ББК 66.3(2Рос)6
© Соколов А. В., 2009
ISBN 978-5-7621-0476-0 © СПбГУП, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Новая книга о русской интеллигенции (А С. Запесоцкий).......................... 5
Введение............................................................................................................... 9
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.......................................... 18
Формула интеллигентности
и типизация интеллигентов и интеллектуалов.......................................... 19
1.1.1. «Интеллигенция» как имя и псевдоним: логико-лексикографический экскурс 19
1.1.2. Исправление имен и псевдонимов............................................... 35
1.1.3. Формализация концепта «интеллигенция»................................. 48
1.1.4. Типы интеллигентов и интеллектуалов. Интеллектно-этический континуум 58
1.1.5. Комментарии к формуле интеллигентности............................... 71
1.2. Поколения русской интеллигенции и периолизаиия поколений. 88
1.2.1. Дискуссии о начале и конце интеллигенции.............................. 88
1.2.2. Социальные функции интеллектного слоя................................. 93
1.2.3. Поколение интеллигенции............................................................. 98
1.2.4. Хронологическая периодизация поколений
русской интеллигенции........................................................................... 103
1.2.5. Культурно-исторические корни
русской интеллигентности: введение в проблему............................. 108
1.3. Выводы. Атрибутивно-функциональные определения................ 134
Глава 2. ПАЛЕОКУЛЬТУРНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ........... 137
2.1. Древнерусское поколение.................................................................... 139
2.1.1. Византийские пращуры русской интеллигенции.................... 139
2.1.2. Православная купель древнерусской интеллектности.......... 151
2.1.3. Формулы палеокультурной интеллигентности
и интеллектуальности.............................................................................. 161
2.1.4. Лики древнерусских интеллигентов и интеллектуалов.......... 1 71
2.2. Старомосковское поколение................................................................ 190
2.2.1. Святая Русь. Святость и интеллигентность.............................. 192
2.2.2. РПи — интеллектуальная кормилица
русского самодержавия............................................................................ 200
2.2.3. Лики старомосковских царей....................................................... 211
2.3. Допетровское поколение...................................................................... 227
2.3.1. Смута — разгул антиинтеллектности......................................... 228
2.3.2. Кризис русской святости.............................................................. 236
2.3.3. Секуляризация палеокультурной интеллектности................. 246
2.4. Кровавая мгла невежества и книжная коммуникация.................... 255
Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ....................... 260
3.1. Петровское поколение........................................................................... 264
3.1.1. Петр Великий — интеллектуал-деспот........................................ 265
L
4 ОГЛАВЛЕНИЕ
3.1.2. Птенцы гнезда Петрова.................................................................. 269
3.1.3. Ломоносовский период................................................................. 272
3.2. Екатерининское поколение.................................................................. 280
3.2.1. Зарождение литературоиентризма............................................ 281
3.2.2. Екатерина Великая — интеллигент-сноб................................... 284
3.2.3. Интеллектный слой екатерининской России........................... 288
3.2.4. Интеллигенты-книжники века Просвешения............................. 293
3.3. Пушкинско-гоголевское поколение................................................... 300
3.3.1. Декабристы: жертвы интеллигентности..................................... 304
3.3.2. Жандармская полуинтеллектуальность
и сановная интеллигентность................................................................ 308
3.3.3. Дети европейского просвешения................................................ 320
3.3.4. Правнуки русской святости.......................................................... 334
3.3.5. Книжное и библиотечное дело.................................................... 344
Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ..................... 351
4.1. Пореформенное поколение................................................................. 355
4.1.1. Статистика интеллектного слоя.................................................. 357
4.1.2. Uapb-освободитель и интеллигенты-монархисты................... 368
4.1.3. Субкультурная этика «новых людей»:
от нигилизма к квазигуманизму.............................................................. 379
4.1.4. Либеральная интеллигенция: книжность и феминизм........... 398
4.1.5. Закат поколения: безвременье и толстовство.......................... 421
4.2. Революционное поколение.................................................................. 437
4.2.1. Статистика интеллектного слоя................................................... 440
4.2.2. Серебряный век.............................................................................. 445
4.2.3. Интеллигенты-книжники Серебряного века.............................. 467
4.2.4. Лики революционеров и контрреволюционеров.................... 485
4.2.5. Русский интеллект в изгнании..................................................... 508
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ........................... 526
5.1. Героическое советское поколение..................................................... 533
5.1.1. Культурная революция и ее герои.............................................. 534
5.1.2. Антиинтеллектность сталинского тоталитаризма................... 555
5.1.3. Интеллектный слой героического поколения.......................... 566
5.1.4. Homo soveticus — новый антропологический тип.................. 579
5.2. Поколение советских шестидесятников............................................ 587
5.2.1. Суть шестидесятничества — возрождение интеллигентности 589
5.2.2. Диссидентство как проявление шестидесятничества.............. 599
5.2.3. Перестройка — лебединая песня шестидесятников................ 606
5.3. Поколение восьмидесятников............................................................. 612
5.3.1. Культурная травма восьмидесятников........................................ 614
5.3.2. Суть восьмидесятничества — утилитаризм и дегуманизация 621
5.3.3. Хранители русской интеллигентности....................................... 643
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 657
НОВАЯ КНИГА О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Предлагаемая вниманию читателей книга профессора нашего Университета, известного петербургского ученого Аркадия Васильевича Соколова посвящена процессу формирования и развития российской интеллигенции на протяжении временного периода с XI века до наших дней. Данное исследование развивает подходы, разработанные в монографии автора «Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории», вышедшей в свет в 2007 году в издательстве СПбГУП и вызвавшей большой интерес научной общественности.
Интеллигенция, как справедливо отмечает автор, может быть признана «самым таинственным персонажем российской истории», который окружен «ореолом противоречивых мифов, гипотез, контроверз и плохо совместимых фактов»1. Трудно найти сословие, социальную группу или иную категорию населения, на которую обрушивалось бы столько хвалы и хулы, сколько на российскую интеллигенцию. Особенно острой становится дискуссия о ее роли и судьбах в бурные, переломные для страны периоды отечественной истории.
В начале XX века одни авторы, ученые, литераторы, философы с гордостью писали о российской интеллигенции, как о «лучшей в мире», восхищались ее гуманизмом и альтруизмом, а другие обвиняли в том, что она «оторвалась от народа» и развращает его «иностранной отравой»2.
После революции 1917 года в среде самой интеллигенции широкое распространение получил тезис о ее виновности в социальной катастрофе, сгубившей прежнюю Россию, в развязывании революции и Гражданской войны.
Историк и философ, академик П. Б. Струве, например, утверждал: «Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации»3.
1 Соколов А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. СПб., 2007. С. 3.
2 Колоницкий Б. И. Идентификация русской интеллигенции и интеллигентофобий (ко
нец XIX — начало XX века) // Интеллигенция в истории. Образованный человек в пред
ставлениях и социальной действительности. М., 2001. С. 150-170.
3 Струве П. Б. Избранные сочинения. М., 1999. С. 272.
6
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ
НОВАЯ КНИГА О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
7
Знаменитому «консерватору-либералу» почти дословно вторил выдающийся математик В. А. Стеклов, который уподоблял интеллигенцию «вздувшемуся пузырю на народном теле, оторванному от него и потерявшему всякое живое чувство действительности», указывал на ее политическое бессилие, неспособность изменить ход событий1.
Однако именно с интеллигенцией связывались надежды на развитие общества и государства, сохранение культуры. Широкую известность получило высказывание М. Горького, относящееся к 1923 году: «Русская интеллигенция — научная и рабочая — была, остается и еще долго будет единственной ломовой лошадью, запряженной в тяжкий воз истории России»2. Слова, думается, подлинно пророческие.
На рубеже XX-XXI веков дискуссии об интеллигенции разгорелись в отечественной гуманитарной сфере с новой силой. Суждения различных авторов при этом не просто разнообразны, но зачастую прямо противоположны друг другу. В 1993 году выдающийся ученый, историк литературы и культуролог, академик Д. С. Лихачев направил в редакцию журнала «Новый мир» письмо «О русской интеллигенции», в котором с восхищением отмечал духовную стойкость, проявленную российской интеллигенцией в годы сталинских репрессий3.
В середине 1990-х годов СПбГУП стал практически крупнейшим российским научным центром по осмыслению феномена интеллигенции. Тогда нам удалось организовать ряд общественных дискуссий по проблемам интеллигенции с участием, пожалуй, самых крупных российских мыслителей того времени. Ученые — Дмитрий Лихачев, Николай Карлов, Никита Моисеев, Борис Раушенбах, Моисей Каган, Борис Парыгин, Владимир Ядов, Николай Скатов, Аркадий Соколов, Владимир Триодин, писатели Даниил Гранин, Михаил Чулаки, Вадим Кожинов и другие собирались для того, чтобы в своем кругу найти современные ответы на некоторые старые вопросы.
Первоначальный импульс диалогу придали французы. Генеральное консульство Франции в Петербурге предложило нашему Университету организовать вечер памяти Андре Мальро, в ходе которого петербургские интеллектуалы могли бы пообщаться с французскими. Инициаторы хотели привлечь международное внимание к наследию своего крупного писа-
1 Стеклов В. А. Переписка с отечественными математиками: воспоминания. Л., 1991.
С. 285.
2 Горький М. Страницы творчества: книга для чтения с комментариями. М., 1991. С. 213.
3 Лихачев Д. С. О русской интеллигенции // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской
и мировой культуре. СПб., 2006. С. 382-383.
теля, общественного и государственного деятеля в связи с переносом его праха в усыпальницу величайших личностей нации — Пантеон. В России подобная дипломатическая инициатива была особо уместна в связи с тем, что Мальро считался большим другом Советского Союза. Эта встреча состоялась в октябре 1996 года. Общение оказалось настолько интересным, что превратилось в некий перманентный процесс. От значительного, но все же частного повода — судьба и творчество Мальро — практически сразу мы перешли к насущным и наболевшим российским темам.
Материалы этих дискуссий были опубликованы нашим Университетом в книге «Судьба российской интеллигенции» в 1999 году1. Листая книгу и снова погружаясь в обстановку наших встреч, видишь немало любопытнейших высказываний и замечаний. Писатель Михаил Чулаки, к примеру, утверждал, что «интеллигент не может быть харизматической личностью по определению»2, потому что рефлектирование интеллигента — это состояние, прямо противоположное природе харизматической личности. Вместе с Граниным они сходились на тезисе, что интеллигенция в советское время была нужна власти только для того, чтобы прибрать ее к рукам, заставить служить правящей идеологии. Николай Карлов обращал внимание на то, что настоящий интеллигент должен быть человеком дела3. Никита Моисеев утверждал, что сила интеллигенции «в присущем ей чувстве недовольства и стремлении к поиску, к отысканию альтернативы установившемуся образу жизни, осмыслению путей его исправления»4, что в этом плане она выступает как гарант прогресса. Многие критиковали интеллигенцию за левый радикализм, нередко доводивший до беды. Моисеев же замечал на это, что «интеллигенция рождает иногда бунтарей, но никогда не рождает тиранов»5. Игорь Бестужев-Лада поражал замечанием, что интеллигент — это воплощение Бога на Земле: «Господь Бог в образе своего Сына Иисуса Христа во всех четырех Евангелиях ведет себя с людьми как истинный интеллигент»6. Наиболее сильно мнения разделились по вопросу целесообразности «хождения» интеллигенции во власть.
' Судьба российской интеллигенции: сб. / СПбГУП. СПб., 1999.
2 Чулаки М. М. Литература оказывает огромное влияние на власть // Судьба российской
интеллигенции. С. 19.
3 Карлов Н. В. Интеллигенция и образование // Там же. С. 37.
4 Моисеев Н. Н. Государство, народ, интеллигенция // Там же. С. 44.
5 Там же.
6 Бестужев-Лада И. В. Есть ли будущее у интеллигенции? // Судьба российской интел
лигенции. С. 64.
8
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ
НОВАЯ КНИГА О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
9
При большом различии и разнообразии взглядов, сошлись на том, что интеллигент — это образованный человек с обостренным чувством совестливости, обладающий к тому же интеллектуальной независимостью. Образование без совести и независимости дает обществу иной типаж, смачно названный Солженицыным «образованием». Обычно образовании пытаются выдавать себя за интеллигентов. Именно они льнут к власти и не брезгают обслуживанием бизнеса.
Дмитрий Лихачев отмечал, что уже на рубеже XI-XII веков внутренней свободой обладал киевский князь Владимир Мономах, являвшийся в какой-то степени прообразом интеллигента1. Другим прообразом уже на рубеже XV-XVI веков стал монах Максим Грек. В конце XVIII века, по мнению Лихачева, настоящими интеллигентами были Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин. Первое массовое выступление интелли гентов — это декабристское восстание. Декабристы не только проявили внутреннюю свободу, но и пошли против своих сословных интересов. Характерно, что интеллектуальная свобода помешала декабристам одержать победу. Они не смогли объединиться именно потому, что были интеллигентами. Тогда впервые одновременно и отчетливо проявились и организационная слабость, и духовная, нравственная сила интеллигенции.
Согласились и с тем, что интеллигенция в своем генезисе — специфи чески российское явление. И появилась она как социальный слой изначально в Петербурге. Философ Моисей Каган остроумно заметил, что этот город «оказался не столько "окном в Европу", сколько "воротами из Европы", через которые европейское Просвещение становилось достоянием узкого и медленно расширяющегося слоя россиян»2. Здесь российская интеллектуальная элита впервые испытала не только духовное удовлетворение от приобщения к высотам западной цивилизации, но и острое чувство боли от сознания резкого контраста между обретенным ею уровнем идеалов и ужасающей жизнью простых людей.
Следует отметить стремление многих наших современников вкладывать отличающиеся смыслы в понятия «интеллектуал» и «интеллигент». Первые, по мнению философа В. И. Толстых, «профессионалы, и не более того», тогда как вторые несут груз ответственности перед обществом3.
1 Лихачев Д. С. Интеллигенция — интеллектуально независимая часть общества //
Судьба российской интеллигенции. С. 32.
2 Каган М. С. Образованные люди с больной совестью // Там же. С. 80.
! Перестройка. Десять лет спустя. М., 1995. С. 111-112.
Сходство и различие между интеллигентами и интеллектуалами в их историческом развитии стало темой исследования А. В. Соколова «Интеллигенты и интеллектуалы в русской истории», о котором говорилось выше. Вполне закономерным его продолжением стало стремление автора систематизировать процесс развития русской интеллигенции, выделить в нем некие этапы, показать путь развития «самой загадочной» общности в истории России.
Попытки периодизации истории интеллигенции предпринимались и ранее1. Однако существенным недостатком многих систем являлось отсутствие четких критериев интеллигентности и интеллектуальности, размытость, аморфность соответствующего категориального аппарата. В основу исследования А. В. Соколова положена социально-культурная концепция интеллигентности.
А. В. Соколов различает 12 поколений интеллигенции: от времени принятия Русью православной веры в X веке и появления первых интеллигентов-книжников и до нашего времени. Особенности каждого поколения и специфика различных типов интеллигентов и интеллектуалов внутри поколений показаны на примерах выдающихся деятелей культуры, ученых, политиков, военных. Список их чрезвычайно широк. Среди интеллигентов или интеллектуалов читатель встречает: князей — Владимира I и Александра Невского («палеокультурные интеллигенты»), «государя всея Руси» Ивана III («палеокультурный полуинтеллектуал»), царя Ивана IV, которому, по мнению автора, была присуща «антиинтеллектуальность», самозванца Лжедмитрия I (тоже «антиинтеллектуал»), императора Петра I («интеллектуал-деспот»), ученых-энциклопедистов В. Н. Татищева («интеллигент-гуманист») и М. В. Ломоносова («интеллектуал-квазигуманист»), А. С. Пушкина («интеллигент-сноб»), А. И. Герцена («революционер-гуманист»), Ф. М. Достоевского («интеллигент-гуманист»), И. С. Тургенева («интеллигент-конформист»), П. А. Столыпина («интеллектуал-деспот»), В. И. Ленина («интеллектуал-нигилист»), А. М. Горького («интеллигент-гуманист») и многих других.
Монография А. В. Соколова, будучи посвящена сложнейшей проблеме, предполагает ее комплексный и междисциплинарный характер. Автор использует теоретические положения и методы исследования, присущие социологии, истории, исторической психологии, культурологии. Благодаря глубине анализа и разнообразию научных подходов,
1 См.: Соколов К. Б. Эстафета поколений русской интеллигенции // Поколение в социально-культурном контексте XX века. М., 2005. С. 439-470.
10
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
книга А. В. Соколова является, на мой взгляд, существенным вкладом в изучение феномена российской интеллигенции.
Конечно, как видно даже из приведенных примеров, многие положения этого труда могут вызывать споры. Однако дискуссионность в нашем случае является сопутствующим свойством научной новизны. Думается, для России осмысление феномена интеллигенции является существенной частью пути самопознания. Как одному из первых читателей данной книги, мне хочется выразить признательность профессору А. В. Соколову за существенное продвижение по этому пути.
А. С. Запесоцкий,
ректор СПбГУП, заведующий кафедрой философии и культурологии,
доктор культурологических наук, профессор,
академик Российской академии образования,
заслуженный деятель науки РФ
I
ВВЕДЕНИЕ
Мне часто вспоминается светлый майский вечер 1996 года, когда ученые гости нашего Университета собрались в роскошном дворце Бело-сельских-Белозерских для того, чтобы подискутировать о судьбе российской интеллигенции, о месте и роли интеллигенции в истории, о треугольнике «народ — интеллигенция — власть» и других вечно актуальных проблемах. Именно там, в старинном Дубовом зале с окнами на Невский проспект, передо мною предстала русская интеллигенция как научная проблема и мистическая тайна, выходящая за пределы рациональной науки. Не случайно же мудрые академики и писатели так увлеченно и столь противоречиво спорили о сути и происхождении интеллигенции, ее социальных функциях, грехах и перспективах. Напомню некоторые высказывания, опубликованные в материалах дискуссии'.
Начиная дискуссию, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «чрезвычайно важной особенностью» интеллигенции интеллектуальную независимость. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести, а совесть является гарантом свободы человека-интеллигента. «Интеллигенция — это широкая образованность плюс интеллектуальная и моральная свобода, — сформулировал Дмитрий Сергеевич. — Интеллигент — это состояние души» (с. 12). Все участники дискуссии в своих выступлениях акцентировали, что интеллигенция — вовсе не собрание людей умственного труда (социальная прослойка «служащих»), а особый их слой, отличающийся альтруистическим этическим самоопределением и не замыкающийся эгоистически в своем мещанском мирке. М. С. Каган предложил афоризм: «интеллигенция — образованные люди с больной совестью» (с. 58).
Академик Н. Н. Моисеев призывал различать интеллектуалов, «отличных мастеров своего дела», но не более того, и интеллигентов, которые способны «выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности» и «размышлять о судьбах своего народа
1 Судьба российской интеллигенции: материалы научной дискуссии / сост. и ред. В. Е. Триодин. СПб., 1996. (Далее страницы в тексте приведены по этому изданию.)
I
12
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
13
в сопоставлении с общечеловеческими ценностями» (с. 21). Интеллигенции «от природы свойственна известная фронда по отношению к любому режиму, чувство недовольства происходящим, где бы и что бы ни происходило... Интеллигенция рождает иногда бунтарей, революционеров, но никогда не рождает тиранов» (с. 22).
С Дмитрием Сергеевичем не согласился литературовед и историк Вадим Валерьянович Кожинов, который заявил, что «представление об интеллигенции как о некоторой сумме исходящих из своего собственного, личного разумения индивидов едва ли уместно; такого рода индивиды характерны для западного, а не российского общества, и их принято называть не интеллигентами, а интеллектуалами» (с. 31). По мнению Кожи-нова, российской интеллигенции присуща не «беспартийность», а постоянная тяга к противостоянию деспотической государственной власти, которое не может быть делом одиночек. В защите народных интересов перед лицом власти Кожинов усматривал главную социальную функцию интеллигенции: «отказываясь от сопротивления власти, интеллигенция становится попросту ненужной — как не нужна она на Западе» (с. 33).
По сути дела литературоведа В. В. Кожинова поддержал писатель Д. А. Гранин. Даниил Александрович сказал: «Интеллигенцию я рассматриваю как оппозиционный слой, критически относящийся к власти. Функциональная природа интеллигенции заключается в этом критическом противостоянии. Боюсь, что эта функция сейчас размывается... Я не знаю, сохранится ли интеллигенция как особенное русское явление. С обостренным чувством справедливости, совестливостью. На Западе есть интеллектуалы, но нет интеллигентов в нашем российском понимании. Но, похоже, и мы останемся только с интеллектуалами» (с. 34).
Почетный член Всемирной федерации исследований будущего И. В. Бестужев-Лада высказался еще более пессимистично. Во-первых, он заявил, что «интеллигенция — это феномен не только русский, а общемировой, причем с древнейших времен до наших дней» (с. 42); во-вторых, предсказал, что «при существующих тенденциях интеллигенция обречена на мучительную агонию и неизбежную гибель в течение ближайших двух-трех десятилетий» (с. 44). Ужасный приговор! Если вспомнить слова академика Н. Н. Моисеева о том, что «интеллигенция выступает одним из важнейших гарантов жизнеспособности общества; благодаря ей общество способно встречать новое и неизведанное, что приходит в нашу жизнь, приспосабливать к новым условиям не только материальную основу, но и образ мышления и нравственность» (с. 25), то предсказанная маститым футурологом утрата интеллигенции означает конец России, да и всей западной цивилизации в целом.
К счастью, большинство участников дискуссии не разделяли столь мрачный прогноз и призывали к воспроизводству «истинно интеллигентных людей, интеллигентных не по наличию диплома о высшем образовании и не по роду службы, а по тому строю и уровню духовности, который определяет интеллигентного человека в нашей стране» (М. С. Каган, Н. В. Карлов, Б. В. Раушенбах). Организатор дискуссии ректор Гуманитарного университета профсоюзов А. С. Запесоцкий провозгласил: «Главная задача Университета — формирование интеллигента».
Дискуссия 1996 года не дала определенного ответа на вопрос о судьбах русской интеллигенции, тем не менее она была очень поучительной для многих ее участников, в том числе и для меня. В чем, на мой взгляд, заключались ее уроки? Во-первых, цельный образ интеллигенции раздвоился на «подлинного» интеллигента и предприимчивого специалиста-интеллектуала: «подлинный» интеллигент— образованный и умственно развитой человек с обостренной, беспокойной совестью, а интеллектуал — также образованный «отличный мастер своего дела», но замкнутый в узком кругу мещанских интересов и равнодушный к судьбам отечества и человечества. Во-вторых, обрисовались дискуссионные проблемы, требующие дальнейшего изучения, такие как: допустимый уровень интеллектуальной свободы интеллигента-индивидуалиста; интеллигенция — сугубо русский или мировой феномен; оппозиционность к власти как непременная социальная функция интеллигенции; будущее русской интеллигенции — неизбежная гибель или продолжение воспроизводства.
Разговор о судьбе российской интеллигенции был продолжен через год, когда предметом обсуждения стали возможные сценарии ее развития. Вновь обозначились два лагеря: лагерь оптимистов во главе с Д. С. Лихачевым, верящих в то, что «мы снова начнем подниматься, и XXI век будет веком огромного подъема русской культуры», и лагерь пессимистов, констатирующих уход интеллигенции из русской жизни, потому что в ней не нуждаются ни власть, ни народ, а сама она перерождается в «псевдоинтеллигенцию». Драматург и историк Даниил Натанович Аль четко перечислил отличительные черты «псевдоинтеллигенции»: во-первых, деятельность «ради корысти, ради денег, ради должностей»; во-вторых, конъюнктурная смена убеждений, «чтобы лучше жить, наживаться»; в-третьих, «безудержная апологетика власти»; в-четвертых, «фальсификация прошлого, истории». Таким образом, Д. Н. Аль обратил внимание на превращение некоторой части образованных людей, считавшихся ранее интеллигентами, в интеллектуалов, чуждых интеллигентской этике. Его наблюдение подтверждает необходимость разграничения