В методике обучения пению большое внимание уделяется распеванию. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как разогревание голосового аппарата и распевание как отработку техники голосообразования и голосоведения. Если это сопоставить с занятием спортсмена, то это смешение «разминки» и «тренировки». Разминка – это разнообразные упражнения, направленные на разогрев и приведение в рабочее состояние организма или отдельного органа. Тренировка – это отработка, оттачивание отдельных элементов, направленных на повышение мастерства.
То же самое происходит и у певцов. Первая часть упражнений должна быть направлена на разогрев голосового аппарата, приведение его в рабочее состояние. Затем следует переходить к части распевания, ставящей определенные вокально-технические задачи, так как правильное пение legato, staccato, ровность голосоведения, развитие диапазона становится возможным только в состоянии распетости.
Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» частях урока состоит в том, что в начале, в «распевочной» части следует давать привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т.е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа в удобном центральном диапазоне способствует стабильному, правильному выполнению этих упражнений.
На первом этапе распевки педагогу не следует делать много замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться максимально хорошего качества звучания. Правильнее будет спокойно распевать, «разогревать» ученика до тех пор, пока лучшие качества звучания не проявятся сами как следствие верного постепенного распева. Только по мере распевания голоса педагогу следует давать все более и более сложные вокальные задания.
Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять изо дня в день неизменным, так как может образоваться привычка-стереотип их повторения, что затруднит в дальнейшем пользование каждым из них в отдельности.
Есть певцы, которые должны очень долго распеваться, чтобы обрести состояние распетости. И чем дольше они поют, тем лучше звучит у них голос. Другие певцы обладают обратными качествами. Каждый исполнитель должен знать особенности своего голосового аппарата и то время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. В среднем, достаточно 10-12 минут, чтобы распеться.
Перед концертом распевание должно включать привычные упражнения. Это приводит голосовой аппарат в рабочее певческое состояние, помогает побороть излишнее сценическое волнение, оказывает благотворное влияние на нервную систему, создает предпосылки к успешному выступлению.
Виды распевок: распевание с закрытым ртом секунд, терций и квинт на звуки «а» или «и»; пение staccato трезвучий; распевки для улучшения артикуляции на слоги бра-брэ-бри, да-дэ-ди; выработка беглости («па-ба-да-ба-да», «мы перебегали берега» и др.); пение хроматических интервалов до квинты и обратно.
Впевание
В певческой практике существует широко известный среди вокалистов процесс, условно называемый «впеванием вокального произведения».
Главная цель впевания заключается в основательном накоплении певцом-исполнителем определенного комплекса вокально-технических навыков, необходимых для правдивого и яркого раскрытия идейно-художественного содержания исполняемого произведения. При этом подразумевается такой уровень стабильности этих навыков, подготовка такого певческого автоматизма, при котором певец испытывал бы необходимую художественно-техническую свободу, устойчивость, уверенность и удобство при исполнении выбранного произведения.
Но впевание вокального произведения – это не только развитие вокально-технических функций. Результаты впевания полностью зависят от того, как певец представляет себе исполнение данного произведения, как понимает, каким внутренним содержанием наполнит его, какие смысловые и эмоциональные оттенки вложит в звучание своего голоса. Каждое художественное произведение представляет собой особый мир мыслей и чувств, требующий глубокого, всестороннего изучения для надлежащего выражения в исполнении.
По своей сущности впевание аналогично интерпретации произведения. Интерпретация включает в себя предварительное всестороннее изучение. Начинать впевание без анализа равносильно попытке построить здание без соответствующего плана проекта.
Однако стремление выработать общие для всех певцов правила работы над вокальным произведением были бы напрасны, т.к. каждый певец – это отличный, непохожий на других мир индивидуальных данных, и попытка установить какие-то общие для всех правила работы просто сковывала бы инициативу исполнителя. Для особо одаренных, талантливых лиц, способных сразу интуитивно охватить сущность произведения – содержание и форму – эта методика могла бы оказаться лишней, ненужной, в некоторых своих положениях служила бы «тормозом». В большинстве случаев каждый из таких исполнителей идет своим индивидуальным творческим путем, внося в сокровищницу средств и способов вокально-исполнительской работы самостоятельные оригинальные черты.
Своеобразие творческих путей и находок этих певцов не должно быть сковано рамками рекомендаций. Лицам же, не располагающим необходимыми данными для самостоятельной работы, такая методика не поможет восполнить недостаток природных данных или повысить их профессиональный уровень.
Но существует довольно значительная категория певцов со средними и хорошими специальными данными, творческие усилия которых можно и следует определенным образом организовать. Прежде всего это касается порядка, последовательности, в которой целесообразно осуществлять исполнительскую обработку произведения. Первой задачей является глубокое осмысление произведения. В процессе анализа изучаются особенности жанра, формы, характера музыки, литературного текста, стилевых черт и т.д. После того, как определены все вышеназванные факторы, начинается работа над нотным материалом и текстом, т.е. разучиванием. И здесь очень важно точное следование написанному автором тексту. Только при точном, а не приблизительном, знании мелодии и текста можно двигаться дальше.
Исполнитель – даже очень талантливый – при игнорировании системности в разучивании и впевании произведения, без выработки привычки к запоминанию и самостоятельному мышлению, закончив учебное заведение и оставшись без педагога, оказывается неподготовленным к самостоятельной профессиональной деятельности.