Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русские глазами американцев.




По их мнению, русские:

образованные, интеллектуальные, бедные, эмоциональные, страстные, религиозные, угнетённые, терпеливые, гордые, гостеприимные, трудолюбивые.

Русские, полагают американцы, выглядят:

серьёзными, грустными, свирепыми, угрожающими, голодными, несчастными, крупными (даже женщины), усталыми, испуганными, бледными, замёрзшими, суровыми, напряжёнными, подозрительными.

Русские, на американский взгляд, любят:

водку, жирную пищу, книги, американскую культуру, друзей, музыку, балет, искусство, культуру, войну, семью, холодную погоду.

Русские всегда, думают американцы:

носят сумки и авоськи, толкаются, хорошо выступают на Олимпийских играх, целуются в обе щёки, кричат, принимают жизнь такой, какова она есть, много работают, заботятся о своих семьях, хотят быть в центре внимания.

Ну и, по мнению американцев, русские никогда:

не веселятся, не носят обувь дома, не прекращают работать, не бывают оптимистичными, не ждут своей очереди, не строят планов на будущее, не улыбаются на улице, не совершают глупых поступков, не понимают американцев.

Не правда ли, интересно знать, как мы выглядим со стороны? Кое‑что вызывает протест, кое с чем приходится скрепя сердце согласиться, а иные вещи просто справедливы без оговорок.

Американцы считают нас образованными и интеллектуальными. Наша школа и в самом деле даёт неплохое образование, при всех её многочисленных недостатках. Выше уже отмечалось, что американский обыватель не слишком образован и тем более малоначитан, так что, когда он видит человека, который книжки читает, его уважение увеличивается. Хотя, надо признаться, читать мы тоже почти перестали, так что очень гордиться тут не стоит.

Американцы отмечают русскую религиозность, хотя число считающих себя верующими в Америке много больше, чем у нас. Там объявлять себя атеистом не принято, это, пожалуй, даже неприлично. Но роль религии в США, как, впрочем, и в других западных странах, сегодня очень невелика. У нас – выше, вот американцы это и заметили.

Особенно интересно, что и русские, и американцы отмечают друг у друга такую приятную черту, как гостеприимство. Оба наших народа и в самом деле любят принимать гостей, но происходит это очень по‑разному. Русским стоит порекомендовать учитывать эту разницу и помнить, что ваши американские друзья относятся к вам очень хорошо. Просто надо знать, например, что если американец спросит вас, голодны ли вы и вы, по русскому обычаю, застеснявшись, потупите глаза и робко скажете: «Спасибо, нет», ожидая, что он ещё пару раз задаст тот же вопрос, то быть вам в этот день голодному: ваш хозяин поймёт вас буквально и не будет пичкать вас едой, коли вы сыты.

Очень много в анкетах американцев указаний на усталый, несчастный, «замёрзший» вид русских. Русские, в их глазах, выглядят даже свирепыми и угрожающими! А всё объясняется общеизвестной разницей наших культур постоянной улыбчивостью американцев и совсем иным пониманием роли улыбки в России. Об этом в нашей книге есть особый раздел.

Русские глазами русских.

Что же мы думаем о самих себе?

Русские считают, что они:

простые, открытые, доверчивые, с широкой душой, слабовольные, отзывчивые, гостеприимные, щедрые, весёлые, ленивые, смекалистые, несобранные, терпеливые, умные.

По мнению русских, они выглядят:

добрыми, дружелюбными, умными, красивыми, весёлыми, простыми, озабоченными, открытыми, ранимыми, грустными, потерянными, загадочными.

Русские уверены, что они любят:

пить водку, разговаривать с друзьями, петь песни, есть, отдыхать, танцевать, мечтать, делать глупости, любят гостей, философию, политику, детей, дачи, праздники, мороз.

Русские, говорят они, всегда:

спорят, действуют не подумав, много едят, пьют, плачут, жалуются, ищут того, кто решит их проблемы, ищут глубины во всём, помогают друг другу, веселятся, страдают, всех прощают.

И кроме того, русские считают, что они никогда:

не сдаются, не предают друзей, не скрывают своих чувств, не думают о будущем, не считают деньги, не отказываются от выпивки, не надеются на себя, не умеют наслаждаться жизнью, не мстят, не будут такими, как американцы.

Попробуем расшифровать некоторые характеристики. Что такое «несобранность», в которой русские обвиняют сами себя? Учёные М.А. Поваляева и О.А. Рутер предлагают делить народы на моноактивные, полиактивные и реактивные. Моноактивные – это те, кто предпочитает сосредотачиваться на каком‑либо одном виде деятельности: если он принялся писать письмо или вести машину, он больше ни о чём думать не хочет. Таковы, например, пунктуальные немцы или американцы. В Америке на дорожном рекламном столбе можно встретить надпись: «Если вы одной рукой ведёте машину, а другой обнимаете девушку, знайте, что то и другое вы делаете плохо!»

Реактивные – это так называемые слушающие культуры, их представители предпочитают сперва молча выслушать другого, всё обдумать и только потом реагировать. Таковы финны, про которых шутят, мол, когда финна спрашивают, что он думает по этому поводу, он садится и начинает думать.

Русские же относятся к полиактивным культурам, в которых прекрасно можно делать множество дел одновременно. Русская студентка может на занятиях записывать лекцию, есть пирожок, посылать эсэмэску, болтать с подружкой справа и строить глазки соседу слева. И всё это в одно и то же время. Наполеон с Цезарем отдыхают.

Вот сокращённый список характерных черт носителя полиактивной культуры, отмеченных в упомянутой выше книге. Мне кажется, что все они, без исключения, свойственны русским.

Нетерпеливы. Словоохотливы. Любопытны. Общительны. Планируют деятельность только в общих чертах. Работают в любое время. Непунктуальны. Меняют планы. Эмоциональны. Используют связи. Ищут протекции. Обладают несдерживаемой жестикуляцией и мимикой. Часто перебивают собеседника.

Из некоторых подобных определений, мне кажется, можно вывести мнение ещё об одной русской черте: известной сентиментальности, далеко не обязательно ведущей к доброте и вежливости. Вам не приходилось видеть, как наши женщины, сидя в театре на какой‑нибудь слезливой мелодраме, прижимают к глазам мокрые от слёз платки, у них нет даже сил аплодировать игре актёров. Но когда становится ясно, что конец уже близок, они способны пробежаться по ногам сидящих с ними в одном ряду, чтобы поскорее занять очередь в гардероб. Создаётся впечатление, что жалостливая пьеса в их сердцах имеет мало общего с реальной жизнью, это всего лишь приятное развлечение, повод поплакать над чужой судьбой, не имеющей к ним ровно никакого отношения.

И сами русские, и американцы отмечают, что русские любят морозную погоду. А что? Пожалуй, так оно и есть.

Конечно, сорок градусов – это чересчур, но так, пятнадцать–восемнадцать – то, что надо! Русская зима – прекрасное время года, скажет вам почти каждый русский. Хотя по привычке мы зимой нетерпеливо ждём лета, а летом скучаем по крепкому морозцу, конькам, лыжам и зимнему заснеженному лесу.

Вот насчёт «не отказываются от выпивки» – это, увы, тоже правда. «Вася, ты меня уважаешь?» Если уважаешь, выпей со мной, иначе обижусь.

«Не умеем наслаждаться жизнью»? Наверно, нет, таки не умеем. Привыкли видеть вокруг сперва плохое, а потом уж хорошее, которое иной раз умудряемся не замечать. Как в споре, вместо того чтобы сперва найти точки соприкосновения, а потом уж обсуждать разногласия, так и в жизни вообще: сперва поморщимся, а уж потом, если время останется, нехотя признаём, что всё не так уж отвратительно.

«Русские не мстят». Некоторое преувеличение, но, если учесть русскую отходчивость, можно согласиться, пусть с оговорками. Много ли у нас сегодня русских, которые готовы мстить немцам за неисчислимые беды прошедшей войны с ними? Мы американцев, с которыми вместе воевали против немцев, не любим больше, чем недавних врагов. Про татар я уж не говорю: слава богу, живём веками вместе и зла ни на кого не держим. Хотя татарские националисты до сих пор простить нам не могут завоевания Казани Иваном Грозным и митингуют каждую годовщину этого события. Какое счастье, что их немного.

Русские не считают денег. Что есть, то есть. В стране, где всего много: и пространства, и воды, и лесов, и ископаемых, – не особенно жалко и денег, которых всё это стоит. Помнится, как Ельцин с телеэкрана разводил руками: и куда это делись четыре миллиарда? Чёрт его знает!

Правда, сейчас положение как будто начинает меняться. Но как же медленно.

«Русские много едят». Шутят, что у современной русской женщины две главные проблемы: где взять денег на еду и как похудеть? О чём русские думают меньше всего, это о диете. Мы не то что едим много, мы едим неправильно. Последнее время статистики говорят, что мы стали меньше есть хлеба и картофеля, главных виновников полноты. Уже хорошо, но недостаточно. Как отказаться от варенья? Вкусно ведь!

Новосибирская исследовательница русского национального сознания Е.А. Киселёва провела ассоциативный эксперимент со своими студентами. Правда, она исследовала реакции на слово «Россия», а не «русские», но если учесть, что эксперимент проводился в типично русском городе, разницей, думается, можно пренебречь.

Анализируя ответы своих респондентов, Е.А. Киселёва пришла к следующим выводам. По их мнению, Россия – это дом, где живут друзья, семья, что тут все свои, родные. Родина ассоциируется у них со словами «мама» и «матушка». Русские гордятся русской природой, на стимул «Россия» они дали слова: поля, просторы, природа, земля, лес, степь, красота, речка, тайга, берёза, горы и др. Тут же и осознание богатства наших природных ресурсов: нефть, газ. Так что в патриотичности русских сомневаться не приходится.

Но пожалуй, ещё более интересными являются ответы на стимул «Символы». Здесь преобладали реакции медведь и медведи на улицах. Конечно, здесь можно вспомнить о медведе – символе президентской партии «Единая Россия», но чаще всего, вероятно, подразумевался постоянный символ «русского медведя», неуклюжего, неповоротливого, но опасного и непредсказуемого, часто и охотно упоминаемого в нашей литературе и даже в политике. Причём главным образом в положительном смысле.

Что же касается образа медведей, гуляющих по улицам русских городов, то сегодня этот образ отражает скорее этакую ироническую самозащиту: вот, мол, иностранцы полагают, что у нас тут медведи шляются где попало, да и сами мы на медведей похожи. Ну и пусть так думают! Мы‑то знаем!

После медведей в группе реакций «Стимулы» новосибирцы выбрали, в частности, флаг, гимн, герб, двуглавый орёл, но также и масленица, валенки, матрёшка, ушанка, щи, бабушка. Самое неприятное – сюда вошли водка и пьянка.

Небезынтересен список великих личностей, которые возникли в сознании новосибирских студентов. Из политиков они вспомнили о Путине, Медведеве, Ленине, Сталине и Ельцине, из деятелей культуры – о Бродском, Есенине, Гоголе, Бабкиной, Кобзоне, Пушкине, группе «Любэ», из деятелей спорта – о Хиддинке, Овечкине, Павлюченко, Аршавине и других, из великих учёных на ум им пришёл прежде всего Менделеев, из полководцев – Жуков. Обратите, кстати, внимание на место бедного Пушкина – после Кобзона, но, слава богу, до группы «Любэ»! Известный лозунг «Пушкин – это наше всё», кажется, теряет актуальность.

А вот что дали сибиряки, когда их попросили назвать основные проблемы нашей страны. В первую очередь это оказалось царящее в стране беззаконие: беспредел, бюрократия, законы не работают, подкуп, коррупция, власть власти. Их волнует социальное неравенство и бедность: бедная страна, нестабильность, продажная пресса, олигархи, отстающая страна. Заметили? Продажность прессы упомянута в разделе «Проблемы». Сейчас всё чаще говорят о так называемой заказухе, когда журналистов натравливают на того или иного политика, хорошо оплачивая его усилия по дискредитации жертвы.

Патриотизм информантов Е.А. Киселёвой проявился в реакциях на стимул «Положительная оценка». Здесь студенты увидели такие русские черты, как любовь, будущее, свобода, гостеприимство, душа, духовность, добрые люди, развитие, перспективы, духовное пробуждение, никуда не уеду и др.

Как вам такие характеристики? Без сомнения, вы не со всеми из них согласитесь, во всяком случае, когда речь идёт о русских. Ну и правильно: вполне возможно, что вы лично совсем не такие, здесь ведь сплошные обобщения. Русские, как и американцы, да и любая другая нация, бывают всякие. Кроме того, многое зависит от интерпретации. Почему нам или американцам свойственны те или иные качества? О чём эти качества говорят, комплимент это или критика? С ходу и не ответишь…

 

ВОДА И КАМЕНЬ, СТИХИ И ПРОЗА, ЛЁД И ПЛАМЕНЬ…

 

«Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт», – писал Николай Бердяев в книге «Русская идея».

В католической церкви существует должность так называемого адвоката дьявола. Он нужен, когда решается вопрос о причислении того или иного персонажа к лику святых. Чтобы не ошибиться и не возвысить до такого высокого ранга человека недостойного, этот «адвокат» тщательно выискивал недостатки претендента, выносил на обсуждение все якобы присущие ему пороки. Ему возражали, приводя противоположные доводы и примеры. В результате устанавливалась истина.

Такой приём использовали и некоторые писатели и учёные, обсуждая характер русского народа. Вначале приводились положительные качества, потом – отрицательные. Или наоборот. И всегда подчёркивалось, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

Образцы таких сопоставлений содержатся в книге русского религиозного философа и писателя Николая Лосского. Вот он цитирует французского исследователя Легра, написавшего книгу «Я люблю русских». Легра перечисляет достоинства русского человека: природное изящество, обаятельность, гостеприимство, мягкость, любовь к детям, женственность, ловкость, ум, способность к публичной речи, любовь к пассивным удовольствиям, гуманность, доброжелательность, жалость к страдающим, широкая натура, щедрость, неорганизованность. Он отмечает у русских страстное увлечение каким‑либо делом, а потом внезапный переход к другому увлечению, импульсивность, отсутствие сдерживающих начал, смелость мысли, но зато и обилие заблуждений, отсутствие пропорций и равновесия в нравственном поведении, отсутствие меры, небрежность в работе, грязь, пьянство.

А вот список уже упоминавшегося выше учёного М. Бэринга из той же книги Лосского: пластичность и в связи с нею гуманность, способность к ассимиляции, гибкость ума, искренность, свобода мысли и нравов. Но в связи с пластичностью существуют у русского народа следующие отрицательные свойства: потворство и распущенность, недостаток оригинальности, поверхностность и неустойчивость, отсутствие индивидуальной дисциплины и потому отсутствие политической свободы. В связи с пластичностью – отсутствие сдерживающих начал, спазматическая энергия и смелость мысли, но также и экстравагантность, отсутствие чувства меры, робость поведения, скачки от энергии к бездеятельности, от оптимизма к пессимизму, от бунта к подчинению, боязнь ответственности. По Бэрингу, русским свойственны и противоположные пластичности черты: реализм и здравый смысл, – откуда он выводит как положительные качества – терпение и единство цели, так и отрицательные – недостаток индивидуальности, независимости и гражданского мужества.

Книга Бэринга написана в 1911 году, до катаклизмов XX века, но вот посмотрите, что он пишет о России. Я сокращаю длинную цитату:

«Россия – страна с неприятным климатом, – сухое лето, дающее ненадёжный урожай, иногда ведущий к голоду, невыносимо долгая зима, сырая нездоровая весна и ещё более нездоровая осень, – в которой столица построена на болоте, где почти нет хороших дорог (…), где работа – дорогая, плохая и медленная (…), где прогресс намеренно задерживается и подвергается всевозможным препятствиям; страна, управляемая случаем, где все формы администрации произвольны, ненадёжны и мешкотны; где все формы деловой жизни громоздки и обременены канцелярской волокитою; где взятка – необходимый приём в деловой и административной жизни; страна, отягощённая множеством чиновников, которые в общем ленивы, подкупны и некомпетентны; страна, где нет политической свободы и элементарных прав гражданина; (…) где свобода совести стеснена; страна, где динамит есть естественный политический аргумент, доступный частному лицу, и политическое убийство – единственная форма гражданского мужества; (…) народ, всё порицающий, всё критикующий и никогда не действующий; народ, ревнивый ко всему и ко всем, кто выходит из строя и поднимается выше среднего уровня; (…) нация ни к чему не годных бунтовщиков под руководством подлиз‑чиновников (…), где ничто не столь абсурдно, что не может случиться; страна неограниченных возможностей, как было сказано в Государственной думе».

Ещё раз напоминаю: это не сегодня написано…

И при всём при том все иностранные авторы, перечислив недостатки жизни в России, непременно признаются в любви к ней. Бэринг: «Я люблю эту страну, с удивлением и уважением отношусь к этому народу». (Обратите внимание: сам себе удивляется!) И дальше: «Недостатки России – оборотная сторона положительных качеств её, столь ценных, что они перевешивают недостатки».

Вспомним и о русском патриотизме. Есть расхожая фраза: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Сказано сильно и во многом справедливо – конечно, если учитывать, что есть патриотизм и патриотизм. Нет страны, граждане которой поголовно не любят свою родину, но любовь бывает разная. Русские в своём стремлении критиковать всё и вся любят ругать свою страну, своё правительство и самих себя.

Порой даже недоумеваешь: ну как можно так поносить своё отечество и его народ? Вот наш современник писатель Анатолий Приставкин:

«Я понял: то, что мы добродушная, духовная нация, – это легенда. Мы народ с жестокими традициями, которые углубила советская власть…»

Таких цитат можно привести очень много – из классической литературы и из современной. Достаточно одного Салтыкова‑Щедрина. Но если вчитаться и особенно не вырывать такие цитаты из контекста, видно, что написаны эти гневные или горькие строки от любви к своей многострадальной родине. Просто русские ни в чём не знают меры и в критике могут хватить через край.

Но они очень обидятся, если то же самое попробует сказать кто‑нибудь со стороны. Их критика – от большой любви к своей такой «неправильной» стране. И на одном дыхании русский может обругать свою страну, завистливо посмотреть: живут же на Западе! – и тут же сказать, что без России ему не жить.

Помните, как хорошо сказано у Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Вот именно: люблю, но как‑то не так. Пушкин писал жене: «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом», а Чаадаеву: «Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить отечество или иметь иную историю, чем история наших предков, какую Бог нам дал». Гоголь и Тургенев и в России‑то жили мало, их, казалось, куда больше привлекал Запад, а вот поди ж ты, писали только о России, и с какой любовью. Салтыков‑Щедрин, крупный царский чиновник, издевался над Россией и русскими, как только мог, но нет в его издёвках отторжения и ненависти, а есть любовь и страдание за наши недостатки. Как пишет Д.С. Лихачёв, «в осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни – предполагает страстную тоску о здоровье».

Стихи наших лучших поэтов переполнены искренними признаниями в любви к России. Цитировать их можно до бесконечности.

Американцы – очень большие патриоты, они любят свою родину и гордятся ей. Однако средний американец за свою жизнь минимум пять раз переменит место, где живёт. Его патриотизм не прикован к конкретному городу, деревушке, речке, лесу. Не так у русских. Мы терпеть не можем переезжать, и не только потому, что это дорого и хлопотно («два переезда равны одному пожару»). Русские привязываются именно к той точке, где живут, и не хотят её покинуть, даже если потеряли работу и найти её рядом с домом невозможно.

Патриотизм русских развивался постепенно. Во времена княжеской раздробленности он в лучшем случае ограничивался своим княжеством, но скорее своей деревней. Пожалуй, только война 1812 года как‑то встряхнула русское самосознание, когда русские почувствовали себя единой нацией, что и помогло нам выиграть тяжёлую войну.

Вот такая она – Россия и её народ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2356 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.