В настоящее время микрофон используют не только эстрадные и рок-певцы, но и исполнители классического жанра. Пение с микрофоном многие исполнители и педагоги считают особой манерой звучания голоса, т.к. микрофон непроизвольно способствует снижению активности работы мышц голосового аппарата поющего и тем самым ориентирует его на полный или частичный переход с певческой на речевую позицию формирования звука. Отсюда – выражение «микрофонная манера пения», «микрофонный голос». В то же время, многие профессиональные певцы, пользуясь микрофоном, приобретают навыки сохранения певческой позиции звука.
Многое зависит от вокальной техники певца, чистоты настройки микрофона и от умения приспособить к нему свой голос. В настоящее время звуковая аппаратура продолжает совершенствоваться, при этом очень важно каждому типу голоса подобрать соответствующую модель микрофона.
Микрофон – вещь сугубо индивидуальная, он подбирается с учетом вокальных данных певца, то есть с учетом тембральной окраски голоса. Микрофон не только усиливает звучание голоса, но при правильном подборе модели может сделать голос более объемным и насыщенным. В то же время при пении в микрофон слышны все недостатки владения голосом и отсутствие вокальных навыков.
Для певца, имеющего достаточную вокальную подготовку, микрофон – хороший помощник в работе. С ним можно работать в помещениях, непригодных для акустического пения, то есть на любых концертных площадках.
Наиболее распространенные модели микрофонов:
Shure beta 58 – это классика нашей эстрады. Его положительная сторона – узконаправленность. Для начинающих певцов, рок-групп или вокально-инструментальных ансамблей он просто незаменим. Если его правильно держать около рта, он будет снимать только звучание голоса, не захватывая грохота инструментов. Другим его преимуществом является то, что он не уплотняет звук, поэтому этот тип микрофона хорош для вокалистов с ярким и полным звучанием голоса.
АК 6 – это микрофон для более легкого голоса, он выравнивает его тембровую окраску, но не подходит для писклявых голосов, так как утрирует высокие звуки, в результате чего получается неприятное звенящее звучание голоса.
«Октава» – большой спектр частот этого микрофона подойдет большинству певцов, недостатком является быстрая изнашиваемость при интенсивной работе.
Behringer – уплотняет звучание голоса, поэтому хорошо подходит для голосов с неглубоким низом.
Beyerdunamic OPUS 100 – беспроводной микрофон, не мешает движению по сцене. Хорошо передает звучание от глубоких низов до верхов. При звуковой перегрузке в микрофоне срабатывает защита, и сигнал затухает, поэтому при работе с ним нужно уметь правильно отстроить звук.
Sennheiser – микрофон с мягким звучанием верха, придает объемность голосу.
С микрофоном нужно уметь работать и правильно направлять звук. Центр головки микрофона должен находиться напротив верхней губы, тогда микрофон будет снимать полный частотный объем голоса певца. Если микрофон узконаправленный, его нужно держать постоянно в одинаковом положении во время всего исполнения песни. Он должен быть словно приклеенным к губам при повороте головы.
Работая с микрофоном, следует все время помнить о правильной певческой осанке. Недопустимо тянуться к микрофону, вытягивая шею вперед, нельзя запрокидывать голову, пережимая шейные мышцы. Не следует подносить руку с микрофоном близко к груди, чтобы не зажимать нижнюю челюсть.
С микрофоном нужно начинать работать тогда, когда имеются определенные вокальные навыки, а самое главное – петь на опоре.
Следует запомнить: микрофон усиливает звучание голоса, выявляя все достоинства и недостатки вокальной подготовки.