двухчастные и рондообоазные фуги;
- интермедии, их связующая и членящая функции:
- каденции, их соответствие и несоответствие членению формы на основе тонального плана.
Экспозиция
Тональное содержание экспозиции тонико-доминантовые отношения.
Минимальное количество проведений темы в экспозиции соответствует количеству голосов в фуге (тема должна пройти в каждом из них).
Возможны дополнительные проведения темы.
Если количество дополни тельных проведений также соответствует количеству голосов в фуге, то эти проведения образуют контрэкспозицию. Так возникает двойная экспозиция.
При дополнительном проведении темы в том же голосе нередко её тональное обновление – доминантовая тональность вместо тонической и наоборот.
Ответ реальный и тональный.
Реальный ответ - точное транспонирование темы в доминанту.
Тональный ответ (частый случай) - 11 ступень, соответствующая У ступени темы, заменяется в тональном ответе на 1 ступень.
Тема не модулирующая и модулирующая. Функция тонального ответа при модулирующей теме не дать уйти в тональность двойной доминанты (неродственную).
Противосложение (то, что звучит одновременно с темой) бывает:
неудержанное, частично удержанное, удержанное (сохраняемое при новых проведениях темы). Проявление вертикально-подвижного контрапункта при новом проведении темы с удержанным противосложением.
Интермедия – фрагмент фуги, в котором ни в одном из голосов не проходит тема (или ответ). Их связующая и членящая функции.
Возвратная интермедия в экспозиции - «мост» к возвращению темы в основной тональности после доминантового ответа.
Модулирующие интермедии нередко возникают между основными разделами Формы, чтобы перейти из тонико-доминантовой экспозиции в новую тональность разработки (развивающей части) и вернуться в основную тональность репризы.
Развивающая часть фуги
Она начинается появлением темы в новой тональности. Возможно совпадение окончания зкспозиции и каденции.
Модулирующие интермедии могут быть не только на гранях формы фуги, но и внутри разделов в связи с появлением новой тональности. Формы интермедий - простые или канонические секвенции. Чаще интермедии используют мотивы темы или противосложения, реже строятся на новом материале. Нередкое сходство интермедий между собой.
Приемы развития (варьирования).
Стретто – появление темы в имитирующем голосе до её окончания в исходном. Оно чаще всего встречается в разработке, может проходить в репризе и реже в экспозиции. Обычно стретто требует применения горизонтально-подвижного контрапункта.
Возможности преобразования темы (обращение, увеличение и др.), в том числе в стреттных проведениях.
Реприза или завершение развивающей части.
Реприза – возвращение тональности и темы. Масштаб репризы в сравнении с экспозицией обычно меньше, иногда с одним проведением темы. В репризе тема может проводиться стреттно и быть преобразованной (проходить в увеличении, даже в обращении). Возможно заключение или кода, где также возможно проведение темы.
Завершение развивающей части и фуги в целом характеризуется возвращением и утверждением главной тональности.
Анализ фуги.
Анализ фуги – ответы на данные выше вопросы к её анализу и, главное, обобщение, в котором формулируются все её особенности.
Фугированные формы
Фуга – бег, быстрое течение – высшая имитационно-контрапунктическая форма, которая содержит имитационное экспонирование темы и её дальнейшие проведения в разных голосах в различных контрапунктических и тонально-гармонических условиях.
Фугетта – уменьшительное от «фуга» - небольшая фуга. Несложные имитации, развивающий и завершающий разделы ограничиваются одним-двумя проведениями темы. Может быть самостоятельной пьесой или частью цикла (вариаций, например) в неполифоническом произведении.
Фугато – подобно фуге – раздел музыкальной формы в неполифоническом произведении близкий экспозиции фуги.
Ричеркар – поиск – упражнение для игры (этюд).Лучшие стали концертными пьесами. В них отрабатывались приемы полифонического развития, подготовившие фугу. Тональный план – тоника-доминанта. Интермедий нет.
Инвенция – находка, изобретение – небольшая 2-х – 3-х-голосная пьеса в двух- или трехчастной форме имитационного плана с чертами фуги.
Канон – правило, образец – полифоническая форма, основанная на технике последовательной имитации, при которой мелодии в каждом имитирующем голосе.
8. ПОЛИФОНИЯ в Х1Х и в ХХ вв. – ПОСЛЕ БАХА
Вторая половина ХУ111-Х1Хв. – ведущее значение гомофонно-гармонического склада. Используемые полифонические формы и фрагменты характеризует непоследовательность, внезапное появление и исчезновение того или иного вида полифонического изложения, неравноправие голосов.
Х1Х в. – обращение к внутреннему миру человека.
Песня, кантилена, мелодия как носительница лирического исповедального начала.
Динамическая функция гармонии с её кварто-квинтовыми связями стала отступать перед фоническим началом с присущим ему терцовым отношением тональностей, которое открыло красочное богатство мажоро-минорных гармонических систем.
Наблюдается бурное развитие фактуры, стремление придать её голосам интонационную выразительность. Фактура наполнилась поющими голосами, обогащающими основную мелодию и умножающими её выразительность. «Поющие» голоса фактуры вобрали в себя все виды полифонии.
Разные голоса фактуры получают разные функции – то удваивают мелодию, создавая ей подголосок, то имитируют её мотивы, то образуют контрастный голос. Это происходит в каждом сочинении по-своему. Однако есть композиторы, у которых фактура полифонизируется более активно. Таков, например, Чайковский с его постоянной тенденцией к симфонизации развития.
Подголосочная полифония возрождается как стилизация народного многоголосного пения в русских операх («Поселяне» из оперы «Князь Игорь» Бородина), песнях (песня Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»), романсах («Вокализ» Рахманинова).
Контрастная полифония нередко используется как реализация программности. Например, Фарандола в сюите «Арлезианка» Бизе, Сеча при Керженце из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. (Сходство с композицией двойной фуги с раздельными экспозициями)
И в Х1Х, и в ХХ веке собственно полифонические формы и главная из них фуга сохранялись в жанрах, связанных с духовной тематикой (фуги в «Иоанне Дамаскине» Танеева, в «Симфонии псалмов» Стравинского);
Фуга и фугато встречаются как части вариационного или сонатно-симфонического цикла (поздние сонаты Бетховена №№ 29, 32), как эпизод в разработке (Симфонии Мясковского, например №15).
Фуга и фугато как особая узнаваемая форма обрела программное значение
- «идея овладевает массами», как во Второй симфонии Шостаковича;
- образ «ученой музыки» с ироническим оттенком, как в увертюре и финале 2-го акта оперы Вагнера «Мейстерзингеры»;
- псевдозначимость изображаемого с сатирическим оттенком, как, например,
«Пусть узнают, что значит власть» в опере Римского-Корсакова «Майская ночь», хоровая фуга в оратории «Бюрократиада» Щедрина. (Также Финал в Фантастической симфонии Берлиоза, Мефистофель в Фауст-симфонии Листа).
- в изобразительной музыке, например, Метель в «Иване Сусанине» Глинки и «Анне Каренине» Щедрина.
Канон встречается в оперных дуэтах («Враги – враги» в опере «Евгений Онегин» Чайковского) и ансамблях (сцена похищения в опере «Руслан и Людмила» Глинки).