Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нервно-психическое состояние певца. Сценическое волнение




 

Влияние психического состояния певца на его исполнение имеет огромное значение. Певец – это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой и крепкими нервами. Известно, что при большом волнении голос может сорваться, а то и пропасть совсем. Волнение – особенно чрезмерное – это разновидность страха. И сильный страх, и сильное волнение сеют неуверенность в себе. Человеку, даже опытному, кажется, что он ничего не умеет. Долгое пребывание в состоянии чрезмерного волнения может вызвать головную боль, рвоту, слабость, утомление. Это возникает при долгом ожидании выхода на сцену, на экзамен. Следовательно, режим должен быть построен так, чтобы нервная система певца не подвергалась сильным психическим нагрузкам.

Хорошо поется тогда, когда хочется петь, когда не нужно принуждать себя к пению. И наоборот, отсутствие желания петь негативно отражается на качестве исполнения. Таким образом, певец должен стремиться к тому, чтобы его никогда не покидало хорошее настроение.

Конечно, бывают обстоятельства, не зависящие от певца, но нужно уметь предохранять себя от чрезмерных расстройств. Эта способность особенно необходима певцам нервным, эмоциональным и темпераментным, потому что именно такие певцы, как правило, являются наиболее одаренными.

Тем не менее, умеренное сценическое волнение необходимо, оно стимулирует исполнителя. Однако, добиться умеренного волнения, которое бы не мешало, а наоборот, активизировало бы творческую деятельность, удается не сразу, а со временем и в процессе соответствующей тренировки. Нужно учиться быть взволнованным исполняемым произведением, а не тем, как на вас смотрит зритель, слушатель. Известно, что творческое волнение – это спокойное волнение, позволяющее сосредоточиться на исполняемом произведении, на его содержании, на выразительных средствах, позволяющих его раскрыть. В самой музыке и словесном тексте содержится главное лекарство от чрезмерного публичного волнения.

Если певец нервничает, то первым ему изменяет голос. Расстроенные нервы искажают волевые приказы, направляемые головным мозгом мышцам голосового органа, и звуковые задачи не удаются. Ничто так не мешает работе голосового аппарата, как неуверенность, робость и страх. Певец под руководством опытного педагога должен искоренять в себе нерешительность и воспитывать твердую уверенность. В молодых певцах следует воспитывать невосприимчивость ко все вредным влияниям, идущим не только со стороны собственной психики, но и со стороны других людей.

К самокритике и критике так же нужно подходить очень осторожно. Критика хороша тогда, когда указывает ясный путь к лучшему. Во всех остальных случаях она вредна. Чем более впечатлителен исполнитель, тем более чутко следует подходить к критике его недостатков. Лучше лишний раз похвалить певца, чем без толку его ругать.

Одной из важных задач педагога должно быть стремление выработать в певце наибольшую сопротивляемость всем дурным влияниям со стороны и в то же время не поощрять излишнего самоедства. Эмоциональная настроенность певца-артиста должна повиноваться его воле и его внутренней дисциплине. Певец никогда не должен терять власти над собой, над своим голосом и действиями.

Шаляпин говорил, что артист стоит перед трудной задачей раздвоения на сцене: он должен петь и слушать, действовать и наблюдать. На сцене действуют как бы два актера – один играет, другой – контролирует. Артист, даже в моменты наивысшего эмоционального подъема, как бы он не был увлечен чувством исполняемого произведения, сознательно, с непоколебимым спокойствием и ясностью должен следить за каждым мгновением процесса интерпретации. Сознание должно подчинять своей воле воображение и темперамент. Это и понятно: дав волю чувствам, певец не может следить за дыханием и звуком, а между тем он все время находится на глазах у публики и что простительно в обыденной жизни – недопустимо на сцене.

Именно поэтому вокальная и сценическая техника артиста должна быть доведена до такого совершенства, чтобы, одушевленная внутренними переживаниями, она помогла созданию правдивого жизненного образа. Внутренняя сосредоточенность при исполнении вокального произведения придает голосу те тончайшие оттенки и изменения тембра, интонационную выразительность, которые захватывают и покоряют слушателя. Но пока учащийся овладевает техникой пения, не следует перегружать его непосильными творческими заданиями.

Исполнителю очень важно быть уверенным в себе во время выступления. Аудитория очень чувствительна, и певец должен быть предельно внимательным к ее настроению. В то же время аудитория должна быть уверена, что певец знает, что он делает. Даже если допущена ошибка, нужно сделать вид, что ничего не произошло, и при уходе со сцены дать понять, что вы своим выступлением довольны.

Сценическое волнение можно и нужно преодолевать. Это возможно, если певец хорошо владеет голосом, уверен в себе, хорошо отрепетировал свою программу. Важно, чтобы выходы на сцену были регулярными, длительные перерывы не способствуют хорошей психической форме. Несколько коротких рекомендаций для преодоления волнения:

1) При выходе на сцену следует сделать два глубоких вдоха и выдоха и расслабить мышцы тела.

2) Доверяйте своей памяти, и она вас не подведет. Боязнь забыть словесный текст – одна из главных причин волнения.

3) Если вы начали петь, не пытайтесь в это время мысленно вспоминать и повторять текст наперед. Это только затормозит непроизвольные процессы и усложнит работу памяти.

4) При участии в концерте настраивайте себя на минимальный успех, тогда чрезмерное волнение и страх значительно уменьшаются. И наоборот, стремление удивить, блеснуть часто приводит к срывам и неудачам.

5) Музыканту перед выступлением не следует принимать никаких успокоительных средств. В таких случаях исполнитель, как бы он ни казался внешне спокоен, выступает хуже, без эмоций, часто путает и забывает текст.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.