Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эстрада. Специфика. История жанра.




Курс лекций

В большой российской энциклопедии «Эстрада России. XX век» слово «эстрада» расшифровывается так: «Многожанровое сценическое искусство, объединяющее музыку, танец, пение. Имеет ярко выраженную развлекательную функцию, что не исключает содержательности. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие».

Несмотря на несколько снисходительный тон, надо сказать, что эстрадный исполнитель, выходя на открытую площадку (именно так с французского языка переводится слово «эстрада»), используя короткое по времени выступление – номер, выстроенное по всем законам драматургии, должен захватить внимание аудитории, установить с ней непосредственный контакт. Его задача – не затеряться в череде концертных номеров, выделиться и запомниться, используя весь необходимый арсенал выразительных средств.

«Легкий жанр» – так называют эстраду. Но это определение родилось не сегодня и не в советские времена. Это понятие, бытовавшее еще в дореволюционной России, своими корнями уходит в крестьянский и городской фольклор, в уличные балаганы с их разношерстной по социальному составу публикой и не менее разношерстной программой, театрализованные музыкальные дивертисменты, дававшиеся в антрактах, перед началом и после окончания спектакля, музыкальные вечера в аристократических салонах, в концерты в клубах и др.

В середине XIX века в России было уничтожено крепостное право, и люди, веками прикрепленные к земле, лишенные права передвижения, воспользовавшись свободой в погоне за лучшей жизнью, хлынули в города. Население городов резко выросло, что в свою очередь потребовало расширение сферы развлечений.

Россия того времени активно перенимает формы, сложившиеся на Западе: садово-парковые открытые сцены, так называемые «ракушки», отечественные кафешантаны, поначалу не слишком отличавшиеся от традиционных трактиров, варьете, кабаре и др. Огромное количество зарубежных гастролеров разного уровня хлынуло на российские открытые сцены. Наряду с заимствованиями и подражаниями, многие формы сценического выступления переосмысливались, адаптировались применительно к условиям российской действительности, зрительской аудитории.

Уже в первое десятилетие ХХ века термин «эстрада» начинает мелькать в прессе. Так, на страницах авторитетного журнала «Золотое руно» была опубликована статья, которая так и называлась – «Эстрада»; в ней автор проницательно заметил дилемму, которая возникает перед каждым, кто выходит на сценическую площадку: 1) эстрада необходима для развития и поддержания способностей и для формирования личности артиста; 2) эстрада пагубна и для того, и для другого. «Пагубность» автор усматривал в стремлении артистов к успеху любой ценой, равнении на вкусы массовой публики, превращении искусства в средство обогащения, источник жизненных благ.

Эта выдержка из статьи, написанной в начале прошлого века, подтверждает тот факт, что история развивается по спирали.

Изменения в жизни страны, произошедшие в последние десятилетия ХХ века, вызвали слом в качестве и содержании эстрадного искусства.

Создание больших шоу-программ, в которых преобладает зрелищная сторона, использование всевозможной современной аудиовизуальной техники, в корне изменяют сложившееся представление об эстраде как искусстве ярких актерских индивидуальностей, искусстве прямого контакта, непосредственного общения со зрителями. Само понятие «эстрада» сегодня заменено современным понятием «шоу-бизнес», где превалирующим оказывается вторая составляющая понятия – «бизнес». Для многих известных артистов ресторанные корпоративы, свадьбы, дни рождения, юбилеи, выступления в ночных клубах заменили концертные площадки, возвращая эстраду на новом витке истории к кафешантану и варьете.

Но это конец двадцатого века. В конце же XIX столетия в ресторанах пели цыганские хоры, пели замечательные исполнительницы русских народных песен и романсов – А. Вяльцева, Н. Плевицкая, а также артисты театров и оперетты, которым популярность принесли подобные выступления.

После Октябрьской революции Советская власть взяла под контроль музыкальное искусство и эстрадную песню, в том числе. Были привлечены лучшие авторские и исполнительские силы. Если вспомнить фильмы довоенных и послевоенных лет, в которых звучали песни И. Дунаевского, Т. Хренникова, А. Милютина, А. Богословского, то можно заметить, что исполняли их представители академической школы, т.к. для их исполнения требовалось определенное вокальное мастерство и наличие широкого певческого диапазона. Так продолжалось вплоть до конца 50-х годов ХХ века.

Дань уважения эстрадной песне отдали такие выдающиеся оперные певцы, как С. Лемешев, И. Козловский, А. Ведерников, А. Огнивцев, Ю. Гуляев, А. Ворошило, В. Левко, В. Барсова, М. Максакова, Е. Образцова, Т. Милашкина, Т. Синявская и др., а великий Муслим Магомаев остался в этом жанре, подняв его до уровня высокого искусства, так же, как и Э. Хиль. Все солисты оркестра Гостелерадио СССР того времени были академистами.

Всё изменилось в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия, когда из-за «железного занавеса» к нам стали проникать мелодии и ритмы зарубежной эстрады, исполненные в незнакомой для советского слушателя манере, зачастую хриплыми и сиплыми голосами. Вскоре у нас появились свои адепты, самыми яркими из которых были Валерий Ободзинский, Владимир Высоцкий, Аида Ведищева, Эдита Пьеха, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Как грибы после дождя, стали появляться эстрадные коллективы, которые на советский манер назывались «вокально-инструментальными ансамблями» – ВИА (например, «Песняры», «Самоцветы», «Поющие гитары», «Ариэль» и др.).

Представители академической манеры исполнения были выведены за рамки жанра эстрадной песни. Понадобились новые музыканты и певцы. В начале 70-х годов прошлого столетия в музыкальном училище им. Гнесиных было открыто эстрадно-джазовое отделение. Пришло время обобщить предшествующий опыт и ответить на вопрос: что же такое, собственно говоря, «эстрадная манера исполнения», в чем ее сходство и различие с академической и народной манерами исполнения.

Людмила Романова в статье «Эстрадный вокал» отмечает, что эстрадное пение по манере звукоизвлечения отличается от академического и народного, главным образом, целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Поскольку слова являются одним из значимых составляющих хорошей песни, в них гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях текст зачастую адаптируется под музыку.

В эстрадном вокале существуют следующие исполнительские приемы:

· «расщепление» – прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, т.е. шум;

· «драйв» – хриплый голос, рёв (Луи Армстронг);

· «субтон» – т.е. пение с придыханием. Самая известная певица, использующая этот прием – Шаде. В Америке существует школа субтона, т.к. если не владеть этой техникой, можно потерять голос, потому что субтон – это пение на не вполне сомкнутых связках (когда негромкий звук сопровождается легким шипом свободно проходящего воздуха);

· «фальцет» – пение без опоры («ложный» голос);

· «йодль» – так же известен, как «тирольское пение». У нас в России этот прием используют представители карело-угорской языковой группы.

Все перечисленные приемы используются в жанре эстрадного исполнительства.

Другое отличие в манерах исполнения состоит в том, что в народном пении используется «открытый» звук, в академическом – звук прикрытый, пение «в купол». Эстрадный звук – это нечто среднее между «открытым» звуком и пением «в купол», это полуоткрытый или полуприкрытый звук. Чтобы лучше понять, куда направляется звук при эстрадной манере звукообразования, надо громко сказать «ХАЙ!».

Примеры: 1) академическое пение – «Самсон и Далила»;

               2) народное пение – «Ой, мороз, мороз»;

               3) эстрадное пение – «ШIулъэгъур къадже».

Специфичным для эстрады является и то, что эстрадному певцу совсем необязательно иметь большой голос широкого диапазона. У популярной музыки иные требования, чем у классической. Здесь важна индивидуальность, формирование уникального, узнаваемого голоса.

Каждый исполнитель обязан знать свои возможности, чтобы петь в манере, которая больше всего соответствует его природе.

Певцы с равными голосами, красивого тембра, широкого диапазона, как правило, поют песни лирического плана с яркой распевной мелодией, которая дает возможность показать все вокально-технические возможности голоса. Если у певца нет выдающихся вокальных данных, но есть приятная внешность, небольшой, но выразительный голос, он с успехом может работать в жанре легкой танцевальной музыки. Исполнитель с небольшим, тембрально-бедным голосом и плоским звуком, может работать в стиле техно. А если певческого голоса нет, но есть музыкальный слух и хорошее чувство ритма, можно попробовать себя в стилях хип-хоп, рэп.

Для того чтобы понять, какой стиль больше всего подходит исполнителю, нужно слушать себя и слушать певцов, работающих в сходной манере, анализировать, какие приемы исполнительского мастерства они используют, как строят фразы и соединяют их между собой, как и где используют те или иные мелизмы, какую энергию и интенсивность несут своим пением.

Специфичным для эстрадного жанра является так же использование искусственного усиления звучания. Для того чтобы работать в оперном театре, певец-академист должен обладать голосом такой силы, который позволял бы перекрыть звучание оркестра. Эстрадный исполнитель для таких целей использует микрофон.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1585 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.