01. 08.2008
После откровений слушателей Дондурея неплохо освежить:
— Главной целью было извлечение прибыли?
— Пополнение бюджета. Кинематограф был абсолютно рыночной и прибыльной структурой. Получив темплан, я шел в Госплан, а потом в Минфин и выбивал лимит на производство фильмов. Нас всегда выручал министр финансов Василий Федорович Гарбузов. Он был большим любителем кино. Когда он смотрел комедии, с ним в одном ряду сидеть было нельзя: все кресла тряслись. И если возникали сложности, он безоговорочно решал вопрос. Обычно мы получали до 100 млн рублей в год. Это было разрешение банку дать нам ссуду. Мы должны были их освоить и погасить банковский кредит. Студии продавали фильмы прокату (другой структуре Госкино), прокат продавал кинотеатрам, и деньги, полученные от сборов за билеты, мы возвращали в банк.
— А сколько возвращалось?
— Касса нам давала примерно 1 млрд рублей.
— Действительно?
— Рентабельность советского кинематографа составляла 900 % в год. Мы когда-то ставили с американцами «Синюю птицу», и у меня для журнала Variety брали интервью. Я им говорю, что кинотеатры в СССР посещают 4 млрд. зрителей в год. Они переспросили. Я снова: 4 млрд Они попросили написать на бумаге, пересчитали нули и все-таки написали в журнале 1 млрд. Средняя цена билета была 22,5 копейки, вот и получались сборы 1 млрд рублей со всей киносети. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, вести производство, оплачивать тиражи фильмов. Примерно 550–570 тыс. забирали у нас в виде налогов. Оставшегося хватало, чтобы делать такие картины, как «Война и мир» или эпопею «Освобождение», чтобы у нас с 1976 года ежегодно было 30 режиссерских дебютов. Мы создали на «Мосфильме» объединение «Дебют», условием работы в котором было: ставьте что хотите, снимайте как хотите, выход на экран зависит от проката — купит или не купит. Но мы платили всему творческому составу повышенные ставки, чтобы они не были ущемлены по сравнению с теми, кто работает в «большом кино».
— Блестящие результаты повторялись из года в год?
— В среднем, чтобы фильм оправдывал себя, нужно было, чтобы его посмотрело 17 млн зрителей. Но далеко не все эту цифру вытягивали. Василий Шукшин снимал один в один, как снайпер: ни одного лишнего съемочного дня, ни одного попусту потраченного метра пленки.
У него «Калина красная» стоила — сколько лет прошло, но я хорошо помню — 289 тыс. рублей, и посмотрело ее 140 млн человек. В то время как какая-нибудь «Севастопольская эпопея», которую посмотрело — я помню тоже — 1,5 млн человек, стоила 1,5 млн рублей.
И чтобы поправить дела, мы, как у нас говорилось, «приглашали Брижит Бардо». Это нормальный продюсерский ход. Неважно, где я беру деньги, главное — рассчитаться с долгами и получить кредит на следующий год. Иногда звонил Ермашу управляющий Госбанком и говорил: «Слушай, купи какую-нибудь «Есению», у меня касса пустая». Покупали индийские мелодрамы, бросали в кинотеатры большой тираж и наполняли бюджет.
www.kommersant.ru
К сожалению, совершенно не раскрыта тема воровства фильмов на фестивалях и способы распила денег с проката ворованных фильмов. Но про это нам уже рассказали слушатели Дондурея.
Новости отечественного кино
04.08.2008
С мест сообщают:
Режиссер Никита Михалков получил травмы лица на съемках второй части картины «Утомленные солнцем». Инцидент произошел в Нижегородской области при съемке эпизода боевых действий, сообщает РИА Новости.
По сценарию, герой Михалкова должен был прыгнуть в окоп с автоматом в руках. В прыжке режиссер автомат выронил, а затем ударился об него лицом. Серьезных травм Михалков не получил, он отделался шрамами и ссадинами.
www.lenta.ru
Очень странный случай. В прошлый раз сообщалось, что в фильме Михалкова в атаку бегали с черенками от лопат. Может, на самом деле все было не так?
Анабасис на экранах
04.08.2008
Есть у Ксенофонта такая знатная книга, называется «Анабасис». А тут сообщают:
Киностудия Columbia Pictures объявила о готовящейся экранизации «Анабасиса», сочинения древнегреческого историка Ксенофонта о походе десяти тысяч воинов-наемников из Месопотамии к Черному морю в 401 году до нашей эры. Издание Variety располагает информацией о сценаристе: им будет Роберт Шенккан, драматург и писатель, лауреат Пулитцеровской премии. Продюсером Columbia выбрала Джимми Миллера, известного по комедийным проектам вроде «Рикки Бобби: король дороги». «Что случилось в Вегасе», «Полупрофи». Вместе с Миллером будут работать братья Робби и Джонатан Стэмп. Первый известен как исполнительный продюсер фильма «Автостопом по галактике», второй — как продюсер исторического сериала «Рим» и многочисленных документальных проектов об античной истории.
В «Анабасисе» Ксенофонт, сам участник событий, изложил историю отступления греческих наемников Кира Младшего из сердца Месопотамии. Десять тысяч человек прошли пешком через Переднюю Азию и вышли к Трапезунду, греческой колонии на берегу Черного моря. Еще в античности считалось, что книга Ксенофонта повлияла на решение Александра Македонского завоевать Азию.
«Анабасис» послужил основой для культового фильма Уолтера Хилла «Воины (1979). Правда, у Хилла греки-наемники превратились в уличную банду, Азия — в Нью-Йорк, а поход должен был занять ровно одну ночь.
www.lenta.ru
Если битвы будут хотя бы вполовину хороши так, как в фильме «300», — надо смотреть.
Из общения в комментариях:
— Если снимут так же, как «300», то за это нужно будет набить морду.
— Кому?
— Нельзя историю превращать в комикс.
— Это ты разрешения даешь — что можно и что нельзя?