Преобладает контрастная полифония: к «кантусу фирмусу» пристраиваются голоса контрастные прежде всего в ритмическом отношении.
Полифония строгого стиля в основном хоровая, и её закономерности складывались в соответствии с возможностями, естественностью и удобством хорового пения.
Диапазоны голосов: сопрано = дискант – ре1 – фа2;
альт – ля м – до2;
тенор – ре м – соль1;
бас – Соль б – до1.
Мелодика.
1.Ладовая основа
Господствуют натуральные диатонические лады:
дорийский (У1 высокая)
Фригийский (11 низкая)
Лидийский – не употребляется (тритон)
Миксолидийский (У11 низкая)
Эолийский.
В каденциях во всех этих ладах У1 и У11 ступени могут быть высокими как в мелодическом миноре или мажоре. Хроматизм возможен только в разбивку.
2.Ритм
Темп обычно умеренно-медленный.
Размер 2 и 4, 3 и 6(реже) чаще целых и половин.
Длительности: бревис, целые, половины, реже четверти, редко восьмые. Возможны ноты с точками (кроме восьмых).
В каденции «белые» ноты, м.б., бревис.
Скачки – белые ноты; редко от четверти к белой или от белой к четверти.
Четверти подряд не более 6-ти, редко 8.
Нельзя начинать такт или относительно сильную долю с четвертей.
Можно, если это продолжение движения четвертями предыдущего такта, называемое пробегом.
(Или если последняя половина слигована).
Восьмые употребляются только по 2 на слабых долях в поступенном движении.
Связывание. Связываются (слиговываются) либо равные длительности, либо вторая вдвое короче. Нельзя связывать четверти. Это относится к междутактовым или внутритактовым связкам.
3.Мелодия=тема
Начинается скачком не более квинты (1-У, У-1,1-1 вверх) или поступенно всегда от 1. Заканчивается оборотом 11-1 или У11-1с плавным походом к ним. Предпоследний звук не короче половины.
В мелодии самый высокий звук и самый низкий берутся по одному разу.
Избегание секвенций – мотивных, фразовых, также ритмических.
4.Интервалика.
Господствует поступенность.
Возможные скачки: 3,4,5; 8 вверх, редко вниз; 6 м только вверх.
Чередование скачков и поступенного движения: поступенный ход, предваряющий скачок, скачок в противоположном направлении, его заполнение; схема)
Запрет тритона (дьявольский интервал).
Дополнительные правила скачка:
Скачок не более квинты либо с предварением в ту же сторону (предваряющий звук как вспомогательный),
Либо с продолжением в ту же сторону (верхний звук как вспомогательный)
Скачки подряд:
В разных направлениях не более 3-х (каждый последующий скачок меньше);
В одном направлении не более 2-х, если первый звук первого скачка и второй звук второго скачка не образуют диссонанс, (поэтому) нельзя делать скачки на одинаковые интервалы.