Голос у человека появляется с момента рождения. Речевой голос появляется к концу второго года жизни человека, певческий голос – значительно позже, когда ребенок визуально различает объекты и звуки, которые он слышит. В данном случае для юного певца актуальна формула «вижу-слышу-пою».
Дети начинают петь еще в детском саду, и здесь важно, чтобы они пели в своем естественном диапазоне, не кричали, т.к. формирование вокальных мышц у них еще не завершилось. Диапазон детского голоса мал (меньше октавы) и невелик по силе, поэтому перед педагогом, обучающим детей навыкам пения, стоит сложная задача: осторожно развивать детский голос, бережно сохраняя его естественное звучание и учитывая основы физиологии детского голоса.
В отличие от голоса взрослого человека, детский голос обладает особыми качествами: детские голосовые связки короче и тоньше, а гортань в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослых. Звук, образующийся в гортани, очень слабый; он усиливается за счет резонаторов: верхнего (носоглотка) и грудного (трахея, бронхи). Но в отличие от взрослых, у детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детские голоса легкие, несильные, но звонкие.
У детей дошкольного возраста (3-5 лет) певческие возможности невелики из-за слабости гортанных мышц, и пение осуществляется только за счет краевого натяжения голосовых складок. Голосовой аппарат еще не сформирован, диапазон невелик – ми¹-соль¹, но постоянно развивается, голосообразование строится на разговорных артикуляциях.
Певческий звук у детей 6-8 лет отличается небольшой силой, легкостью, нежностью и звонкостью. Грудное звучание почти что отсутствует. Голосовая мышца находится еще в зачаточном состоянии, связки смыкаются только краями, дыхание и голосообразование еще не согласованы, и при вдохе почти все дети приподнимают плечи, то есть дышат не певческим, а верхне-грудным, ключичным дыханием. От этого детей следует отучать, а приучать делать вдох более глубоким, равномерным, в область нижних ребер и живота.
Диапазон певческого голоса детей в возрасте 6-8 лет колеблется между ре¹-ре², детские легкие по своей емкости малы – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
Мышечная сила детей младшего школьного возраста еще очень слаба, при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если просить ребенка петь громче, он начинает вытягивать шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, сосуды, расположенные в голосовых связках, могут лопнуть. Кровоизлияние в связки влечет за собой неровность краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать упражнения с махами руками, поворотами головы, упражнения с распеванием звуков «у», «о», но не «и», который сужает гортань.
Итак, для детей 6-8 лет характерно головное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое), небольшой по диапазону детский голос в этом возрасте еще не дает грудного звучания, которым окрашены голоса взрослых певцов. При фальцетном пении, свойственном младшему школьному возрасту, наблюдается неполное смыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. Основная мышечная масса связок находится в относительном покое. Таким образом, перенапряжения голосовых связок не происходит, и детский голос оберегается от срыва.
У детей 9-10 лет певческий голос увеличивается в силе, диапазоне (до¹ - ми² и даже фа²) и дифференцируется по двум типам: высокий (дискант, сопрано) и низкий (альт). В этой возрастной группе рекомендуется начинать распевание со звуков соль¹-ля¹ и все упражнения проводить в небольших диапазонах (терция, секунда) на слоги «ле-лю-ли». Постепенно музыкальные фразы упражнений следует удлинять. Это полезно для выработки продолжительного звука, мало свойственного детям младшего возраста.
Упражнения этого периода, как правило, кантиленные, небольшие по диапазону (лучше использовать различные слоги). Важно лишь знать, какую цель преследует то или иное упражнение. Например, употребление гласных - е-, -ю-, -я- способствует светлому головному звучанию. Значительно звонче сделает звук гласная - и-, но пользоваться ею нужно осторожно, чтобы у ребенка не появился резкий, открытый тембр.
Пение по своей природе – комплексный процесс. В нем участвует весь организм ребенка, в частности, его звукообразующий, артикуляционный, дыхательный, нервно-мышечный аппараты. Неправильная работа какого-либо из них может нарушить или затормозить нормальное протекание всего певческого процесса. Поэтому и выработка певческих навыков должна осуществляться комплексно, одновременно, во взаимосвязи друг с другом.
Что касается детей 11-12 лет – это младшие подростки, обладающие более сформированными органами голосового аппарата. В этом возрастном периоде голоса девочек уже ярче отличаются от голосов мальчиков, которые звучат сильнее голосов девочек и отличаются по тембру.
В сравнении со взрослыми, голоса подростков имеют менее выраженное грудное звучание, а звуки верхнего регистра имеют фальцетную окраску. Тем не менее, исполнительские возможности подростков 11-12 лет намного шире, чем у детей младшего возраста. У подростков голосовые складки увеличены вдвое и более отчетливо проявляются регистры: грудной, смешанный и головной. Увеличение голосовых и исполнительских возможностей подростков повышает творческий «аппетит» музыкальных работников. Но для сохранения певческого голоса большие голосовые нагрузки небезопасны. Во-первых, певческий голос подростка, несмотря на его расцвет, еще не окреп и требует щадящего голосового режима. Во-вторых, приближается время половой зрелости и «глобальных» возрастных изменений (мутация). Большие голосовые перегрузки в предмутационный период опасны для нормального прохождения мутации у подростков и сохранения голоса в послемутационный период.